СюжетыОбщество

Блокбастер от Коммунистической партии Китая

Самая обсуждаемая игра года — экшен Black Myth: Wukong про Царя обезьян. Ее считают оружием «мягкой силы» КНР, а создателей подозревают в сексизме

Блокбастер от Коммунистической партии Китая

Скриншоты из игры «Black Myth: Wukong»: Game Science Interactive Technology Co.

Black Myth: Wukong вышла 19 августа 2024 года и установила сразу два рекорда в игровой индустрии. ПК-версию в Steam на пике запустили 2 миллиона 415 тысяч игроков, что сделало ее самой популярной одиночной игрой в истории платформы. А менее чем за месяц суммарно продали более 18 миллионов копий — это самая продаваемая игра 2024 года.

Экшен от китайской студии Game Science основан на известном романе «Путешествие на запад» про Сунь Укуна, Царя обезьян. Игроки управляют Избранным — героем, который должен вернуть Сунь Укуна к жизни с помощью шести реликвий, раскиданных по всему Китаю.

Игра оказалась настолько популярной, что благодаря ней в мировых СМИ заговорили о мощи и влиянии китайской игровой индустрии. «Новая-Европа» рассказывает, почему создателей заподозрили в пропаганде, в какие она попала скандалы, — и как ее оценили журналисты и геймеры.

Кто создал Black Myth и почему ее считают пропагандистской

Экшен разработала и издала студия Game Science, основанная в 2014 году в городе Шэньчжэнь. В первые четыре года компания выпустила две мобильные игры — 100 Heroes и Art of War: Red Tides. Они не получили известности за пределами Китая, но приносили стабильную прибыль. Сооснователи Game Science Фэн Цзи и Ян Ци решили на свободные деньги открыть второй офис в Ханчжоу, чтобы начать разработку амбициозной игры по китайской мифологии.

По признанию Цзи, команда вначале раздумывала о создании экшена про традиционные боевые искусства или адаптации какой-нибудь народной сказки. Но все его коллеги единогласно проголосовали за игру по мотивам «Путешествия на запад» — классического романа XVI века о буддистском монахе и подвигах Царя обезьян, Сунь Укуна. Это произведение часто называется величайшим в истории классической китайской литературы.

А есть еще игры по «Путешествию на запад»?

Да. В основном их создавали китайские и тайваньские студии для локальных рынков. Например, прославилась Legend of Wukong, вышедшая в 1996 году для консоли Sega Mega Drive. Свои игры о Царе обезьян выпускали и японские компании: например, Koei создала тактическую ролевую игру Saiyuki: Journey West для первой PlayStation.

Стоит отметить и единственную западную игру по мотивам романа — экшен Enslaved: Odyssey to the West от британской студии Ninja Theory. Сценарий к ней писал прославленный Алекс Гарланд, написавший «28 дней спустя» и «Пляж», а позже поставивший «Из машины» и «Падение империи». Классическое китайское произведение в Enslaved переосмыслили: Царь обезьян превратился в человека, а действие перенесли в постапокалипсис.

В 2018 году в команде разработки Black Myth: Wukong состояли всего семь человек, включая сооснователей: Фэн Цзи и Ян Ци. Спустя два года штат расширили до 30 сотрудников. Обозреватель IGN China Чарльз Янг отметил, что условия работы в Game Science значительно отличаются от других китайских компаний: студия обеспечивает работников бесплатным питанием и не устанавливает строгое рабочее расписание — никого не заставляют сидеть допоздна, а все задачи можно выполнять удаленно, не приходя в офис.

Black Myth: Wukong представили публике в 2020 году. Первый трейлер с 13 минутами игрового процесса сразу же привлек внимание игровых медиа и геймеров по всему миру. Комментаторы хвалили экшен за отличную графику, зрелищную боевую систему и небанальный сеттинг. И радовались, что Китай наконец начинает рассказывать о своей богатой мифологии через игры.

Спустя четыре года Black Myth: Wukong вышла — и сразу стала самой обсуждаемой игрой в мире. Стримы по ней собирали миллионы просмотров — она была даже популярнее киберспортивных дисциплин вроде Counter-Strike 2 и League of Legengs. Всего за три дня Game Science продала более 10 миллионов копий.

Аналитическое агентство Niko Partners, специализирующееся на Азии, заявляет, что релиз Wukong символизирует новую эпоху в игровой индустрии: китайские разработчики наконец вышли на мировой уровень и готовы на равных соперничать с корпорациями из западных стран и Японии.

Скриншоты из игры «Black Myth: Wukong»:  Game Science Interactive Technology Co.

Скриншоты из игры «Black Myth: Wukong»: Game Science Interactive Technology Co.

Китайская игровая индустрия еще никогда не заявляла о себе так громко. Прежде за рубежом ее серьезно воспринимали разве что поклонники мобильных игр и онлайн-RPG: например, фанаты крайне популярной ролевой игры Genshin Impact или шутера Crossfire. Но настоящих видеоигровых блокбастеров у Китая не было.

