Шоковая терапия?
Даже на фоне шока от содержания телефонного разговора Трампа с Путиным многие в Киеве обратили внимание на коммюнике, опубликованное Зеленским после его общения с президентом США: «Украина больше всех хочет мира», «гарантировать надежный, продолжительный мир». Там не было уже привычного определения этого мира как справедливого. Случайность? Новая реальность?
Читатели политических новостей нашли определенное сходство Трампа и Путина в той части, где они по отдельности высказывались о действующем главе государства Украина. У Путина тема давно свербит: нелигитимный диктатор, какие могут быть с ним переговоры! Со своей стороны, Зеленский в публичной риторике не отказывается от оскорблений лично в адрес Путина, как бы закрывая себе самому дорогу к компромиссу.
Но и американский президент без особого пиетета упомянул за глаза о Зеленском, которого всего два года назад в Штатах называли «духом Украины» (The Spirit of Ukraine). Цитирую фейсбук-страницу Остапа Ярыша, украинского корреспондента «Голоса Америки» — Трамп отвечает в Белом доме на вопросы журналистов: «Знаете, его [Зеленского] рейтинги в опросах не слишком высокие. Мягко говоря». В администрации Трампа вообще считают, что выборы, как президентские, так и парламентские, даже во время войны важны и полезны для демократии, а уж во время перемирия и подавно. То есть до конца года, по их мнению, возможно всё. О том, что Путин ставит в прямую зависимость уход Зеленского из власти и окончание горячей фазы войны, тоже известно.
Правила хорошего тона предписывают украинскому истеблишменту публично заявлять: согласно Конституции страны, выборы во время военного положения не проводят. Нельзя обеспечить ни безопасность граждан, ни демократические стандарты. Но, замечу, и отмена военного положения еще не гарантирует немедленное вхождение в избирательный процесс. Это, прежде всего, процедура, которой в силу очевидной причины непременно должна предшествовать перепись населения. Переписи не было с 2001 года. В мирное время, объясняли мне специалисты Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук, списки избирателей сверяли с опосредованными данными: базой Пенсионного фонда, базой МВД и так далее. Теперь такой практики недостаточно.
Придется узнать и осознать трагические цифры потерь. Сосчитать также, сколько граждан Украины рассеялось по миру из-за российской агрессии.
А как быть с оккупированными Россией после 2022 года территориями? «Отрезать» их от голосования собственной рукой, тем самым подтвердив статус новой собственности агрессора?
Как вести агитацию в армии — в том числе, против верховного главнокомандующего, за другого кандидата — даже если армия не занята в боях? В Украине выборы, в отличие от России, — дело жаркое, страстное, громкое, частно скандальное, зато вызывающее у наблюдателей доверие своими результатами: кто победил, тот уж точно победил.
Но эмоциональный накал и контуры будущей кампании мне, признаюсь, представить страшно. Равно как допустить, что активная, пассионарная часть общества, которая добровольно пошла защищать страну в самые черные дни, навсегда осталась в полях и посадках, а традиционное вмешательство России в украинские выборы в виде фейков и провокаций — война другими способами, направленная на раскол общества, — продолжится с удвоенной силой.
Время сдавать анализы
Владимир Зеленский во время редких общений с прессой до сих пор не дал определенного ответа, намерен ли баллотироваться повторно. Потому что и «да», и «нет» из его уст в данном случае можно истолковать как выстрел стартового пистолета. В телефонном разговоре с Трампом, заверил он, тема выборов не звучала.
Зато, как заметил ряд экспертов и лидеров общественного мнения, в том числе из критически настроенных по отношению к Петру Порошенко, главе парламентской оппозиции «Европейская Солидарность», подписанный указ о персональных санкциях Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) фактически выводит пятого президента на орбиту как главного соперника Зеленского. Гонимые властью политики почти всегда добиваются этого эффекта. (Впрочем, до сих пор соцопросы не дают экс-президенту высокой доли электоральной поддержки.)

