КомментарийКультура

Валя вместо Владимира

Сериал «Дюна: Пророчество» рассказывает историю женщин империи и их амбиций

Валя вместо Владимира

Эмили Уотсон в сериале «Дюна: Пророчество». Фото: Attila Szvacsek / HBO  / WBD

На стриминге HBO MAX выходит сериал «Дюна: Пророчество». Он переносит зрителей во времена за десять тысяч лет до рождения Пола Атрейдеса — героя Тимоти Шаламе из фильмов «Дюна» и «Дюна 2» Дени Вильнева — и повествует о становлении женского ордена Бене Гессерит, возглавляемого двумя сестрами из рода Харконнен (кто забыл — главных злодеев основной «Дюны»). Кинообозреватель Ирина Карпова посмотрела первые серии (их вышло уже три из шести) и считает, что поклонники вселенной Фрэнка Герберта должны остаться довольны.

«Дюна: Пророчество» начинается за десять тысяч лет до рождения Пола Атрейдеса, или, как шутят актрисы Эмили Уотсон и Оливия Уильямс, играющие двух сестер Харконнен, — за десять тысяч лет до Шаламе. Изначально «Пророчество» должен был снимать человек, доставший «Дюну» из ниши фандома и вернувший ее большой аудитории, Дени Вильнев. Но он, как и сценарист Джон Спейтс, выбыл из проекта из-за нехватки времени: оба были заняты работой над полнометражными фильмами. После ряда перестановок в кресле шоураннера оказалась Элисон Шапкер, сценаристка и продюсер, успевшая поработать над сериалами «Остаться в живых», «Видоизмененный углерод» и «Мир Дикого Запада». Шапкер — большая поклонница романов Фрэнка Герберта, к тому же обладающая опытом в создании интриги, способной удержать зрителей перед экраном. Добавьте сюда эстетику, позаимствованную из фильмов Вильнева: на счастье создателей «Пророчества», им не нужно соперничать с визуальными образами кино-Дюны, а можно их просто использовать. Как результат — «Пророчество» получился крепким сай-фай сериалом, чьи нарисованные на компьютере пейзажи помогут поклонникам скрасить ожидание до 2026 года, когда запланирован выход следующего фильма Вильнева. В день премьеры на стриминге первую серию посмотрели 1,2 млн зрителей.

В основе сериала лежит книга «Орден сестер Дюны» Брайана Герберта и Кевина Джей Андерсона. Писатель Фрэнк Герберт придумал вселенную Дюны с планетой-пустыней Арракис, песчаными червями, загадочной «пряностью», женщинами, способными читать мысли, и крупным злодеем отталкивающего вида по имени Владимир Харконнен. Герберт написал об этом мире шесть книг, а после его смерти в 1986-м его сын Брайан, тоже писатель-фантаст, продолжил дело отца и вместе с соавтором Дж. Андерсоном написал еще 19 книг.

Джош Хьюстон, Джодхи Мэй, Марк Стронг в сериале «Дюна: Пророчество». Фото: Attila Szvacsek / HBO  / WBD

Джош Хьюстон, Джодхи Мэй, Марк Стронг в сериале «Дюна: Пророчество». Фото: Attila Szvacsek / HBO  / WBD

Совсем кратко для тех, кто разминулся с книгами Герберта, фильмами Вильнева и предыдущими экранизациями (в том числе Дэвида Линча): мир «Дюны» — это пост-постапокалипсис, где в межгалактической империи враждующие кланы («дома») борются за власть. В этом мире главной ценностью является «пряность», или меланж, или специи (spice melange в оригинале на английском) — вещество, которое замедляет старение, дает дар предвидения и способность к навигации между звездами и планетами в полетах по галактике. Оно производится только на одной планете — Арракисе, ставшем предметом раздора между двумя древними кланами — Атрейдесами и Харконненами.

В сериале, наконец-то, объяснена причина вражды между родами: люди одержали победу над захватившими их мыслящими машинами (поэтому все цифровые технологии запрещены, компьютеров нет), но глава рода Атрейдес обвинил главу Харконненов в трусости и предательстве и сослал его вместе с семьей на дальнюю заснеженную планету, в сериале подозрительно похожую на Винтерфелл из «Игры престолов». Правнучки сосланного Харконнена, в особенности старшая Валя, недовольны таким поворотом судьбы. Амбициозная и смелая Валя (ее в молодости играет Джессика Барден из «Конца ***го мира») уговаривает родственников отомстить Атрейдесам и восстановить аристократический статус в империи, но другие Харконнены не так заинтересованы в распре, и Вале приходится делать все самой.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Вместе с сестрой Тулой они начинают обучение в женском ордене под руководством преподобной матери Ракеллы. Женский орден — то, что зрители «Дюны» Дени Вильнева знают как Бене Гессерит, — школа для тренировки у девушек сверхъестественных ментальных способностей. Может ли что-то быть сексистким и феминистским одновременно? Книги Фрэнка Герберта показывают, что может: придуманный им орден Бене Гессерит представляет его участниц как коварное и манипулятивное зло, но одновременно наделяет их огромной силой, амбициями и миссией. Сестры ордена становятся спутницами и советницами глав кланов и самого императора Коррино (Марк Стронг), обладая натренированной способностью видеть правду и изобличать ложь. Но у ордена есть не только план создания сети влияния с помощью советниц — они изучают евгенику и планируют династические браки с тем, чтобы вывести идеального человека, точнее, идеального правителя, который должен спасти всё человечество.

