В российских школах уже на этой неделе состоятся первые ЕГЭ. После начала полномасштабного вторжения учителя и ученики постоянно обращают внимание на то, как меняется экзамен из-за цензуры, — сдающих историю проверяют на знание дат и героев «СВО», а в сочинениях по русскому часто встречается тема войны. Сейчас школьникам настоятельно советуют не упоминать имен «иноагентов» и «экстремистов».
«Новая-Европа» изучила демоверсии ЕГЭ, а также пообщалась с репетитором и рассказывает, как школьники в этом году вынуждены подстраиваться под меняющиеся правила экзамена.
Русский и литература: про «иноагентов» писать совсем запрещено?
«Новая-Европа» уже подробно рассказывала, как изменилась экзаменационная программа под влиянием войны. Еще с 2023 года в ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории и обществознанию начали появляться задания, отражающие взгляд Кремля на вторжение в Украину. Учителя рассказывали, что давно просили не приводить в экзаменационных сочинениях по русскому языку примеры, связанные с «СВО», даже в позитивном ключе, а также не упоминать названия нежелательных организаций и иностранных агентов — на всякий случай.
Экзамен по русскому языку состоит из двух частей: в первой — 26 заданий, подразумевающих короткие ответы (до нескольких слов), во второй необходимо написать сочинение по предложенному тексту, обосновав свою позицию примером из литературы, историко-культурного или жизненного опыта.
Как отмечает «Медуза», теперь в сочинениях ЕГЭ по русскому языку нельзя цитировать «запрещенные к распространению материалы» — иначе школьнику снизят балл по критерию «соблюдение этических норм» (К6 — он оценивается в один балл, всего за сочинение можно получить 22 балла). Членам комиссий, как подчеркивает издание, предлагают не ставить балл, если в сочинении есть:
- «примеры экстремистских и/или иных запрещенных к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов»;
- «примеры социально неприемлемого поведения людей»;
- высказывания, унижающие человеческое достоинство;
- высказывания, нарушающие российское законодательство («пропаганда фашизма, антигосударственных идей и нетрадиционных ценностей», употребление нецензурной брани и иностранных слов, «имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащиеся в нормативных словарях»).
Как уточняют составители экзамена, этический критерий учитывает только одно — нарушение законов о распространении информации. А именно «О противодействии экстремистской деятельности», «О государственном языке РФ», УК и КоАП.

Проверка на входе в школу перед сдачей ЕГЭ, Москва, 7 июня 2024 года. Фото: Артур Новосильцев / АГН «Москва»
Однако какие именно материалы считаются «запрещенными», учителям и школьникам не объяснили, подчеркивает «Медуза». При этом, согласно российским законам, сюда действительно можно отнести произведения авторов, объявленных «иностранными агентами», сказала в разговоре с изданием юристка и основательница «Центра защиты прав СМИ» Галина Арапова. Непосредственно в кодификаторе ничего про «иноагентов» и «нежелательные организации» не сказано (прямо запрещено приводить лишь примеры из комиксов, аниме, манги, фанфиков, графических романов, компьютерных игр и «других подобных видов представления информации»).
По данным собеседников «Медузы», учителя говорят детям приводить примеры из классики и «желательно из тех авторов, которые уже умерли и приняты в нашем обществе как светила».
По мнению другого учителя, с которым поговорило издание, изменения критерия оценки на практике ни на что не повлияют, так как ученики крайне редко приводят примеры из современной литературы и тем более из произведений «иноагентов»: если школьник захотел привести пример из литературы, он скорее вспомнит Александра Пушкина или Федора Достоевского, чем «иноагентов» Бориса Акунина или Дмитрия Глуховского.
С таким мнением в разговоре с «Новой-Европа» согласилась и Вероника — репетитор по русскому языку и литературе, готовящая к ЕГЭ (она предпочла остаться анонимной по соображениям безопасности. — Прим. ред.).
— Не сказать, что среди многих школьников сильны какие-то политические настроения. Они могут понимать какой-то общий «кринж» ситуации, испытывать усталость от того, что их пичкают текстами про войну. Но в основном студенты приводят в пример классические произведения или фильмы, сериалы — всё, что, в общем, можно упоминать. За мою практику почти никто не приводил в пример какие-то журналистские статьи.
Современную литературу в этом возрасте читают, пожалуй, еще хуже, но я прямо сказала моим ученикам, что если вы решитесь приводить в пример «иноагента», то не упоминайте, что это «иноагент», — потому что, скорее всего, проверяющие вообще не в курсе, кто это, и пройдут мимо.
Никто вас не оштрафует за немаркировку. Но про «нежелательных» лучше не писать. Однако повторюсь: для большинства эта информация — просто белый шум, они вообще, по сути, не понимают, про что я говорю, — сказала собеседница «Новой-Европа».
Со списками произведений, которые ни в коем случае нельзя приводить в сочинениях на экзамене, как и со слишком специфическими темами (например, согласием/несогласием с властью), Вероника не сталкивалась.
На ЕГЭ по литературе, по словам собеседницы «Новой-Европа», осталось еще меньше пространства для цитирования современной классики и «иноагентов». Это объясняется жестким кодификатором произведений, проверяемых на ЕГЭ, — отход от такового практически невозможен. К тому же с этого года ученику предлагается сравнивать литературных персонажей и темы строго с теми героями, кто прописан в задании, тогда как раньше выбор был не ограничен.
Тем не менее, как отмечает «Медуза», учителя всё равно советуют остерегаться упоминания «нежелательных» людей и организаций, так как это «более серьезный вопрос, чем потеря одного балла», и «могут быть последствия».