Пётр Порошенко. Фото: Miguel A. Lopes / EPA
«Заслуживает ли Порошенко санкций прямо сейчас? Не уверен, — написал в фейсбуке известный военный волонтер Сергей Притула. — Да, Порошенко олигарх, и меня трудно заподозрить в излишних симпатиях к его персоне. Особенно на фоне того, как аффилированные с ним люди и организации работали на подрыв доверия к нашему фонду… Но в сложнейшее время для страны все решения должны проходить три фильтра: усиливает ли решение обороноспособность страны, как влияет на международные позиции Украины, усиливает или снижает единство в обществе». С начала большой войны Петр Порошенко активно помогает военным — привозит на фронт автомобили, беспилотники, необходимое оборудование.
Оппозиция в Раде с плакатами «Нет политическим репрессиям», «Нет диктатуре», «Украина не Россия», «Думайте о победе, а не о выборах!», «В заложниках у неадекватов. Время сдавать анализы» заблокировала трибуну, сорвав таким образом пленарное заседание. «Банальная ревность и месть! — возмущались депутаты от “ЕС”. — Теперь вместо того, чтобы ехать в Мюнхен, на конференцию по безопасности, отстаивать интересы Украины на международной арене — а Порошенко как опытный дипломат умеет это лучше всех! — он должен ходить на допросы. Пятнадцать повесток получил!» И напоминали, что включать санкционный механизм СНБО против собственных граждан — вообще правовой нонсенс.
Несмотря на достаточно негативную реакцию, если судить по украинскому сегменту социальных сетей, Зеленский дал понять, что не сомневается в правильности принятого решения. Парировал журналистам: «Я просто удивлен, что раньше финмониторинг нам ничего не показывал!.. Сейчас Служба безопасности и финмониторинг показывают миллиарды [гривен, выведенных из бюджета во время войны.] Медведчук и Порошенко партнеры в этом кейсе, но я не хочу обвинять, это делают суды». Кроме того, добавил президент, он располагает информацией об отмывании денег через фонды, предназначенные для поддержки Вооруженных сил Украины. «Можно ли снять персональные санкции? Можно. Нужно вернуть выведенные деньги в бюджет, средства направят на ВСУ, и тогда санкции снимут», — объяснил глава государства, как это будет работать в случае его предшественника на Банковой.
В санкционном пакете вместе с Петром Порошенко оказалось еще несколько известных лиц, именуемых олигархами. Бизнесмен Игорь Коломойский (в настоящее время под стражей), одиозный бывший народный депутат и кум Путина Виктор Медведчук (арестован, обвинен в государственной измене, в рамках обмена пленными выдан российской стороне, сейчас рассмотрение его дела продолжается в заочном формате), соучредитель и экс-акционер «Приватбанка» бизнесмен Геннадий Боголюбов (летом 2024 года незаконно покинул Украину и выехал в Австрию), экс-депутат нескольких созывов Рады и бизнесмен Константин Жеваго (объявлен в международный розыск, задержан в декабре 2022-го в Куршевеле, впоследствии французский суд отклонил запрос украинской стороны на экстрадицию и снял все ограничения).
Все фигуранты списка бессрочно лишены государственных наград Украины, их активы заблокированы, транзит ресурсов, полеты и перевозки по стране запрещены, вывод капиталов за пределы Украины — тоже.
В ожидании командира
Генерала Валерия Залужного, экс-главнокомандующего ВСУ, ныне посла в Великобритании, народная любовь самочинно назначила кандидатом в президенты. Он — защитник. А люди в военной форме, которые рискуют ради независимости Украины собственной жизнью, априори имеют моральное преимущество перед политиками в костюмах. Тема «командира страны» нет-нет да и всплывает, какой бы хунтой ни пугали приверженцы сугубо демократического курса. Увольнение Залужного в феврале 2024-го по состоянию здоровья вызвало в армии и в гражданском обществе удивление и осуждение, зато добавило поклонникам уверенности: если генерал пойдет на выборы, то выиграет их у Зеленского. Искали доказательства испортившихся отношений экс-главнокомандующего с действующим президентом.

