СюжетыОбщество

«Родственники простили, но не забыли»

Адвокат, представлявший потерпевших в деле Михаила Ефремова, рассказал «Новой-Балтия» о позиции близких погибшего и выходе актера на свободу

«Родственники простили, но не забыли»

Михаил Ефремов, 2018 год. Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

Текст впервые опубликован в издании «Новая газета — Балтия».

9 апреля, рано утром, актер театра и кино Михаил Ефремов, осужденный после смертельного ДТП в центре Москвы, вышел на свободу по УДО. Из здания исправительной колонии № 4 в Алексеевке Белгородской области его вывели через черный ход, втайне от слетевшихся на место репортеров. Колония считается «звездной»: там сидел не только Ефремов, но и футболисты Павел Мамаев и Александр Кокорин, устроившие потасовку в московском кафе. Как и звезды отечественного футбола, Ефремов освободился условно досрочно, отбыв чуть больше половины срока — 4,5 года из 7,5 назначенных.

К четырем часам дня освобожденный уже прибыл домой. Заходя в подъезд, он сказал журналистам:

«Ребята, чувствую себя не очень. Сейчас говорить ничего не могу. Очень много впечатлений сразу. Спасибо, что встретили. Я, конечно, рад, что освободили меня. Всем спасибо, кто меня поддерживал. Еще раз мои соболезнования семье погибшего».

В 2020 году уголовное дело Ефремова было одним из самых скандальных сюжетов. В прессу моментально попадали подробности, а битва «звездных» адвокатов Пашаева и Добровинского надолго обеспечила таблоиды кричащими заголовками. Сейчас же, на четвертый год войны, освобождение давно забытого актера — скорее проходная новость.

«Новая-Балтия» вспоминает, как проходил процесс и где теперь оказались участники скандальной истории, один из которых, адвокат Александр Добровинский, согласился прокомментировать последние события.

forward
forward

Машины после ДТП с участием Ефремова на полицейской стоянке в Москве, 9 июня 2020 года. Фото: Денис Воронин / АГН «Москва»

«Адвокат дьявола» 

Карьеру Ефремова действительно можно назвать звездной. Он вел телепередачи и много играл в театре и кино. Когда-то снимался у Кирилла Серебренникова, читал стихи с Дмитрием Быковым на телеканале «Дождь» — в общем, был любим публикой, либеральной и не только. Еще до трагедии он неоднократно появлялся перед зрителями в нетрезвом виде. Например, в 2018 году, выступая в Самаре, Ефремов стал спорить с залом, ругался матом. Многим показалось, что он пьян. «Я уже текст забыл, блять», — констатировал актер после словесной перепалки.

8 июня 2020 года артист снова оказался в центре «пьяного скандала», но на этот раз все было серьезно. Употребив некоторое количество алкоголя и наркотиков (это доказано судебной экспертизой), он сел за руль своего джипа и в районе Смоленской площади выехал на встречную полосу, где столкнулся с легковым автофургоном Lada Granta. Водителя фургона курьера Сергея Захарова госпитализировали в тяжелом состоянии, вскоре он скончался. На Ефремова завели уголовное дело по статье 264 УК РФ — нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека.

Адвокат семьи погибшего Сергея Захарова Александр Добровинский у здания Мосгорсуда, 22 октября 2020 года. Фото: Денис Гришкин / АГН «Москва»

Адвокат семьи погибшего Сергея Захарова Александр Добровинский у здания Мосгорсуда, 22 октября 2020 года. Фото: Денис Гришкин / АГН «Москва»

Трагедия прогремела на всю страну, многим казалось, что звезда сможет «отмазаться». Поначалу Ефремов публично раскаялся и заявил, что не собирается использовать свои связи, чтобы уклониться от наказания. «Конец. Нет уже больше никакого Ефремова, предал я всех», — сказал он. Однако настоящее шоу началось в суде. Защищать Ефремова вызвался «звездный» адвокат Эльман Пашаев, ранее представлявший интересы певицы Кати Лель, актера Алексея Панина и других. На сторону семьи погибшего Сергея Захарова встал знаменитый адвокат Александр Добровинский, причем бесплатно. Для него это был шанс в очередной раз стать героем новостей.

Для Добровинского дело было беспроигрышным, а вот Пашаев и его клиент оказались в сложной ситуации. Пашаев использовал любые средства, чтобы оправдать клиента,

за что таблоиды прозвали его «адвокатом дьявола». В ходе процесса Ефремов то признавал вину, то отказывался от своих слов. Говорил, что ничего не помнит, потом утверждал, что за рулем джипа находился кто-то другой. Адвокат Пашаев даже привел в зал суда троих свидетелей, которые как один божились, что за рулем был не Ефремов.