Экзаменатор проверяет документы перед сдачей экзамена, Москва, 7 июня 2024 года. Фото: Артур Новосильцев / АГН «Москва»
Произведений о войне стало больше?
Во второй части демонстрационного варианта ЕГЭ по русскому 2025 года — текст о войне. Такие темы встречались и раньше, подчеркнула в разговоре с «Новой-Европа» анонимный репетитор по русскому языку. Однако, как пишет «Медуза», таких произведений стало еще больше: в частности, в пособии для подготовки к экзамену под редакцией Романа Дощинского, состоящем из 36 типовых вариантов экзамена, действительно много текстов на тему войны.
Однако, как отмечает репетитор Вероника в разговоре с «Новой-Европа», выбор тем для сборника — инициатива непосредственно составителя, которая не отражает тенденции увеличения количества текстов о войне на ЕГЭ.
— Я бы не сказала, что русский язык и литература так сильно страдают от повестки, как это происходит, например, с обществознанием или историей.
Также мне кажется, что наличие текстов про войну можно объяснить еще и тем, что составители ЕГЭ часто стараются упомянуть в вариантах круглые даты и события, витающие в воздухе. Это может быть 80-летие со дня окончания Великой Отечественной войны, может быть день рождения какого-то поэта, — говорит она.
Как отмечает собеседница «Новой-Европа», тема сочинения по русскому языку подразумевает, что вы вынуждены согласиться с позицией автора:
— Поэтому я всегда говорила своим ученикам, что даже если у них будет тема, связанная с 9 Мая, нужно согласиться с мнением, выраженным в тексте. Но будем честны, тексты из серии «как классно умереть за Родину» попадались всего пару раз за мою практику. В основном предлагаются все-таки очень адекватные темы, на которые стоит порассуждать. Тема взаимоотношений человека и природы, человеческих переживаний, взаимоотношений между людьми, вечных конфликтов поколенческих и так далее. Что касается проблематики войны, то, как правило, это классические тексты, где школьникам предлагается порассуждать на тему трагедии войны и поведения человека, — сказала репетитор.

Пункт проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ), Москва, 23 мая 2024 года. Фото: Василий Кузьмичёнок / АГН «Москва»
История и обществознание: можно ли упоминать актуальные политические темы?
В ЕГЭ по истории события полномасштабного вторжения в Украину присутствуют, но только в тестовом задании, рассказывает репетитор Мария. Так что школьникам придется выучить минимум 16 фамилий так называемых «героев СВО», но писать о них в заданиях на сравнение и сочинении пока не надо. Примеры таких тестовых заданий приведены в демонстрационном варианте ЕГЭ по истории: ученикам надо правильно сопоставить дату «вхождения» Херсона «в состав Российской Федерации в период проведения Специальной военной операции (СВО)» и знать, кто такой Владимир Жога. Однако, как писала «Новая-Европа», подобные задания встречались и два года назад.
В ЕГЭ по обществознанию лучше не давать оценку современным политическим событиям, говорит репетитор и автор телеграм-канала «Обществознание без цензуры» Артем Русакович.
— К счастью, экзамен по обществознанию и так избегает новостной повестки. Тем не менее, иногда вы можете придумать какой-то актуальный пример. И если вы о нем пишете, то избегайте как слишком оппозиционных, так и слишком верноподданнических взглядов.
<…> В России с февраля 2022 года тысячи людей столкнулись с преследованием за неправильные взгляды. Соответственно, теоретически за критику Путина в своих ответах вы можете попасть за решетку или — что многих пугает даже больше — лишиться баллов, необходимых для поступления в вуз, — говорит преподаватель.
Любовь к действующей власти лучше тоже держать при себе, продолжает он: во-первых, политическая обстановка в России крайне непредсказуема, во-вторых, вы не знаете, кто именно будет читать ответы, добавил Русакович.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».