СюжетыОбщество

Мир опознан как враг

Депутатка Лантратова написала донос на фонд, помогающий антивоенным священникам

Мир опознан как враг

Фото: Вечерняя Москва / mir-vsem.info

«Религия и вера стали неотъемлемой частью СВО», — заявила 13 мая с трибуны Госдумы РФ председатель комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова. Евангельская проповедь мира несовместима с этими «религией и верой», поэтому депутатка призывает признать «нежелательной организацией» фонд «Мир всем», помогающий антивоенным священникам из России.

Главная по религии

Глава «профильного» комитета Госдумы ополчилась на православных священников, уехавших из России из-за неприятия войны, не найдя иного объяснения их выбору, кроме «работы на западные спецслужбы». На пленарном заседании Госдумы Яна Лантратова, входящая во фракцию «Справедливая Россия» и в течение последних трех лет «отвечающая за религию» в палате, рассказала коллегам о неких «лжепастырях и лжестарцах», «псевдопастырях в рясах», слишком буквально понимающих заповедь Христа «Блаженны миротворцы». Этих «лже-» и «псевдо-» депутатка противопоставила истинным служителям культа «СВО», которые, по ее сведениям, освятили уже 150 полевых храмов и самоотверженно окормляют бойцов ВС РФ в их безнадежном стремлении «взять Киев».

Яна Лантратова не поленилась подготовить видеопрезентацию об «организации с лицемерным названием “Мир всем”», представив депутатам изображения протоиерея Андрея Кордочкина, священника Валериана Дунин-Барковского и мирянина Сергея Чапнина, которые, по данным Лантратовой, «были лишены сана в России». Депутатка обвинила фонд «Мир всем» в «вербовке» 36 священников, публикации дискредитирующих Россию и патриарха Кирилла статей и в призывах к отказу от чтения «молитвы о Святой Руси», содержащей пожелание победы ВС РФ. Голос Лантратовой во время выступления срывался от показных волнения и негодования — в стилистике дикторов северокорейского телевидения. А текст содержал набор привычных пропагандистских штампов эпохи зрелого путинизма, в целом не отличающихся от штампов эпохи сталинизма: «подрывная идеологическая работа»; «помощь экстремистам и террористам»; «прямая связь с разведкой Германии»; «разрушение духовных основ нашего общества». Не все церковные термины давались ей с первого раза, но для той религии, от имени которой выступает депутат, они и не важны.

Богословствуя, Яна Лантратова высказала такое видение догмата триединства: священную Триаду составляют вера, армия и народ. Председатель комитета подытожила доклад обращением к Генпрокуратуре с требованием признать фонд «Мир всем» нежелательной организацией.

Недавно «Новая-Европа» писала о взглядах Яны Лантратовой и ее довольно стремительной карьере, которой она обязана, главным образом, неформальному лидеру православного гееборчества Виталию Милонову. Глава думского комитета выступила в начале апреля с инициативой «законодательно защитить» изображения креста на коммерческой продукции и официальной символике. Трудно найти что-либо, помимо Милонова, в официальной биографии депутатки, что связывало бы ее с религией. Лантратовой 36 лет, она окончила журфак СПбГУ и работала в «Молодой гвардии Единой России», была близка к ее лидеру Тимуру Прокопенко, ныне высокопоставленному сотруднику АП. Перейдя на работу к депутату Милонову, Лантратова возглавила «Мониторинговый центр по нарушениям прав детей, борьбе с распространением детской порнографии и педофилии», который обвиняли в использовании несовершеннолетних воспитанников московской коррекционной школы-интерната № 62, инвалидов-сирот, в «ловле педофилов на живца». Позже Лантратова отрицала вовлечение несовершеннолетних в подобные практики и уверяла, что «ловля на живца» проводилась с ведома правоохранительных органов. Поработав в аппарате СПЧ и в АП, в 2021-м вполне заслуженно стала депутатом Госдумы.

