В ночь на 16 марта в монастыре Оптина пустынь умер духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (в миру — Алексей Ноздрин). Чем были обусловлены его близость к патриарху и последующая «опала», какую роль играл Илий в формировании «богословия войны» и почему последователи РПЦ называют его «прозорливым старцем»?
Патриарший духовник и последний из плеяды «великих прозорливых старцев» РПЦ схиархимандрит Илий скончался в Оптиной пустыни в ночь на 16 марта на 94-м году жизни. По православной традиции, его погребение состоится «на третий день» — 18 марта, когда в Оптиной ждут патриарха Кирилла (Гундяева). Заняв патриарший престол в 2009 г., он назначил Илия своим духовником и возвел его в сан схиархимандрита (чем нарушил традицию: после принятия великой схимы в РПЦ уже не награждают возведениями в более высокий сан). Однако в прошлом году патриарх неожиданно выселил «старца» из своей резиденции в подмосковном Переделкино, отправив его «по месту прописки» — в Оптину пустынь.
«Новая-Европа» рассказывала, как прошлым летом братия Оптиной пустыни заявила о «похищении старца» силами одного из орловских предпринимателей — Геннадия Цуркова, которого ранее сам же Илий назначил своим помощником. «Старца» в монастырь вернули с помощью правоохранительных органов, а Цуркова задержали. По версии предпринимателя,
«старец» хотел жить не в монастыре, а у себя дома, на Орловщине. Уже одна эта история свидетельствует о том, какие страсти кипели вокруг схиархимандрита, старческие немощи которого способствовали манипуляциям на его имени.
Но как и когда Илий завоевал репутацию «прозорливого старца»?

Схиархимандрит Илий Ноздрин на горе Афон, сентябрь 2022 года. Фото: страница Схиархимандрита в VK
Он родился в 1932 году в селе Становой Колодезь, что в 20 км от Орла. После службы в советской армии учился в Саратовской духовной семинарии, после закрытия которой в 1961 году перевелся в Ленинградскую семинарию, а затем поступил в духовную академию. Там он вошел в круг послушников и помощников влиятельного советского митрополита Никодима (Ротова), известного не только своей ревностной службой в КГБ под псевдонимом «Святослав», но и искренней приверженностью учению католической церкви. Многие воспитанники Никодима, включая патриарха Кирилла, впоследствии стали епископами и заняли крупные посты в РПЦ, образовав в ее руководстве элитарный клуб «никодимовцев». Будущий «старец» принял монашество с именем Илиан от рук Никодима, а в конце 60-х им же был рукоположен в сан иеромонаха, какое-то время провел в Псково-Печорском монастыре.
Однако епископом не стал:
Никодим подобрал для этого своего ученика другую ответственную миссию, которая вполне гармонировала с интересами советских спецслужб.
О. Илиан (Ноздрин) был в 1976 году направлен на Святую гору Афон — в полуавтономную монашескую республику в составе Греции — с целью возвращения под контроль Московской патриархии афонского Пантелеимонова монастыря, который пришел в запустение из-за вымирания дореволюционного поколения монахов. Греция в те годы, после падения хунты «черных полковников», переживала «левый разворот» и в Москве рассчитывали на постепенное сближение этой страны с коммунистическим блоком (по кипрской или сирийской модели).
Было очень важно в этих условиях иметь надежный опорный пункт под церковной крышей на Афоне — в духовном центре мирового православия.

Схиархимандрит Илий Ноздрин и Патриарх Кирилл. Фото: страница Схиархимандрита в VK
Будучи молодым монахом с небольшим опытом жизни в монастырях, о. Илиан сразу же получает назначение на должность духовника Пантелеимонова монастыря, которую и исполняет до 1989 года. Бывший благочинный Пантелеимонова монастыря на Афоне схиархимандрит Серафим (Томин) рассказывал паломникам, что о. Илиан «был совершенно иного духа», чем старая братия монастыря: его считали тайным католиком и эмиссаром Никодима из-за того, что в своем кабинете молодой монах держал портрет папы Римского Павла VI и с почестями встречал одного римского кардинала, заехавшего в монастырь. В результате братия разорвала каноническое общение с о. Илианом, и тот вернулся в СССР.
