Действующий премьер-министр Косово Альбин Курти, при котором республика смогла продвинуться на пути к полноценному международному признанию, потерял почти 10% голосов на только что завершившихся парламентских выборах.
Теперь оппозиция, которую, вполне возможно, поддержит новая администрация США, попробует собрать широкую коалицию, чтобы отстранить Курти от власти. Но преодолеть большие внутренние противоречия между различными политическими силами Косово будет крайне непросто. На время переговоров Курти и его партия сохранят власть, и будут всячески пытаться подорвать усилия оппозиции.
Почему текущий расклад сил в Косово может подтолкнуть страну к внеочередным парламентским выборам и отбросить прогресс республики по урегулированию территориального спора с Сербией, — специально для «Новой-Европа» разбирался политолог, эксперт по Балканским странам Александар Джокич.
На парламентских выборах в Косово 9 февраля правящая левопопулистская партия «Самоопределение» под руководством действующего премьер-министра Косово Альбина Курти набрала около 41%, но не получила абсолютного большинства голосов, на которое надеялась. Четыре года назад партия Курти заручилась около 50% поддержки, что позволяло действующему лидеру Косово чувствовать себя более уверенно в противостоянии Сербии и борьбе Косово за признание на международном уровне.

Премьер-министр Косова и лидер правящей партии Альбин Курти обращается к сторонникам, Приштина, 10 февраля 2025 года. Фото: Florion Goga / Reuters / Scanpix / LETA
За «Самоопределением» следуют националисты из Демократической партии Косово (PDK), главный лидер которой Хашим Тачи находится под стражей в международном уголовном трибунале в Гааге и обвиняется в военных преступлениях. PDK получила 22% голосов. На третьем месте с результатом в 18% финишировала умеренно правая «Демократическая лига Косово» (LDK), потерявшая значительную часть своей поддержки еще в 2006 году, после смерти своего известного лидера Ибрагима Руговы.
Обе эти партии немного улучшили свой результат по сравнению с выборами 2021 года, и теперь будут затруднять проведение политики Курти в одиночку.
Коалиция партий «Альянс за будущее Косово» и «Социал-демократическая инициатива» получила около 7% и заняла четвертое место. «Альянс» возглавляет бывший премьер-министр Косово и один из командиров Армии освобождения Косово Рамуш Харадинай. Лидер социал-демократов — Фатмир Лимай, который, как и Харадинай, был командиром в Армии освобождения, но позже стал министром транспорта в правительстве Косово. Несмотря на разные названия, политическая платформа этой коалиции несущественно отличается от националистов из PDK.
«Сербский список» — партия, лояльная нынешнему политическому руководству Сербии, хотя и получила примерно на 8 тысяч голосов меньше, чем в 2021 году, всё равно заняла все 10 мест, гарантированных для сербского меньшинства в парламенте Косово. Результаты остальных просербских политических сил в Косово, не настолько близких к президенту Александару Вучичу, как «списочники», оказались еще хуже. Особенно мало получили менее националистические силы из «Сербской демократии» и «Сербского народного движения».
Явка на выборах в Косово составила 40,6%, что существенно меньше, чем в 2021 году, когда она была на уровне 48,8%. Как и во всех странах Западных Балкан, многие зарегистрированные избиратели фактически живут и работают за границей, обычно на Западе, и не участвуют в голосовании. Несмотря на это, всё же явку на последних выборах можно назвать аномально низкой для этого региона.
Оппозиция собирает голоса
Для формирования правительства партиям в Косово требуется заполучить как минимум 61 из 120 мест в парламенте. При этом в ходе выборов по обычным правилам разыгрываются 100 мандатов, а еще 20 зарезервировано для представителей партий меньшинств.
Несмотря на сокращение поддержки, Альбин Курти стремится к новому сроку на посту премьер-министра, хотя и не хочет формировать коалицию с кем-то из крупных политических партий оппозиции. В своем эмоциональном заявлении сразу после объявления результатов Курти назвал оппозицию «животными» и «ворьем», готовыми заключить сделку «с дьяволом» против его правительства. Вряд ли кто-то примкнет к его «Самоопределению» после таких слов.
Однако на данный момент неизвестно, попытается ли Курти добиться нужной ему половины мест в парламенте, заручившись голосами депутатов из партий, представляющих национальные меньшинства. Как минимум, поддержка со стороны «Сербского списка» — противостоящего Курти в ключевых вопросах о независимости края и прав сербских муниципалитетов, — остается крайне маловероятной. А без их 10 мандатов большинства у Курти никак не наберется чисто математически.
Поэтому наиболее вероятный сценарий: Курти и его партия не будут спешить с попыткой сформировать коалицию, вместо этого оставаясь у власти в качестве временного правительства, пока оппозиционные партии будут вести тяжелые переговоры между собой с целью обойти действующего премьера и набрать 61 необходимых мандатов.
Сами лидеры оппозиции после объявления первых результатов поспешили заявить о своей победе, опираясь на очевидный факт: партия Курти действительно растеряла часть поддержки по сравнению с 2021 годом.

Сторонники Демократической партии Косова на предвыборном митинге в Приштине, 8 февраля 2025 года. Фото: Valdrin Xhemaj / Reuters / Scanpix / LETA
Глава националистов из «Демократической партии Косово» Бедри Хамза заявил, что его политическое объединение не будет сотрудничать с «Самоопределением» из-за значительных разногласий и стремления Курти к абсолютной власти. Он предложил сформировать коалицию как минимум с тремя меньшими партиями. Более умеренные политики из «Демократической лиги» также исключали любую коалицию с Курти еще до официального дня голосования. Схожее заявление сделал и Рамуш Харадинай, лидер «Альянса за будущее Косово».
Но даже если националистам из PDK, умеренно правым из LDK и представителям «Альянса» удастся договориться, все вместе они будут обладать всего 54 мандатами в парламенте. А это значит, что им нужно еще 7 голосов в парламенте, которые придется искать у партий нацменьшинств.
Болгарская перспектива
За два дня до косовских выборов, 7 февраля, Ричард Гренелл, президентский посланник по особым миссиям в администрации Трампа, заявил в отношении Курти: «Отношения [CША с Косово] никогда не были хуже. Альбин Курти был осужден администрацией Трампа, администрацией Байдена, НАТО, ЕС, посольством США и Энтони Блинкеном, среди прочих». Поэтому, вероятно, при новой администрации Вашингтон также будет добиваться формирования нового правительства в Косово в обход Курти.
Учитывая сложность политического ландшафта и высокий уровень фрагментации партийной системы в Косово, трудно оценить, чем закончатся предстоящие переговоры о коалиции в Республике.
Поскольку стабильного большинства в парламенте ни у кого нет, не исключен вариант с внеочередными выборами через несколько месяцев.
Однако такие перспективы, во-первых, ослабят позиции Косово в его стремлении добиться полноценного международного признания и разрешить свой конфликт с Сербией. А во-вторых, приблизят республику к болгарскому сценарию, где правительства падают регулярно, а всё новые и новые выборы не приводят к укреплению позиции какой-либо одной политической силы.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».