Яна Лантратова во время пленарного заседания Госдумы 21 апреля 2022 года. Фото: пресс-служба нижней палаты парламента / Агентство «Москва»

Яна Лантратова во время пленарного заседания Госдумы 21 апреля 2022 года. Фото: пресс-служба нижней палаты парламента / Агентство «Москва»

Фактчекинг

Качество аналитики госпожи Лантратовой, которая, по должности, должна бы лучше своих коллег разбираться в церковной проблематике, демонстрирует простой фактчекинг. Из всех перечисленных депутаткой лиц руководство РПЦ запрещало в служении только о. Андрея Кордочкина, бывшего клирика Испанско-Португальской епархии. Не дожидаясь публикации соответствующей резолюции патриарха, о. Андрей перешел в Константинопольский патриархат, где и служит сейчас. Священник Валериан Дунин-Барковский — и вовсе действующий клирик прихода св. Николая в Дюссельдорфе, входящего в состав РПЦ Московского патриархата (правда, не напрямую, а через Парижскую архиепископию, присоединившуюся к РПЦ в 2019 году). В священнослужении никогда не запрещался. Сергей Чапнин, бывший ответственный редактор официозного «Журнала Московской патриархии», никакого священного сана не имел и не имеет, поэтому запретить его технически невозможно. Сегодня он проживает в приходе автокефальной Православной церкви в Америке и работает в Центре православных исследований католического Фордхэмского университета в Нью-Йорке. Кстати, к фонду Чапнин отношения не имеет: фонд «Мир всем» учредили четыре человека — оо. Андрей Кордочкин, Валериан Дунин-Барковский, музыкант Павел Фахртдинов и журналист Светлана Неплих-Томас.

В прошлом году «Новая-Европа» рассказывала о фонде в связи с помощью антивоенным священникам при переходе из юрисдикции РПЦ в Константинопольский (Вселенский) патриархат. Как ни странно, Яна Лантратова и прочие ревнители «триединства» не призывают объявить этот патриархат «нежелательной организацией». Константинопольский патриарх Варфоломей и его синод уже приняли порядка 25 клириков, запрещенных в служении или лишенных сана в РПЦ за отказ читать ту самую патриаршую «молитву о Святой Руси» или даже за замену в ней слова «победа» на слово «мир». Среди этих клириков такие известные, как священник Алексий Уминский или диакон Андрей Кураев. Фонд «Мир всем» регулярно публикует отчеты об источниках поступления пожертвований и о своих расходах — загадочная «разведка Германии» в этих отчетах не значится. Поскольку фонд зарегистрирован по законам ФРГ как частная некоммерческая организация (Gemeinnütziger Verein), он не имеет права получать государственное финансирование. Так, за 2024 год фонду удалось собрать около 97 тысяч евро. Понятно, что депутатам российской Госдумы все это малоинтересно, но раз речь зашла о юридической процедуре, важно все это оговорить.

Соучредительница фонда Светлана Неплих-Томас рассказала «Новой-Европа» о его главной миссии:

у священников, отказавшихся поддерживать «СВО», «как правило, большие семьи, где они единственные кормильцы, и остаться без работы для них означает полный финансовый крах.

Нечем кормить детей, жен, старых бабушек… И всё это только потому, что посмели назвать войну войной и осудить ее как враждебное христианству явление. Для многих из наших подопечных наши пожертвования — единственный источник дохода».

РФ невозможно дискредитировать

О. Андрей Кордочкин опубликовал 14 мая свой ответ Лантратовой. Он начинает с цитаты из письма Владимира Войновича после лишения его советского гражданства в 1981 году: «Вы мою деятельность оценили незаслуженно высоко. Я не подрывал престиж советского государства. У советского государства, благодаря усилиям его руководителей, никакого престижа нет». Как можно дискредитировать государство, которое тысячами сажает ни в чем не повинных людей, одновременно освобождая и вооружая преступников, осужденных за реальные преступления (вплоть до деторастления и каннибализма), доводит до нищеты и отчаяния людей, готовых за деньги убивать граждан Украины и погибать самим? Этим вопросом задается священник. Факт ракетного удара по киевской детской больнице «Охмадет», упоминание о котором Яна Лантратова считает «дискредитацией российской армии», был, в частности, признан православным каналом «Царьград», лояльным Путину, РПЦ и принадлежащим олигарху Константину Малофееву, до недавнего времени — заместителю патриарха во Всемирном русском народном соборе (скриншот прилагается). «Тот, кто сегодня жалеет вражеских детей, — говорится в статье, подписанной Андреем Перла, — не жалеет своих… Беспощадный закон войны очень прост: врагов нельзя считать людьми… На той стороне нет людей». В настоящее время статья с сайта удалена.