Валерий Залужный. Фото: Geoff Pugh / Shutterstock / Rex Features / Vida Press
Но Валерий Залужный принял дипломатический пост и ни намеком, как ни провоцировали медиа, не дал повода для однозначных выводов. Впрочем, удивил еще раз, когда оказалось: он автор трилогии, состоящей из книг «Моя война», «Наша война» и «Их война», написанной без отрыва от руководства армией. Первый том уже издан в Великобритании. Выдержки из книги цитировали наперебой. Там оказалось много пищи для рассуждений, иногда трудноперевариваемой пищи.
В первую годовщину своего увольнения экс-главком ВСУ сообщил в ТГ-канале: «Я не изменился и не сломался. Это мое главное достижение минувшего тяжелого года. Следующий будет еще более тяжелым. Но… нам всё так же не будет стыдно». Правда, куда больший резонанс вызвало не его недавнее выступление в Chatham House, британском мозговом центре в сфере внешней политики, а комментарий в фейсбуке под репликой одной из участниц чата Украинского католического университета во Львове, куда генерала пригласили пообщаться со студентами. Тут надо пояснить контекст.
Визави Залужного иронизирует по поводу докторской диссертации по философии, которую генерал смог защитить в разгар боев, в 2023 году, в Одесской юридической академии, у человека, известного еще с «оранжевого» Майдана как «Кивалов-Пидрахуй» («Кивалов-Сосчитай»). Юрист-«регионал» Сергей Кивалов возглавлял Центризбирком, манипулировавший с цифрами на выборах. В ответ Залужный интересуется, ждет ли виртуальная собеседница «шашлыков». Фраза давно стала злым мемом: поздравляя украинцев с новым, 2022 годом, президент Зеленский обещал впереди мирные радости и просил не реагировать на запугивания близкой войной с Россией. Диалог в соцсетях стал, по сути, первым отчетливым политическим заявлением позиции генерала-посла.
В медиа появились публикации аналитиков как свидетельства: сигнал услышан. Они подчеркивали: Залужный, «железный генерал» и национальная легенда, автор трех фундаментальных текстов в «The Economist» об изменениях характера войны России с Украиной, так же, как Илон Маск, считает — прорыв достижим только за счет современных технологий и искусственного интеллекта.
Все прочее завело войну в глухой угол позиционной фазы и превратило в противостояние на взаимное истощение с большими жертвами. Трампу близок такой подход.
Отдельные украинские телеканалы идут дальше, цитируют мнение международного обозревателя CNN Ника Пейтона Уолша: экс-главнокомандующий ВСУ способен стать более эффективным во время мирных переговоров с Россией, чем действующий президент Владимир Зеленский.
Чего хочет мэр
«Когда к борьбе с врагом внешним добавляется политическая борьба внутри страны, — проигрывает демократия. И страна в целом». Такое свежее высказывание Виталия Кличко размещено в телеграм-канале мэра Киева. Это, скорее всего, реакция на введение санкций СНБО против Петра Порошенко.
Большинство же записей касается обстановки в городе после обстрелов российскими ракетами и шахедами, которые не прекращаются уже скоро три года, в любое время дня и ночи: «экстренные службы следуют на место», «есть погибшие и раненые» (или «к счастью, обошлось без жертв»), «идет тушение пожара», «завалы разбирают». Но мэр столицы всегда больше, чем просто мэр. Потому удельный вес его включенности в то, что называется политическим дискурсом, растет — особенно в последние недели.

Виталий Кличко. Фото: Sergey Dolzhenko / EPA
На днях, например, Кличко выступил на форуме с оптимистичным названием «Демократическая стойкость Украины во время войны и в период восстановления». Сделал прогноз: «Мы можем моделировать окончание боевых действий. Надеемся, это произойдет через месяц или два, но непонятно, на каких условиях. Я уверен, что это будет тяжело назвать позитивным компромиссом, он может быть очень болезненным для каждого украинца».