Кроме того, защитник публично обвинял семью погибшего Сергея Захарова в том, что те якобы «бегают по всем телеканалам, а не скорбят». За это его на год лишили статуса адвоката. Ну а позже выяснилось, что свидетели Пашаева были купленными — Теван Бадасян, Андрей Гаев и Александр Кобец были признаны виновным в даче ложных показаний. Сам Ефремов признался, что давал Пашаеву деньги на «покупку» показаний. По пятьсот тысяч рублей на каждого «свидетеля», однако до них самих дошло всего по триста тысяч.

Осужденный Ефремов уверен, что разницу адвокат оставил себе.

Александр Кобец во время суда по делу о лжесвидетельстве, 14 января 2021 года. Фото: пресс-служба Пресненского районного суда Москвы / АГН «Москва»

Александр Кобец во время суда по делу о лжесвидетельстве, 14 января 2021 года. Фото: пресс-служба Пресненского районного суда Москвы / АГН «Москва»

Тюремный режиссер

Ухищрения вороватого адвоката не помогли Ефремову, а только навредили. Он из «всенародно любимого превратился во всенародно нелюбимого актера», сетовала его семья во время процесса. Артист получил 7,5 лет колонии общего режима, штраф 800 тысяч рублей и запрет управлять автомобилем на три года. В колонии Ефремов устроился относительно неплохо: по словам его сестры, имел хорошие отношения с начальством и сокамерниками. «Его все обожают. И называют «дядя Миша» — вплоть до конвоиров», — рассказывала прессе Анастасия Ефремова.

Мотая срок, Ефремов работал на швейном производстве, учил английский и всячески демонстрировал хорошее поведение. «Участвовал в организации чемпионата по бильярду, по настольному теннису», — рассказал News другой его адвокат Петр Хархорин. Вместе с другими заключенными Ефремов снял короткометражку «Евангелие от Федора», отсылающую к творчеству Достоевского. Ефремов и его юристы пытались добиться УДО, но возникали серьезные препятствия: например, незадолго до освобождения у актера обнаружили мобильный телефон.

«Это моя глупость. Увидел, что звонят ребята. Ну и тоже решил позвонить разочек. Не понимаю до сих пор, зачем это сделал», — рассказал в суде Ефремов.

Ефремов также настаивал, что нуждается в УДО из-за проблем со здоровьем. В тюрьме он сильно похудел, потерял несколько зубов и постоянно кашлял в связи с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). Вместе с тем, Ефремов пообещал, что навсегда бросит пить. В итоге суд все же удовлетворил его ходатайство об УДО.

А вот его бывший адвокат Пашаев, наоборот, отправился в колонию.

Михаил Ефремов на заседании суда, 20 октября 2020 года. Фото: пресс-служба Мосгорсуда / АГН «Москва»

Михаил Ефремов на заседании суда, 20 октября 2020 года. Фото: пресс-служба Мосгорсуда / АГН «Москва»

Около года назад стало известно, что после того, как его в очередной раз лишили адвокатского статуса в сентябре 2022 года, защитник Ефремова нашел себя на фронте, под Угледаром. Он служил вместе с бизнесменом Алексеем Блиновским, мужем «королевы марафонов» Елены Блиновской. Однако в сентябре 2024-го Московский гарнизонный военный суд арестовал его по делу о мошенничестве. Силовики считают, что Пашаев пообещал чете Блиновских закрыть уголовное дело, попросив взамен 18,5 миллиона рублей и 300 тысяч долларов (всего 44 миллиона рублей по актуальному курсу. — Прим. ред.). По этому поводу иронизировал адвокат Добровинский:

«Мне кажется, было бы интереснее, если бы Ефремов находился в одном лагере со своим не так давно арестованным бывшим адвокатом Пашаевым. Им было бы что сказать друг другу. Особенно Ефремову»,

сказал он изданию News.

При этом в досрочном освобождении артиста Добровинский не видит никакой проблемы. Как рассказал адвокат «Новой газете — Балтия», «всё было сделано в рамках законодательства», даже если кто-то считает иначе. Не аргумент и то, что Ефремов фактически нарушал лагерные порядки, храня телефон, считает юрист. «Претензии должны были возникнуть у работников лагеря, но ни у кого другого», — сказал он.

Михаил Ефремов после предварительного слушания в Пресненском суде Москвы. Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Михаил Ефремов после предварительного слушания в Пресненском суде Москвы. Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Добровинский заявил, что связался с семьей Захарова, когда в суде решался вопрос о досрочном освобождении Ефремова. По словам юриста, у семьи погибшего нет претензий к актеру: «Объявлен приговор, и гражданские иски были заявлены, все было истребовано». «Родственники простили, но не забыли», — подчеркнул адвокат, отказавшись объяснять, что именно это значит. Дальнейшая судьба артиста Александра Добровинского не интересует:

«У меня масса людей, с которыми я, от имени своих клиентов, судился. Почему меня должна интересовать их судьба. Каждый живет своей жизнью. Мне абсолютно всё равно [что будет с Ефремовым]. Это его жизнь», — сказал юрист.

Автор: Павел Кузнецов

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.