Black Myth — такой же хит мирового уровня для Китая, как шутер Atomic Heart для России (студия Mundfish долгое время располагалась в Москве, а игру профинансировали VK и частный фонд GEM Capital выходца из «Газпрома») и серия постапокалиптических игр S.T.A.L.K.E.R. для Украины. Производственный бюджет Black Myth, по данным Bloomberg, составил порядка 70 миллионов долларов — это самая дорогая и амбициозная китайская игра без онлайн-элементов.

Столь большие расходы для относительно молодой студии не кажутся удивительными, если внимательно изучить биографию ее основателей. Game Science создали выходцы из Tencent, главной технологической корпорации Китая с капитализацией в 500 миллиардов долларов, — именно ей принадлежат мессенджер WeChat и соцсеть Qzone. Сама Tencent частично профинансировала разработку и купила 5% доли разработчика. Еще 20% Game Science принадлежат крупному игровому издателю Hero Games, который расположен в Пекине.

Формально и Tencent, и Hero Games — негосударственные компании. Однако Коммунистическая партия Китая по факту контролирует всю игровую индустрию в стране. Специальные органы согласовывают идеи, цензурируют иностранные тайтлы и строго следят, чтобы все видеоигры на рынке не противоречили идеологии партии и не нарушали правила: например, не показывали кровь и человеческие скелеты.

Скриншоты из игры «Black Myth: Wukong»:  Game Science Interactive Technology Co.

Скриншоты из игры «Black Myth: Wukong»: Game Science Interactive Technology Co.

Tencent во всём выполняет требования китайских властей и продвигает ее идеи. Так, корпорация выпустила мобильную игру, в которой нужно аплодировать председателю страны Си Цзиньпину. Более того, влияние Tencent распространяется далеко за пределы Китая: корпорация владеет американской компанией Riot Games (создателями онлайн-игр League of Legends и Valorant), а также имеет существенные доли в Epic Games (Fortnite) и в Activision Blizzard (владельцем Call of Duty, World of Warcraft, Diablo и Overwatch). Последнюю она заставляет удалять порочащие КНР материалы: например, Activision вынужденно убрала из трейлера шутера Call of Duty: Black Ops Cold War архивное видео с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. А из турнира по онлайн-игре Hearthstone исключили игрока под ником Blitzchung, который публично поддержал протесты в Гонконге в 2019 году.

Что примечательно, в самой Black Myth: Wukong нет открытой пропаганды коммунистических идей — это аполитичное произведение без привязки к современным реалиям. Но уже одним своим существованием игра продвигает китайскую культуру.

Исходя из этого, издание The Diplomat считает Black Myth: Wukong эффективным инструментом «мягкой силы»: благодаря ей Китай может на равных соперничать с основными странами-создателями видеоигр в Азии, Японией и Южной Кореей. А Bloomberg пишет, что успех игры может поспособствовать популяризации китайской культуры так же, как в свое время это сделала кей-поп музыка для Южной Кореи.

Судя по всему, государственная пропаганда Китая считает выход Black Myth: Wukong важнейшим культурным событием года.

Скриншоты из игры «Black Myth: Wukong»:  Game Science Interactive Technology Co.

Скриншоты из игры «Black Myth: Wukong»: Game Science Interactive Technology Co.

«Китайские игроки в прошлом проходили через процесс межкультурного взаимопонимания, теперь настала очередь зарубежных игроков учиться... и понимать китайскую традиционную культуру», — заявили на центральном телевидении Китая.

«Этот релиз знаменует собой смелый выход китайских разработчиков на рынок, где долгое время доминировали западные игры. Благодаря этому прорыву языком по умолчанию в крупных играх теперь будет не английский, а китайский», — написали в государственном китайском издании Xinhua.

Какие скандалы связаны с Black Myth: Wukong

Игру стали массово обсуждать в интернете после материала авторитетного издания IGN в ноябре 2023 года, за девять месяцев до релиза. В статье журналистка Ребекка Валентайн со ссылкой на анонимные источники среди китайских разработчиц утверждала, что основатель Game Science Фэн Цзи писал в соцсети Weibo похабные комментарии в адрес женщин и публично занимался харассментом. Также он в прошлом якобы заставлял девушек надевать откровенные наряды для шуточного видео. Валентайн публично обвинила разработчиков в сексизме.

Game Science отказалась отвечать на статью IGN и никак не отреагировала на критику западных журналистов. «У нас нет комментариев, извините. Мы будем отвечать только на вопросы, связанные с игрой и ее геймплеем», — заявила студия изданию PC Gamer.

В июне 2024 года, за два месяца до выхода, игроки подвергли сомнению материал IGN. По их утверждениям, слова Цзи перевели неправильно и без учета контекста: большинство оскорбительных комментариев на самом деле были идиомами с совершенно другим смыслом. Геймеры согласились с тем, что многие сообщения основателя Game Science действительно были вульгарными, но как такового сексизма в них не было. IGN не стал отвечать на критику и оставил статью в первоначальном виде.

