КолонкаПолитика

Пятилетка Зеленского

20 мая 2024 года формально истекает срок полномочий действующего президента Украины. Почему он остается

Пятилетка Зеленского

Владимир Зеленский. Фото: Kimmo Brandt / EPA-EFE

Шутить в духе «первая пятилетка» не хочется: никто теперь не знает, сколько будет длиться этот срок. Понятно только, что привязан он к окончанию российско-украинской войны, а сколько еще лет и жизней заберет война — вопрос открытый.

Очередные выборы должны были бы состояться 31 марта 2024 года. Но Рада не стала их объявлять в силу очевидных причин — боевых действий на территории страны и военного положения. Потому большинство специалистов в области конституционного права сошлись в оценках: президент, в данном случае Владимир Зеленский, сохранит власть до инаугурации следующего, законно избранного главы государства. Например, Институт правоведения и научно-правовых экспертиз Национальной академии наук Украины дал официальное разъяснение на запрос украинского медиаресурса «Главком» со ссылкой на статьи 103, 104 и 108 Конституции, которые касаются президентских полномочий.

В контексте ответа Институт обратился и к статье 11 закона о правовом режиме военного положения. Там сказано: в случае окончания срока полномочий президента Украины во время военного положения его полномочия продолжаются до вступления на пост нового президента, избранного после отмены военного положения.

«Именно таким образом обеспечиваются постоянство, стабильность и непрерывность должности президента Украины, поскольку президент является постоянно действующим государственным органом»,

цитирую научно-консультативный вывод.

Теперь о роли председателя Верховной Рады, что, согласно Конституции, может выполнять обязанности президента в случае досрочного прекращения полномочий главы государства. (О таком варианте заговорили после того, как минули сроки объявления выборов.) Ученые сделали акцент на словосочетании «досрочное прекращение». Оно вводится в действие при четырех обстоятельствах: президент подает в отставку, не в состоянии выполнять свои функции по состоянию здоровья, гаранту объявлен импичмент или наступила смерть. Все прочее на непрерывность осуществления президентской власти не влияет.

Бывший президент Украины Виктор Янукович выступает на пресс-конференции в Ростове-на-Дону, Россия, 11 марта 2014 года. Фото: Сергей Ильницкий / EPA

Бывший президент Украины Виктор Янукович выступает на пресс-конференции в Ростове-на-Дону, Россия, 11 марта 2014 года. Фото: Сергей Ильницкий / EPA

В недавней истории Украины уже возникала необходимость оперативного замещения главы государства. На пике Майдана, 21 февраля 2014 года, Виктор Янукович бежал из Киева в Россию, досрочно прервав собственную деятельность по превращению Украины в российскую губернию. 22 февраля парламент принял постановление «О самоустранении президента Украины от выполнения конституционных обязанностей и назначении внеочередных выборов президента». Тогда же сложил обязанности спикера однопартиец и соратник Януковича Владимир Рыбак. Последний не присутствовал на сессии, просто передал заявление: «…в связи с болезнью и необходимостью лечения».

Председателем Рады был избран депутат Александр Турчинов. А на следующий день Турчинов принял к исполнению обязанности президента Украины. Он совмещал должности 104 дня, вплоть до выборов и инаугурации нового главы государства, Петра Порошенко. Больше того, Турчинов параллельно возглавлял военную власть как верховный главнокомандующий и Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) и несколько дней, до момента утверждения нового состава правительства, руководил Кабинетом министров. Беспрецедентная концентрация полномочий в одних руках, вызванная обстоятельствами, не дала рухнуть вертикали власти, вызвать хаос, как рассчитывали в Кремле.

Сейчас Владимир Зеленский начинает замещать себя сам, становится и. о. президента. Автоматически — щелк, и 21 мая карета превращается в тыкву! — не будет.