Отец Андрей Кордочкин. Кадр из видеообращения к Яне Лантратовой. Фото: YouTube /  Mir-Vsem

Отец Андрей Кордочкин. Кадр из видеообращения к Яне Лантратовой. Фото: YouTube / Mir-Vsem

Иеромонах Иоанн (Курмояров), отсидевший в путинской тюрьме два года за критику «СВО» и ныне эмигрировавший на Запад, Курмояров цитирует заявление фонда: «Если нежелательной хотят признать организацию за то, что она делает добро, то, значит, для них добро — нежелательно. Они делают людей несчастными — мы с вами <жертвователи фонда> помогаем людям пережить несчастье». Действительно, логика и стилистика выступления депутатки — вполне в духе воинствующего атеизма первых десятилетий советской власти. Приветствие Иисуса Христа («Мир вам!»), с которым Он обратился к Своим ученикам сразу после Воскресения, звучит жестким диссонансом той религии «СВО», которую проповедуют Кремль и его обслуга. «Слишком пацифистская» книга Евангелия, несомненно, также была бы признана экстремистской и запрещена в РФ, если бы монополию на ее толкование в военном духе не закрепили за религиозными организациями, присягнувшими Путину, в первую очередь — за гундяевской РПЦ.

Религия, которую проповедует Яна Лантратова и с которой вполне соглашается ее думская аудитория, — это, если выражаться академично, манихейский дуализм, то есть учение о метафизической борьбе двух начал мира: злого (Запад) и доброго (путинская РФ). К реалиям «СВО» это учение адаптировал кремлевский философ Александр Дугин, выступивший с главным докладом на Всемирном русском народном соборе 2022 года, когда пропаганда еще только искала религиозные аргументы для сакрализации войны против братского (в прошлом) христианского (в основной своей массе) народа. «Запад — это идея, — учит Дугин и вслед за ним собор. — Вторжение этой идеи началось с секуляризации, которая разделяла божественное и человеческое… СВО — это война неба против ада».

В контексте этого учения противники «священной» войны и, в частности, фонд «Мир всем», состоящий из двух священников и двух мирян, представляются экзистенциальной угрозой России и ее новой религии, которая, судя по таким страхам, еще не встала на ноги и не чувствует себя уверенно, несмотря на гигантский репрессивный аппарат, который ее обслуживает. Поскольку антивоенные идеи теперь ассоциированы пропагандой с «духом антихристова Запада», любая миротворческая деятельность и поддержка священников-миротворцев рассматривается как вражеская — не только с военно-политической, но и с метафизической, религиозной точек зрения. Это та самая средневековая парадигма, из которой истекает идеология джихада, крестовых походов, Варфоломеевской ночи… В рамках этой парадигмы война — не только «естественное состояние», но и религиозный долг, «путь святости». В этой логике не только организации, продвигающие миротворчество, являются вражескими, но и само слово «мир» вызывает подозрение как символ нелояльности.

Такую «инверсию смыслов» представили в своих антиутопиях Джордж Оруэлл и Владимир Войнович. Описанный ими режим устами госпожи Лантратовой и тысяч подобных ей возвещателей честно признает, что проповедь мира — смертельная угроза для него.

Яна Лантратова во время пленарного заседания. Фото: кадр из видео / Агентство

Яна Лантратова во время пленарного заседания. Фото: кадр из видео / Агентство

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.