РецензияКультура

Рай среднего возраста

Четвертая часть «Бриджет Джонс: без ума от мальчишки» — внезапно достойный ромком о любви зрелой женщины

Рай среднего возраста

Кадр: Universal Pictures

На стримингах вышло продолжение истории всеми любимой британки Бриджет Джонс «Без ума от мальчишки» с Рене Зеллвегер в главной роли. Теперь ее героине под 50, она — вдова с двумя детьми, и спустя несколько лет после смерти мистера Дарси всё еще не может найти сил на то, чтобы устроить личную жизнь. Устав от однообразных материнских занятий и сочувствующих взглядов женатых друзей и замужних подруг, Бриджет возвращается к свиданиям, где за ее сердце борются двое мужчин: 29-летний будущий биохимик и 40-летний преподаватель естественных наук в школе ее детей. Кинокритик Катя Степная осталась в приятном удивлении от новой истории Бриджет, в которой нет эйджизма, скабрезных шуток и изживших себя стереотипов о женском счастье.

Через четыре года после смерти мужа Марка Дарси (Колин Ферт) Бриджет Джонс (Рене Зеллвегер) всё еще не может найти себе места: видит и слышит его, разговаривает с ним и безмерно скучает по самой большой любви в своей жизни. Но Марк был убит на гуманитарной миссии в Судане, а она осталась с двумя любимыми детьми: сыном и дочкой. Бриджет — неидеальная идеальная мать: у нее горят спагетти, а в морозилке месяцами лежит замороженный горошек, зато с ней можно прыгать на кровати, опаздывать в школу и говорить откровенно. Но знакомые и друзья Бриджет смотрят на нее с сочувствием: со всех сторон ей бросают противоречивые указания о том, как устроить жизнь. «Поставь детей на первое место!», «Надень маску сначала на себя!», «Всё, что тебе нужно — это просто хороший секс!», «Женщины твоего возраста никому не нужны» или «О нет, как раз женщины твоего возраста всем и нужны!» От этих непрошеных советов у Бриджет кружится голова.

Давняя привязанность Бриджет — старая любовь и сердцеед Дэниэл (как всегда, украшение фильма — Хью Грант) — всё еще сходит с ума по молодым моделям, а к Бриджет заглядывает в качестве бебиситтера, флиртуя по старой памяти. Между ними установилась долгая искренняя связь без второго дна — и хвала сценаристам за то, что они решили не делать из них пару. Послушав гинеколога (Эмма Томпсон), прописавшую ей рецепт «Хватит ныть!», Бриджет устраивается на телевидение продюсером — и отлично справляется с новой работой. Детей в будни она доверяет юной няне, а в выходные гуляет с ними в парке. Так, во время одной из прогулок Бриджет застревает на дереве — и знакомится с молодым охранником парка Рокстером и учителем естествознания мистером Уоллакером, с каждым из которых у нее будет шанс создать отношения. 29-летний «мальчишка» кажется идеальным отвлечением от вдовьей скорби и, как минимум, отличным партнером для секса. А разговоры с более взрослым школьным учителем о воспитании детей, природе, божественной сущности и семье помогут Бриджет посмотреть иначе на свою утрату.

Уже несколько лет «неравные отношения» с большой разницей в возрасте — это не только про зрелых мужчин в связи с молодыми девушками, но и о взрослых женщинах, которые предпочитают более юных партнеров. То, что раньше было исключением, теперь — наметившийся тренд, меняющий правила игры для обоих полов. Женщинам, которые всё больше зарабатывают и имеют общественный вес, нужны не статусные, а эмоционально доступные, открытые и энергичные мужчины — и парни младше на 10–15 лет становятся более подходящим выбором, исходя из этих критериев. «Ах, ты из поколения, которое спрашивает, можно ли поцеловать?» — улыбается Бриджет.

«Без ума от мальчишки» точно схватывает изменившиеся социальные коды и новые правила свиданий.

Секс имеет значение, но еще больше значения имеет равноправие: амбиций, коммуникабельности и активности; и Бриджет больше не чувствует стыда за то, как устроены ее отношения. Что важно — Бриджет не предпринимает никаких первых шагов, чтобы познакомиться с мужчинами: они сами тянутся к ее энергии, инфантильному обаянию и чувству юмора.

Кадр: Universal Pictures

Кадр: Universal Pictures

В четвертой части (чего сложно было ожидать, особенно после жуткого трейлера фильма) — Бриджет в принципе лишена стыда, ненависти к себе, стеснительности и обесценивания, которые так характеризовали ее в первых двух частях, ставших классическими ромкомами. Юная Бриджет, комплексующая по поводу своей фигуры, вредных привычек, отношений с окружающими, в 2025 году остается такой же смешной и непосредственной, но на дистанции времени очевидно, как 15–20 лет назад женщины патологически недооценивали себя и искали стороннего одобрения: от мужчин, родителей, друзей и коллег, и даже случайных прохожих.

47-летняя Джонс — такая же простая и ребячливая, но уже уверенная в себе и своей правде: она уважает себя и требует к себе уважения. И, как и раньше, не лезет за словом в карман, если ей что-то не нравится. У нее, как у любого взрослого человека, есть приоритеты, в которых она не будет сомневаться: например, любимые дети. Есть уверенность в том, что она справится с новой работой, несмотря на то, что теперь с лифтами в больших офисах надо общаться голосом, а любая новая должность — круглосуточный стресс адаптации (но какую мать двоих детей этим напугаешь?). У нее есть добрые и теплые связи с друзьями, которых она принимает такими, какие они есть, — и 30 лет спустя. И ухажер из прошлого, с которым, несмотря на все перипетии, они могут дружить, поддерживая друг друга.

Не хватает только человека, который застегнет молнию сзади на красивом платье: ведь такие платья всё еще не шьют для одиноких женщин.

И пока окружающие будут пугать Бриджет тем, что от отсутствия секса захлопнется вагина, а коллеги-женщины подарят чудо-сыворотку для создания объема для губ, главная героиня пойдет вперед только тогда, когда будет готова, ни на минуту не торопя себя и других.

Кадр: Universal Pictures

Кадр: Universal Pictures

В доброжелательном сценарии четвертой части нет подлецов: есть только люди, которые потеряли или еще не нашли себя. Но 47-летняя Бриджет Джонс — не такая: в ее сложной жизни всё настроено и разложено по полочкам, и только ждет момента, когда в ее дом войдет не абы какой, а подходящий именно ей человек. Из идеи, которая могла бы стать карикатурой: 47-летняя женщина возвращается к жизни при помощи 29-летнего любовника, — авторы сиквела создали добрую, честную и очень релевантную историю расслабленной, жизнерадостной женщины, чья красота и обаяние не идут ни в какое сравнение с обаянием юности. Просто потому, что нельзя сравнивать молодость и зрелость: каждому возрасту — своя красота и свой смысл. Каждая морщинка Бриджет — ее жизненный опыт, каждое движение — часть сложившегося характера, каждая улыбка — искреннее выражение оптимизма и теплого отношения к людям. Когда-то зажатую девушку, презирающую себя за каждую ошибку, больше не надо спасать — и она больше не плачет от одиночества под песню All by myself. Как и ее ровесницы, которые выросли и приняли себя одновременно со взбалмошной англичанкой, ведущей дневник, — и стали взрослыми и бесстрашными, сохранив в себе нежность и драйв.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.