Почему далекий от линии фронта, от Ставки и от переговорного процесса градоначальник возглавил еще и кружок моделирования, непонятно тем более. Но суть в другом. Виталий Кличко размышляет: держать почти миллион человек в составе армии после завершения боевых действий — колоссальная проблема. Минимум треть, по его словам, отправится в резерв, им нужно обеспечить быстрое возвращение на рабочие места и зарплату. «И тут начинаются избирательные вопросы…» — переходит он к главному, предупреждая, что выборы способны спровоцировать конфликты и гражданское противостояние. Но, что характерно, не выборы сами по себе, а «использование одних и тех же лозунгов политическими силами, что ведет к депрессивным настроениям в обществе». Дальше градоначальник высказывает опасения в том смысле, что от депрессивных настроений до гражданского противостояния в послевоенном обществе один шаг. История, мол, знает подобные случаи.
Намек настолько толст, что не помещается в строку. Виталий Кличко — во время Майдана 2014 года он считался главным претендентом на булаву, но в силу ряда обстоятельств уступил дорогу единому кандидату от оппозиции Петру Порошенко — теперь не намерен никому уступать ни пяди украинской земли, которую предстоит восстанавливать, когда умолкнут пушки. Он уже видит очертания западных инвестиций, что, как бальзам, прольются на страну после «болезненного компромисса». Негатив соберут на себя политические силы, уже побывавшие у власти, не будем указывать пальцами, кто именно.
Впрочем, с президентом Зеленским и его командой у Кличко давний неприкрытый конфликт: мэр усматривает в действиях главы государства и верховного главнокомандующего угрозу авторитаризма.
«Наше будущее никем не написано наперед»
«Пристегните ремни безопасности. Мы несемся в пропасть», — самообладание в Украине сегодня отказывает даже самым стойким. Потому любой конструктивный взгляд на происходящее дорогого стоит.

Александра Матвийчук. Фото: Kyodo News / Action Press / Vida Press
Украинская правозащитница Александра Матвийчук (возглавляет Центр гражданских свобод, получивший в 2022 году Нобелевскую премию мира) заметила: «Худшее, что можно сделать в нашей ситуации, это начать внутриполитическое противостояние в то время, когда так важно выступать единой национальной сборной на международной арене. Не апеллирую к голосу разума, но должен был бы остаться хотя бы инстинкт самосохранения». Похоже, что политические оппоненты восприняли пожелание Александры положительно, но каждый на счет другого. Потому она изложила свои соображении более доступно:
- Три года назад Путин и наши международные партнеры оценивали способность государственных институций держать удар и давали нам от силы несколько дней, — написала Матвийчук. — Но когда обычные люди стали за этими государственными институциями, то расстановка сил резко изменилась. Нам третий год удается противостоять всей потуге российской военной машины, и уже только потому мы вошли в мировую историю.
- Нам сложно оценить, поскольку мы внутри процессов, но украинцы демонстрируют большую стойкость и выдержку, чем они сами о себе думают. Мы не совершенны, но сложно сказать, кто бы справился лучше. Когда во время постоянных обстрелов и отключений электроэнергии в Украине работают банки, университеты, театры и кофейни, то в некоторых развитых демократиях всё останавливается, когда просто идет снег.
- Мы добились субъектности и вписали Украину в ментальную карту мира очень дорогой ценой. Мы много раз в нашей истории доказывали, какой вес имеет для украинцев свобода и собственное достоинство. Наше будущее не просто неизвестно, оно также никем наперед не написано. Потому кто бы себе что ни думал, надо упорно продолжать за него бороться.
Ведь надежда — это не уверенность, что всё будет хорошо, но глубокое убеждение, что все наши усилия имеют смысл.
Тут и добавить нечего.
Киев
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».