2 июня российские школьники сдали единый государственный экзамен по обществознанию — самый популярный предмет по выбору. Еще в 2024-м из программы экзамена убрали разделы «Демократия, ее основные ценности и признаки», «Гражданское общество и правовое государство», «Международное право» и «Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба».
«Новая газета Европа» изучила, как школьники сдают гуманитарные предметы и как учебная программа меняется вслед за ситуацией в стране.
Никакого «Евровидения»
В Рособрнадзоре правки в ЕГЭ по обществознанию объясняли структурными изменениями. Демократия не пропала: вопросы по ней задают в рамках другого раздела — про формы государства и политические режимы, а вот «Международного права» действительно больше нет. Руководитель проекта «Независимая лаборатория образования», исследователь ЕГЭ Антон Чубуков тогда говорит «Коммерсанту», что школьное обществознание изменяется под изучение реалий «именно современного российского общества».
В этом году, судя по реакции школьников в чатах, никаких заданий, привязанных к государственной идеологии, им не попадалось. Хотя кому-то пришлось отвечать на вопросы о службе в армии.
Репетитор по обществознанию Елена (предпочла остаться анонимной по соображениям безопасности. — Прим. ред.) рассказала, что за последние три года вообще не встречала в программе вопросов про войну в Украине или политическую обстановку. Хотя некоторые тренды всё равно просачиваются в экзамен.
«Могут попросить привести примеры про традиционные ценности и про меры, которые приняты в РФ для их поддержания. Могут попросить назвать примеры программ по социализации подрастающего поколения»,
— отметила Елена.
Елена просит своих учеников на всякий случай обходить стороной военную тему и не использовать в качестве примеров некоторые международные конкурсы, например, «Евровидение» — на всякий случай, вдруг не засчитают ответ.
«Не засчитывается не потому, что «Евровидение» — какой-то враждебный конкурс, нет, конечно. Просто потому, что оно уже не является частью российской действительности, а критерии в обществознании достаточно размыты», — говорит репетитор.
В прошлом году у одного из выпускников на самом деле не приняли ответ про Диму Билана, прославившего Россию на «Евровидении», рассказывала в соцсетях репетитор Виктория Воробьёва. Когда ученик подал апелляцию, в комиссии объяснили, что в связи с геополитической обстановкой победа на конкурсе не считается вкладом в развитие российской культуры.
Поддержать независимую журналистику
Чему учит армия?
С этого года школьникам могли снизить на балл оценку за сочинение в ЕГЭ по русскому языку, если они цитировали запрещенные материалы, — это обсуждалось еще до экзамена. Кого конкретно нельзя упоминать, непонятно, но юристы считают, что даже писателей-«иноагентов».
Репетитор по русскому языку и литературе Вероника (предпочла остаться анонимной по соображениям безопасности. — Прим. ред.) рассказывала, что своих учеников просила не упоминать статус «иноагента», даже если текст такого автора цитировали в сочинении: список иноагентов настолько длинный, что проверяющие могут и не знать, кто в нём.
В этом году некоторым ученикам попался текст из повести «Армейская юность» советского и российского писателя Константина Ваншенкина, посвященный поколению фронтовиков Великой Отечественной войны. В задании просили ответить на вопрос, какой опыт получает молодой человек в армии.

Фото: Дмитрий Белицкий / АГН «Москва»
Выпускники в разговоре с журналистом «Новой газетой Европа» признавались, что на всякий случай соглашались с мнением автора о пользе военной службы. Одна из школьниц придумала пример из жизни, потому произведения знала «только про войну, но не про армию».
«Написала, мол, у моего брата есть друг, который на дне рождения рассказывал о своей службе в армии: как нашел преданных друзей и стал сильнее характером. Еще написала, что армия прививает любовь к Родине и природе, а также помогает научиться дружить по-настоящему и обрести верных друзей»,
— вспомнила ученица.
По ее словам, никаких заданий «про политику» больше не было.
Другая девушка написала, что армия многому учит юношей, и привела в пример «Капитанскую дочку» Пушкина. «Написала, что Пётр Гринёв благодаря службе привил себе любовь к Родине и во время бунта Пугачёва встал против него. В заключении написала, что армия помогает юношам приобрести новый жизненный опыт и личностные качества», — рассказала девушка.

Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»
Еще одна школьница призналась, что растерялась, потому что знает лишь книги о негативном опыте войны. Но она всё равно согласилась с автором: решила, что для спора нужны сильные аргументы, с которыми проверяющие всё равно могут не согласиться. «Написала, что в армию приходят хилыми, а уходят рукастыми, как в тексте плюс-минус», — говорит она.
В комментариях в посвященном ЕГЭ чате выпускник рассказал, что писал про деда-полковника, который передал ему опыт обращения с оружием, и «что в армию нужно всем сходить».
Вторым текстом, который привлек внимание в соцсетях, стал отрывок из «Тюремного дневника» депутата Госдумы Марии Бутиной, которая отсидела в США за работу «иностранным агентом» без регистрации. В самом тексте нет политики — он посвящен детству и взрослению, но выбор автора для экзамена всё равно интересный.

Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»
История и новые герои
Школьная программа по истории следует за событиями, и война в Украине уже есть в учебниках. На ЕГЭ вопросы про нее добавили в 2024 году. Например, для ответа в одном из них нужно знать имена «героев СВО». По данным «Верстки», «специальная военная операция» упоминается в 21 варианте из 30 изданных. Кроме того, есть задание на знание хронологии, где одно из событий, которое нужно поставить на свое место в линейке, — вхождение «новых регионов» в состав РФ.
Выпускники пишут в тематических чатах, что им попадались командир спецназа «Ахмат» Апти Алаудинов и десантник Александр Жихарев. Один из сдававших экзамен школьников рассказывал «Новой газете Европа», что «ЕГЭ могло бы быть гораздо более идеологически наполненным, но до этого, видимо, пока не дошли руки, ограничились именами».
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».