Летом 2024 года (более точные даты пока не называются) в белорусском Могилеве может состояться встреча папы римского Франциска с главой РПЦ Кириллом (Гундяевым), посвященная роли церквей в прекращении войны на территории Украины. С таким сенсационным сообщением 1 апреля выступила аффилированная с режимом Лукашенко инициатива «Минский диалог».
С одной стороны, сообщения, распространяемые в такой день, вроде бы не должны вызывать доверия. С другой стороны, структура с подобным статусом шутить на такие темы не может. Утечка, организованная официальным Минском, очень созвучна настойчивым заявлениям понтифика последних двух лет о том, что он намерен развивать диалог с РПЦ и Кремлем, более того, не может посетить Киев, прежде чем встретится с российским руководством. Со своей стороны, Александр Лукашенко практически ежегодно приглашает главу католической церкви в Беларусь, но пока безуспешно. В середине марта появились слухи, что Владимир Путин послал в Ватикан сигнал о готовности принять папу в Москве на определенных условиях, и Дмитрий Песков не стал их опровергать.
Представитель «Минского диалога» Денис Мельянцов предположил, что Могилев выбран из-за своей символической роли в истории православно-католических отношений: «В конфессиональной истории Беларуси он занимает особое место, потому что в Речи Посполитой он был центром православия… А после присоединения Беларуси к Российской империи именно Могилев стал центром католицизма во всей империи». С 1632 года в составе Киевской митрополии Константинопольского патриархата действовала Могилевская епархия: город стал центром православных братств и книгопечатания. Полтора века спустя в результате первого раздела Речи Посполитой, когда восточная Беларусь оказалась в России, Екатерина II издала указ о подчинении всех католиков империи единому епископу с резиденцией в Могилеве. Позже Могилевский католический епископ стал митрополитом, ему подчинялись другие католические иерархи на вновь присоединяемых к империи территориях (кроме Польши). Нынешний белорусский режим (в отличие от российского) всячески подчеркивает «традиционность» католицизма, число католиков в Беларуси достигает 15 %.

Владимир Путин c Александром Лукашенко во время их встречи в Могилеве, Беларусь, 12 октября 2018 года. Фото: Алексей Никольский / Спутник / Kremlin / EPA-EFE
Официальный Ватикан пока не подтверждает планов папы посетить Беларусь, ограничиваясь общими рассуждениями о «логистических сложностях», с учетом возраста и состояния здоровья Франциска.
Напротив, неофициальный представитель папы в лице лидера Всемирного совета староверов (с центром в Москве) и «посла мира» понтифика Леонид Севастьянов такие планы подтвердил, однако «не гарантировал» их исполнения. Пока доподлинно известно лишь о том, что в мае Франциск устраивает в Риме масштабную международную конференцию по вопросам новых подходов к мирному урегулированию, на которую приглашены и российские представители. Вероятно, по итогам этой конференции и будут планироваться следующие шаги, в частности, визит в Могилев и встреча с руководством РПЦ, которое должно получить мандат на такую встречу от Кремля.
«Новая-Европа» не раз писала о мирных инициативах папы Франциска и о нарастающем разочаровании, которое они вызывают в Украине. Несмотря на всё сочувствие к жертвам бомбардировок мирных украинских городов и насильно вывезенным в РФ украинским детям, понтифик не перестает признаваться в любви к великой российской культуре, считая, что нынешнее население России остается ее носителем и по этой причине не может разделять ответственность за «безумие войны». В отличие от большинства авторитетных западных лидеров, Франциск так и не посетил Киев после 24 февраля 2022 года, отклонив многочисленные приглашения Украины. Он выдвинул практически несбыточное и никак не зависящее от Украины условие такого визита — «посетить сначала Москву, а потом Киев». Но Россия последовательно торпедировала любые попытки Франциска хоть краешком своей сутаны прикоснуться к «святой русской земле» — например, под предлогом дозаправки его самолета по пути в Монголию осенью прошлого года.
Support independent journalism
Насколько надежным в этом контексте можно считать источник информации (пока единственный) о готовящейся встрече в Могилеве? От лица инициативы «Минский диалог» выступают три молодых белорусских политолога, лояльных Лукашенко: Алисия Иванова, Денис Мельянцов и Евгений Прейгерман (руководитель инициативы). На официальном сайте «Минский диалог» представляет себя как «аналитический центр, сфокусированный на вопросах международной безопасности в регионе Восточной Европы, внешней политики Беларуси и ее места в системе международных отношений».