Произошло это уже в 1989 году, после 13 лет его жизни на Афоне. О. Илиана, возведенного в сан игумена, пригласили во вновь открытую Оптину пустынь, где он принял великую схиму (высшую степень монашества) с именем Илий и также стал духовником. Примечательно, что и в своей новой оптинской келье «старец» вывесил портрет папы Римского — на сей раз Иоанна Павла II. В то время афонского опыта, великой схимы и статуса духовника Оптиной пустыни было, в общем-то, достаточно, чтобы получить всероссийское признание в качестве «старца», — помимо о. Илия, сочетания таких элементов никто в России не имел. Еще два человека с репутацией «старцев» — архимандриты Кирилл и Наум — проживали в Троице-Сергиевой лавре, а один — архимандрит Иоанн, с которым позже Тихон (Шевкунов) познакомит Путина, — в Псково-Печорском монастыре. Но если Кирилл, Наум и Иоанн не отличались медиа-активностью, редко покидали свои монастыри и не раздавали интервью, то деятельность о. Илия уже в 1990-е годы становится медийной.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин), март 2023 года. Фото: страница Схиархимандрита в VK
Пик его активности приходится на 2009–2024 годы, то есть на время проживания в патриаршей резиденции в Переделкино. В эти годы «старец» знакомится с олигархами и топ-чиновниками, совершает поездки по епархиям РПЦ, где его принимают с большими почестями, раздает интервью и участвует в съемках фильмов. Однако после достижения 90-летнего возраста мозговые процессы у о. Илия ослабевают, и он начинает раздавать противоречивые благословения тем же олигархам и чиновникам, что бросает тень уже и на самого патриарха. Очевидно, это и стало причиной удаления «старца» из столичной резиденции в монастырский затвор — под надзор наместника и братии Оптиной пустыни.
Еще будучи публичной фигурой, весной 2022 года, о. Илий начал выступать с активной поддержкой войны («СВО»), что, в общем-то, гармонирует с его прежней позицией: националист Дмитрий Демушкин заявлял, что еще в нулевые годы «старец» благословлял его на организацию «Русских маршей» с весьма радикальной повесткой.
Проповеди о. Илия всегда были предельно политизированы, он особенно ненавидел коммунистов, участвуя даже в предвыборных кампаниях против них на местном уровне, и столь же ревностно любил Путина.
«Старец» почтил своим личным присутствием молебен по случаю инаугурации Путина в 2018 году.
Летом 2022-го о. Илий подписал текст, составленный одним из его духовных чад, где утверждалось, что Украина получит прощение только через страдания, а России «помогает Сам Господь и Его Пречистая Матерь». Пропаганда войны силами бюрократического аппарата РПЦ во главе с патриархом звучит для большинства верующих не так авторитетно, как «слово старца», вдохновленное, по их мнению, Самим Святым Духом. В своем соболезновании по случаю кончины о. Илия губернатор Петербурга Александр Беглов называет схиархимандрита «примером силы веры и любви к Отечеству», «самым почитаемым старцем» нашего времени.
Возможно, спутанность сознания, а, может быть, и какие-то иные факторы привели к тому, что о. Илий начал рассказывать своим духовным чадам и просто любопытствующим истории о том, как лично он, будучи 10-летним отроком, изменил весь ход Второй мировой войны и обеспечил победу Красной армии на Курской дуге (будущий «старец» как раз жил в тех местах). «Сенсационную» легенду представил зрителям телеканала «Спас» его ведущий Роман Голованов в январе 2022 года. По версии о. Илия, в самом начале 1943 года он пришел к шоссе, по которому двигалась немецкая техника. Мальчик заметил, что из одной машины выпал сверток, и подобрал его. В нём оказались две карты и какой-то текст на немецком, которые Алёша передал советским военнопленным, почему-то содержавшимся в его же доме в Становом Колодезе. Поняв, что это за бумаги, один из пленных якобы смог вырваться из-под надзора немецкой охраны и добежать до линии фронта, после пересечения которой этот героический товарищ передал добытые мальчиком документы самому маршалу Рокоссовскому.
В общем, так Илий и переломил ход войны — жаль вот, не дожил совсем чуть-чуть до 80-летия ее завершения, а то стал бы достойным украшением ветеранских трибун на Красной площади, где средний возраст «участников войны» уже едва дотягивает до тех самых 80 лет.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».