Действие перемещается между двумя временными пластами — юностью сестер Харконнен и их зрелостью, но — и в этом огромная заслуга Шенкер и сценаристов — то, что в пересказе выглядит громоздко и непонятно, плавно разворачивается на экране — от загадок и вопросов к клифхенгерам и постепенному раскрытию тайн.

Собственно, «Дюна: Пророчество» начинается с подготовки свадьбы для дочери императора Инес (Сара-Софи Бусснина). Но внезапно ко двору императора прибывает солдат Десмонд Харт (Трэвис Фиммел), единственный выживший после нападения повстанцев на Арракисе. Десмонд Харт был проглочен песчаным червем, но выжил и благодаря этому перерождению обладает сверхспособностями — противостоять дару ясновидения сестер и испепелять взглядом. Он убивает советницу императора, разрушает династический брак и настраивает Коррино против союза с кланом Ричез. Преподобной матери Вале брошен вызов: ей необходимо устранить такого могущественного соперника и восстановить свое влияние на императора. И описанное выше — только десятая часть всех событий, произошедших в первых трех сериях.

Трэвис Фиммел в сериале «Дюна: Пророчество». Фото: Attila Szvacsek / HBO / WBD

Трэвис Фиммел в сериале «Дюна: Пророчество». Фото: Attila Szvacsek / HBO / WBD

О том, что романы Фрэнка Герберта — а книги его сына продолжают нарративы оригинальной «Дюны» — транслируют патриархальные нормы, а женщины представлены там одномерными персонажами, написаны научные работы, но это претензия к книгам. Феминистский подход в кино и литературе — это не изображать женщин только сильными или положительными героинями, а чтобы истории женщин, какими бы они ни были, имели бы не меньшую важность, чем истории мужчин. Фильмы Дени Вильнева произвели небольшую революцию в маскулинном мире «Дюны» — история, в центре которой находился Пол Атрейдес, превратилась в историю Пола и его матери леди Джессики, сыгранной Ребеккой Фергюссон. Не исключено, что именно популярность ее персонажа и самой Фергюссон, считающейся королевой сай-фая (прямо сейчас идет второй сезон сериала «Убежище» с ней в главной роли), привела к появлению сериала «Дюна: Пророчество» на свет.

А вот чего не надо ждать от сериала: кинематографического размаха, кадров и сцен завораживающей красоты. И хотя в «Пророчестве» красивая, достойно выглядящая картинка, она ближе к историческим сериалам BBC, чем к фильмам Вильнева, и у сериала есть вайб сериалов о придворных интригах. Эту параллель подтверждают ведущие актрисы: для подготовки к съемкам Эмили Уотсон и Оливия Уильямс совершили тур по музеям Лондона, чтобы посмотреть, как выглядели лица женщин эпохи Тюдоров, в первую очередь королева Елизавета I.

Кадр из сериала «Дюна: Пророчество». Фото: Attila Szvacsek / HBO / WBD

Кадр из сериала «Дюна: Пророчество». Фото: Attila Szvacsek / HBO / WBD

Эмили Уотсон вступила в свою эру злодеек: на Берлинале в этом году она получила «Золотого медведя» за роль в фильме «Мелочи жизни», в котором сыграла сестру-настоятельницу в ирландском монастыре, из тех, что стали известны как прачечные Магдалины, где эксплуатировали и унижали девушек. Валя Харконнен — амбициозная, алчная и упорная — еще одна титульная отрицательная героиня в ее фильмографии. Сложно сказать, что зло к лицу Эмили Уотсон. На протяжении всей карьеры, начиная с ее дебюта в «Рассекая волны» Ларса фон Триера, она играла обаятельных и эмпатичных героинь. Но именно этот эффект «зловещей долины» играет сериалу на руку: то, что могло стать пустой красивой картинкой, спасает присутствие Уотсон и ее мягкого, светящегося юмором и эмпатией, загадочного лица. А Джессика Барден, играющая юную Валю, превосходно справляется со своей частью истории. До съемок «Пророчества» Уотсон не читала книг «Дюны», а в проект ее привлекала именно возможность сыграть такую героиню, как Валя Харконнен. Но Уотсон шутит, что у нее была еще и дополнительная мотивация, ведь таким образом она стала пра-пра-пра-бабушкой Владимира Харконнена, сыгранного у Дени Вильнева ее другом и партнером по «Рассекая волны» Стелланом Скарсгардом. Возможно, именно для этого пересечения вселенной песчаных червей Дюны и кинематографа Ларса фон Триера и существует теперь сериал «Дюна: Пророчество».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.