При «Минском диалоге» созданы консультативный и экспертный советы, а офис структуры расположен в соседнем с МИД Беларуси здании в Минске.
В будущем году инициатива отметит десятилетие; свою миссию она видит в создании «открытой профессиональной площадки без геополитических разделительных линий для исследований и дискуссий о международных отношениях и безопасности в Восточной Европе». Первый международный форум «Минского диалога» в 2018 году собрал более 500 участников из 59 стран мира.
Как рассказал «Новой-Европа» один из представителей белорусской оппозиции, среди минских элит инициатива имеет репутацию «запасного проекта» уже покойного министра иностранных дел Владимира Макея, который осторожно пытался продвигать идеи белорусской «многовекторности» и не сочувствовал «СВО». Он скоропостижно скончался 26 ноября 2022 года на территории элитного поселка Дрозды под Минском, и многие белорусские чиновники уверены, что это было самоубийство.

Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в международном аэропорту Хосе Марти в Гаване, Куба, 12 февраля 2016 года. Фото: Max Rossi / EPA
Лидер «Минской инициативы», 37-летний Евгений Прейгерман, нередко попадает в поле зрения белорусских СМИ — как официальных, так и оппозиционных. Мало кто из профессиональных дипломатов Лукашенко имеет такое блестящее профильное образование: факультет международных отношений БГУ, Высшая школа в Карлскруне (Швеция), Университет Сассекса (Великобритания), две диссертации — на родине и на Западе, идеальное владение английским и шведским языками… Оппозиционная газета «Наша Ніва» считает предшественником «Минской инициативы» «Либеральный клуб», организованный Прейгерманом в годы его обучения в БГУ и на Западе. Не назначая столь перспективного дипломата на официальные посты, режим Лукашенко, очевидно, делает ставку на максимально активное его использование в неформальных контактах, которые играют более важную роль, чем официальные, в условиях жестких санкций и глобальной изоляции. В этом плане «Минский диалог» более обращен к Западу, чем к Москве.
Со своей стороны, Ватикан в последние дни также активизировал усилия на миротворческом треке. Венский архиепископ и влиятельный кардинал Кристоф Шёнборн так сформулировал нынешнюю доктрину Ватикана:
«Если мы не начнем переговоры, то бойня будет продолжаться… В этой войне должны возникнуть переговоры: ни одна из сторон уже не добьется стопроцентного результата <военным путем>».
Церковная карьера нынешнего главы РПЦ довольно тесно связана с Ватиканом. Будучи 20-летним юношей, личным секретарем и келейником тогдашнего «министра иностранных дел» Московской патриархии и агента КГБ под псевдонимом «Святослав» митрополита Никодима (Ротова), Кирилл посещал в свите своего шефа в начале 1970-х еще папу Павла VI. Затем, работая представителем РПЦ при Всемирном совете церквей в Женеве и председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, Кирилл почти ежегодно бывал в Ватикане и имел репутацию «филокатолика». В сане патриарха он встретился с папой единственный раз — в феврале 2016 года в Гаване, и это была первая встреча такого рода в истории.
Впрочем, из-за «СВО» отношения значительно охладели: Кирилл стал «невыездным» и попал под санкции западных государств, а Франциск назвал его «алтарным мальчиком Путина» за неспособность выразить христианское отношение к войне и агрессии. Кирилл в самом деле не имеет собственной политической субъектности, ее последние рудименты он утратил после 24 февраля 2022 года. Поэтому встреча западного мира в лице папы римского с «алтарным мальчиком» из Москвы будет иметь, прежде всего, символическое значение — как некий покаянный знак, выражающий готовность к постепенному возвращению в поле цивилизации, сформированной во многом христианскими ценностями, к которым идеология и практика «СВО» не имеют никакого отношения.
Join us in rebuilding Novaya Gazeta Europe
The Russian government has banned independent media. We were forced to leave our country in order to keep doing our job, telling our readers about what is going on Russia, Ukraine and Europe.
We will continue fighting against warfare and dictatorship. We believe that freedom of speech is the most efficient antidote against tyranny. Support us financially to help us fight for peace and freedom.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».