Кремлевские мечтатели могут выпить и успокоиться. Нравится, так сказать, не нравится, но Зеленский легитимен. Опрос, проведенный в феврале нынешнего года Киевским международным институтом социологии (КМИС), показал, что мнение большинства электората совпадает с разъяснениями правоведов. 69 процентов респондентов считают: Зеленский должен оставаться на посту до конца военного положения.

Владимир Зеленский (в центре) во время инаугурации в украинском парламенте в Киеве, Украина, 20 мая 2019 года. Фото: Сергей Долженко / EPA-EFE

Владимир Зеленский (в центре) во время инаугурации в украинском парламенте в Киеве, Украина, 20 мая 2019 года. Фото: Сергей Долженко / EPA-EFE

К чести критиков внутри страны: они хотя и обещают Зе и его команде ничего из длиннейшего списка претензий не забыть и не простить — но потом, после войны. Большинство оппонентов признало: в настоящий момент проводить выборы в Украине безответственно. И не только потому, что сопутствующие страсти, без чего в демократическом обществе не обходится ни одна избирательная кампания, способны взорвать, на радость стране-агрессору, гражданское единство. При военном положении ограничены отдельные конституционные права: на свободу слова и мирных собраний, на свободу передвижения. Как гарантировать принцип всеобщего равного избирательного права?

В современной России, конечно, все перечисленное значения не имеет и на исход выборов Путина не влияет. В Украине же к процедуре относятся серьезно, поскольку существует политическая конкуренция и доверие к результатам.

Выборы в 2024-м — это ряд территорий под оккупацией. Миллионы голосов придется вычеркнуть. Значительное число украинцев находится на фронте с первых дней вторжения. Армию вычеркивать тоже? Понятие «тыл» разбито «Искандерами», что прилетают по школам и домам культуры в том числе. Избирательные участки являются для российских военных тем более законными целями: о государственности своей продолжают думать, ишь! Обеспечить безопасность невозможно.

Огромные массы беженцев рассеялись по Европе и миру. Вернутся ли они или выберут путь ассимиляции вместо того, чтобы выбирать президента Украины и новые проблемы дома? 

В 2019-м знатоки заключали пари, как скоро веселый и находчивый лидер «95 квартала» наиграется в «слугу народа» и подаст в отставку, завалив все, что только можно, включая собственный рейтинг. Думаю, если бы Владимиру Зеленскому на старте той гонки по вертикали показали сегодняшний день и его самого, он бы ужаснулся и не поверил. И отказался от затеи? Не факт, но возможно. Какие шансы, что сейчас он по собственной воле (типа «Я устал, я ухожу») подаст в отставку? Нулевые. Изменения коснулись не только внешности. Хотя признание 2019 года о «желании закончить войну», которое он увидел в глазах Путина «несмотря на все данные разведки», Зеленскому будут вспоминать вечно. Как и реализацию программы строительства дорог по стране вместо фортификационных сооружений и оружейных заводов.

В общем, внутренняя дискуссия на тему выборов закончилась. По-прежнему старается только российское телевидение — в надежде открыть внутренний фронт: «Узурпатор, диктатор, националист-бандеровец номер один собрался воевать до последнего украинца!» Путин выражает озабоченность легитимностью президента Украины: как подписывать документы с таким лицом? Пропагандисты вообще предвещают на почве мобилизации очередной Майдан, не понимая сути Майдана как явления: бегуны от повесток не способны на протест и сопротивление. Их максимум — крикливый митинг для картинки в российских медиа. Люди пассионарные, кто все годы независимости «портил шкуру» власти, либо на передовой, либо волонтерят ради победы. Они могут быть недовольны определенными действиями Зе и даже злы на него, но с настоящими врагами его не перепутают.

И об украинской победе, точнее, о том, что считать победой. Тезис Зеленского о выходе на границы 1991 года, который еще год назад воспринимался обществом как цель, пусть и труднодостижимая, больше не считается актуальным. Победа — создание в мире условий, при которых у России не будет ни политических, ни военных возможностей напасть на Украину в обозримом будущем. У без пяти минут исполняющего обязанности президента нет иных вариантов, как добиваться этого.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.