Успешный релиз игры омрачили сообщения о странных указаниях разработчиков для блогеров и стримеров, которым высылали предварительные копии Black Myth: Wukong. Game Science попросила инфлюэнсеров не касаться политики, феминистской пропаганды, регулирования видеоигр в Китае и новостей о стране, а также не использовать триггерные слова: такие, как «локдаун», «карантин», «изоляция» и «Covid-19».

Скриншоты из игры «Black Myth: Wukong»:  Game Science Interactive Technology Co.

Скриншоты из игры «Black Myth: Wukong»: Game Science Interactive Technology Co.

Издание Aftermath провело расследование и выяснило, что игровые издатели часто ставят подобные ограничения в отзывах, но впервые за всё время блогерам запретили касаться темы феминизма. При этом журналистов из игровых СМИ ситуация вовсе не коснулась: им ничего обсуждать не запрещали.

Вызывала вопросы и другая тема — небывалая популярность игры в Steam. Игроки сомневались, что экшен настолько востребован в мире; и аналитическое агентство GameDiscoverCo установило, что около 90% владельцев игры — из Китая и Гонконга.

Более того, некоторые крупные китайские компании давали сотрудникам официальный выходной, чтобы те провели время в Wukong. А издатели Gamera Games и Game Teahouse даже купили всем своим работникам по копии и компенсировали стоимость, если те уже приобрели игру. Учитывая продвижение новинки в государственных медиа КНР, можно предположить, что рекордные показатели в Steam были отчасти искусственными.

Если вычесть из общего числа покупателей китайских геймеров, то продажи экшена в мире уже не покажутся настолько внушительными: предположительно, за пределами Китая реализовали около 1,8 миллиона копий за месяц. Это отличные результаты для любой игры. Но, например, шутер Warhammer 40,000: Space Marine 2 (от российских разработчиков из Saber Interactive) всего за два дня продался тиражом в 2 миллиона копий по всему миру. То есть китайские игры всё еще не так интересны мировой аудитории, как европейские или американские.

Последний значимый скандал, связанный с Black Myth: Wukong, — отсутствие игры на консолях Xbox Series от Microsoft. Сейчас она доступна только на ПК и PlayStation 5, хотя выход на Xbox изначально планировался. Версию официально перенесли якобы из-за технических проблем. Однако обозреватель Forbes Пол Тасси со ссылкой на анонимный источник рассказал, что Game Science подписала соглашение с PlayStation о временной консольной эксклюзивности. Его слова подтвердил и IGN.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Тайная сделка об эксклюзивности Black Myth: Wukong — первая в истории современной игровой индустрии. Как правило, о таких соглашениях сообщают заранее и публично, чтобы продвигать определенную платформу среди геймеров. Почему Game Science и PlayStation пошли на такой шаг, неясно.

Какой получилась сама игра

Журналистам игра в целом нравится: средняя оценка на агрегаторе рецензий составила 81 балл из 100. Экшен хвалят за отличную боевую систему и битвы с боссами, выделяют персонажей и великолепный визуальный ряд. Многим при этом не понравился дизайн уровней: локации оказались пустыми и неинтересными. В минусы записывают и отсутствие свежих геймплейных идей. А издание ScreenRant даже раскритиковало игру за отсутствие гендерного разнообразия и инклюзивности.

Напротив, за последний пункт Black Myth: Wukong обычно хвалят игроки. Сейчас в Steam у экшена 95% положительных отзывов. Плюсами считают не только продуманный и по-хорошему сложный геймплей, но и отсутствие желания соответствовать «повестке».

«Вот так выглядит игра для народа. Это не коммерческий проект, это не пропаганда чего-то, это просто игра, которая сделана с любовью. С любовью к своей аудитории, своей культуре и игровой индустрии. Я думаю, многие уже устали от всяких распиаренных проектов перед их релизом с кривой оптимизацией и фуфлыжной оберткой от конфеты, какую нам обещают зачастую в трейлерах и геймплейных роликах, всяких пропаганд с уклоном на ущемления меньшинств, отношения между полов и прочей ереси, которая просто не должна никак существовать ни в каких направлениях. Вуконг честен перед своими игроками», — написал пользователь Meegattsu (орфография сохранена. Прим. ред.)

Правда, во многих отзывах отмечают технические проблемы с игрой. А авторитетное издание Digital Foundry считает, что у Wukong много шероховатостей и промахов в производительности, поэтому в нее некомфортно играть на PlayStation 5.

Спустя месяц после релиза Black Myth: Wukong продолжают обсуждать, но уже не так восторженно, как раньше. Раньше ее называли главным кандидатом на звание игры года, но сейчас экшен теряется на фоне конкурентов с более высокими оценками. Например, более высокие оценки в геймерском сообществе получают платформер Astro Bot и уже упомянутая выше Warhammer 40,000: Space Marine 2. И дело явно не только в их качестве, но и в том, что они не стали объектами культурных войн.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.