КомментарийКультура

Дрессировка чувств

«Головоломка 2» — главный хит Pixar в этом году. За попыткой ликбеза о переходном возрасте кроется упрощенный взгляд на человеческую психику

Дрессировка чувств

Кадр из м/ф «Головоломка 2». Фото: movies.disney.com

«Головоломка 2», долгожданное продолжение хита Pixar, наконец вышло онлайн: сиквел анимационного фильма о конкурирующих эмоциях в голове одной отдельной взятой девочки снова собрал и кассу, и восторженные отзывы зрителей. В конце концов, Pixar славится тем, что его детские мультфильмы находят фанатов и среди взрослых. На этот раз главная героиня Райли проживает переходный возраст, отчего в ее базовом наборе эмоций происходит неожиданное для нее самой пополнение: скука, тревога, стыд, зависть и даже ностальгия то и дело атакуют психику девочки-подростка, которую заодно охватили спортивные амбиции.

Эмоции из первой части тем временем пытаются как-то справиться с нашествием новичков. Кинокритик Катя Степная не разделяет восторгов по поводу фильма и считает, что «Головоломка 2» не только дает очень простые ответы на сложные вопросы о поведении человека, но и в принципе не вызывает сильных эмоций, хотя эмоций в этом мультфильме аж десять штук.

Переходный возраст и для ребенка, и для родителя наступает неожиданно. Только-только Райли, кажется, справилась с соседством в своей голове Радости, Гнева, Страха, Брезгливости и Грусти, как ее ждет новый вызов. Она увлекается хоккеем, так что ее берут играть к себе в компанию более опытные и взрослые девочки, вызывающие у нее смущение и восторг. С одной стороны, Райли не хочет облажаться перед тренером, с другой — злится на родителей за опеку, с третьей — жаждет соревнования, с четвертой — стыдится своей детскости, с пятой — хочет поскорее вырасти под одобрение старшеклассниц.

Тут-то в мозг Райли из ниоткуда вламываются: вездесущая Тревога, апатичный Стыд, юркая Зависть и унылая Хандра вечно в телефоне (Ностальгия тоже пару раз некстати завалится). Первые пять эмоций в жизни Райли так долго создавали ее образ «хорошей девочки», что дело нескольких лет работы теперь под угрозой:

вчерашняя умница и отличница раздражается на родителей, стесняется настоящих подруг и готова выкинуть половину своей идентичности, только бы вписаться в подростковую жизнь.

Словом, история универсальная, вызывающая боль узнавания и даже часто сожаление о собственном малодушии. «Кукла Маша, кукла Даша, просто дети стали старше».

«Мальчишки и девчонки, а также их родители» могло бы быть мотто «Головоломки», которая на пальцах разъясняет запутавшимся детям и их офигевающим от перемен родителям, что такое человеческая психика вообще, и детская — в частности. Если у вас нет времени читать книги по поп-психологии, а очень нужно быстро разобраться в том, как устроены человеческие эмоции и почему мы все не можем быть только хорошими, милыми и правильными 24/7, «Головоломка» и в первой, и во второй части делает благородное дело: проводит доступный ликбез.

Распознавать, признавать и принимать себя — первый шаг психологического здоровья, которое с начала ковида у человечества заметно пошатнулось. «Головоломка 2» с его щадящим рейтингом разговаривает с маленькими зрителями на языке героев-эмоций и цветовой палитры «вырви-глаз», а с родителями — через микро-шутки в духе «бездны сарказма» или «полиции разума» (Mind Police в оригинале. — Прим. ред.).

Кадр из м/ф «Головоломка 2». Фото:  movies.disney.com

Кадр из м/ф «Головоломка 2». Фото: movies.disney.com

«Головоломке 2» можно задать и много неприятных вопросов — и покритиковать за инертность, скуку и рационализацию. Все последние годы, совпавшие с трендом на поп-психологию, терапию и ее производные, привели Pixar к заштампованным, плоским и пресным сюжетам, сводящим человеческое бытие к простой формуле. Этим грешили первая «Головоломка», «Холодное сердце» и «Душа»: изобретательный анимационный мир вступает в противоречие с нарочито немагическим миром, где каждый импульс, чудо и совпадение получают место в прагматичной структуре. Что плюс для терапевтического разбора, но минус для кино.



Обе части «Головоломки» таким образом визуализируют визит к детскому психологу, который распаковывает родителю человеческую психику и поведение его ребенка. И сколько бы цветных шариков с воспоминаниями, парящих душ и задорно нарисованных эмоций ни мелькало в кадре, загадки человеческой натуры (которые всё еще продолжают разгадывать нейрофизиологи, биологи и врачи по всему миру) раскладываются «Пиксаром» в простое уравнение: знаешь его заранее — застрахован от разочарований и двусмысленностей.

Как будто достаточно прибраться и разложить причины и следствия по местам — и жизнь станет понятной. Да, понятной, но еще и чертовски скучной.

Возможности новых героев и новых голосов (их, в том числе прекрасную Майю Хоук, в российском дубляже никто не услышит) создатели «Головоломки 2» использовали очень вяло. Если рыжей фриковатой Тревожности еще хватило реплик и действия, то розовый пухлый увалень Стыд, подпрыгивающая Зависть и тощая Скука (похожая на всех людей в очереди или зале ожидания) возникают в истории не чаще, чем треугольник в оркестре. Это буквально тот случай, когда в трейлере рассказывается всё самое интересное, а зрительское время используется для странного, абсурдного и очень унылого действия: например, наблюдения за похищением учительского спортивного журнала (я не поленилась засечь время — это полчаса!).

Кадр из м/ф «Головоломка 2». Фото:  movies.disney.com

Кадр из м/ф «Головоломка 2». Фото: movies.disney.com

«Простите за пыль, пубертат — это бардак!» — одна из немногих действительно забавных фраз, которая задержится в голове на пару часов после финальных титров. Как и любимая группа Райли «Больше блесток», чьего появления зрители тщетно будут ждать на протяжении всего фильма. Конечно, желание вписаться в хоккейную сборную и получить признание отлично вписывается в концепцию эмпауэрмента девочки-подростка, но не способно вызвать бурю сопереживания: ставки не те.

Команда «Головоломки» плавно отлетела с придуманного ими же «острова озорства» в унылый и суетливый мир, где у всех, кроме Тревоги, уже села батарейка.

Здравая мысль, что долго вытесняя всё плохое, мы оказываем медвежью услугу самим себе, донесена здесь хуже, чем в какой-нибудь колоде с аффирмациями («Прими и проживи всё плохое, и отпусти его»). Зато чтобы развлечь уткнувшихся в телефон взрослых зрителей, придуман двухмерный Бананчик, напоминающий наследие «Осмосиса Джонса» (2001) или «Кто подставил кролика Роджера?» (1988), только без их абсурда и баловства. Тот случай, когда хочется спросить авторов: зачем городить столько новых персонажей и ситуаций, чтобы гонять их по тому же колесу сансары из травм, неврозов и катастрофизаций? Для тех же, кто недавно нырнул в бардак пубертата, как и для и заботливых взрослых, это, возможно, полезное напоминание о том, что даже художники Disney и Pixar порой не знают, что делать с эмоциями, кроме как просто обозначить их появление.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.