На стримингах вышел сатирический триллер о классовом неравенстве «Солтбёрн», написанный и снятый Эмеральд Феннелл, лауреаткой Оскара за «Девушку, подающую надежды». Это история о непримечательном бедном стипендиате Оксфорда Оливере, которого приглашает на летние каникулы в загородное имение Солтбёрн его супербогатый и сексуальный однокурсник Феликс Каттон. В усадьбе Каттонов разворачивается детективная история отношений никому не известного бедного сироты и привилегированных стервятников. В актерском ансамбле — Розамунд Пайк («Исчезнувшая»), звезда «Эйфории», новый секс-символ Джейкоб Элорди, Ричард Грант («Уитнейл и я», «Госфорд-парк») и восходящая ирландская звезда Барри Кеоган («Банши Инишерина»). Кинокритик Олег Тундра рассказывает, как сексуально провокативный и саркастичный «Солтбёрн» высмеивает концепцию успеха fake it till you make it, а режиссер собирает коктейль из всех штампов об элите — и у нее отлично получается.
Невысокий, рябой и неприметный Оливер (Барри Кеоган) поступает в Оксфорд по стипендии за отличную успеваемость, попадая в мир наследников аристократических династий и финансовых империй. Каждый второй даст ему понять, что он здесь — досадная погрешность, и только такой же неуклюжий нерд-математик предложит в библиотеке шоколадку. Взгляд Оливера сразу притягивает местный красавчик, душа любой компании и богатейший наследник Феликс Каттон (Джейкоб Элорди) — брюнет, выше его на две головы, всегда окруженный десятком девушек и приятелей.
Как-то Оливер одалживает ему велосипед, а Феликс начинает проявлять в ответ аристократическое великодушие: и уже через полгода, к удивлению окружающих, они становятся друзьями — несмотря на разницу во внешности, статусе, поведении и характере.
Когда на летние каникулы все студенты разъезжаются по домам, Феликс приглашает сироту Оливера к своим родителям в поместье Солтбёрн на три жарких месяца 2007 года. Солнце жарит ярче, чем на Барбадосе, из динамиков играет ню-рейв-хит MGMT «Time to pretend», барочный Солтбёрн с зеленым лабиринтом в поле ощущается как отдельный мир.
Кадр из фильма «Солтбёрн». Фото: IMDB
Оливера встречает наводящий оцепенение дворецкий и суетливая семья Каттонов. Незамолкающая мать с бесцеремонными вопросами и комментариями (Розамунд Пайк) пытается всем понравиться. Отец (Ричард Грант) читает за завтраком газету, как во времена Первой Мировой. Гнилоротый Фарли (Арчи Мадекве) — кузен Феликса от межрасового брака британки с американцем — каждой репликой напоминает, что Оливеру в Солтбёрне не место. Не спящая по ночам, курящая за завтраком младшая сестра Феликса Венеция (прекрасная роль Элисон Оливер) сразу же заявляет, что «новая игрушка Феликса» в этом году особенно удалась. Еще в гостиной вздыхает Бедная Памела (Кэри Маллиган) — растерянная рыжеволосая подруга семьи, сбившаяся с пути и досадно надолго застрявшая в поместье. Феликс проводит Оливера по безразмерному дому с деревянной винтовой лестницей, огромной библиотекой и призраками покойных родственников: все английские монархи по имени Генри свисают над диванами в гостиной, где вечерами смотрят «Суперперцев» и «Звонок». В чём Оливер не может признаться до конца ни себе, ни другим, — зачем он на самом деле приехал в Солтбёрн вместе с Феликсом. Он влюблен в него, хочет его, презирает его, завидует ему, хочет оказаться на его месте? Что, черт побери, он забыл в этом аббатстве Даунтон, куда его занесло по чистой случайности, и какого отношения к себе он ждет?
Кадр из фильма «Солтбёрн». Фото: IMDB
Свой второй оригинальный сценарий британка Эмеральд Феннелл («Убивая Еву», «Девушка, подающая надежды», «Корона») написала о том, что ей очень хорошо знакомо: об Оксфорде середины нулевых, где она училась и начинала актерскую карьеру в университетских труппах.
Дочка известной писательницы и дизайнера украшений, она, конечно, находилась в Оксфорде скорее в статусе условного Феликса, нежели Оливера, но ее положение совсем не мешает ей трезво смотреть на свое прошлое и британскую кастовость в целом.
А насмотренность и начитанность помогает упаковать в двухчасовой фильм почти всё, что массовая культура знает о Британии. Помимо «Возвращения в Брайдсхед» («Да Ивлин Во постоянно торчал у нас в гостях», — бросает Феликс Саттон) и уже упомянутого «Аббатства Даунтон», «Искупления» и «Фаворитки» (кстати, арт-директор «Солбёрна» Каролин Баркли работала над этим фильмом), Феннелл цитирует тяжелую артиллерию из фильмов о статусе и психопатии. «Солтбёрн» можно назвать оксфордским «Талантливым мистером Рипли» или британским «Великим Гэтсби», барочными «Паразитами» или «Мечтателями» эпохи ню-рейва. Похождения Оливера по комнатам обитателей Солтбёрна в лучшие моменты напоминают декадентскую «Теорему» Пазолини, а в самые китчевые — семейное судилище в духе новогоднего триллер-капустника «Достать ножи». Ну и сам картофельно-простонародный Оливер среди семейства Каттонов — это H&M в треугольнике печали Balenciaga (не случайно однокурсница в Оксфорде брезгливо смеется над его одеждой из сетевого масс-маркета).
Support independent journalism
Уже с первых кадров «Солтбёрн» показывает сексуальную фрустрацию, с которой главный герой не в состоянии совладать, и почти весь фильм мы наблюдаем дикие, остроумные и неочевидные способы реализации сексуальных фантазий через игру, манипуляции и дерзкие по меркам нынешнего киномейнстрима фетиши. Коренастый Барри Кеоган, когда-то занимавшийся боксом, с его ползучей животной харизмой — идеальный исполнитель роли существа, которое перевоплощается то в хищника, то в пресмыкающееся. Порнографично плотоядный взгляд, которым камера смотрит на юных обитателей Солтбёрна, — осознанная позиция Феннелл, реализованная с помощью блистательного оператора Линуса Сандгрена, снявшего «Вавилон» и «Ла Ла Ленда» Шазелла и «Аферу по-американски». Вечеринки на экране обычно не бывают такими упоительными, секс — таким соблазняющим, а роскошь — такой безусловной и неподъемной. По выражению одного из зарубежных кинокритиков, «главная порнография в фильме — это дом».
Кадр из фильма «Солтбёрн». Фото: IMDB
И действительно, фамильное поместье 11 века, ставшее съемочной площадкой для Солтбёрна (и сам факт самого существования этого дома в наши времена именно в таком виде), — живое доказательство фрустрации Оливера и пожизненной безмятежности Саттонов: когда газоны живут дольше, чем страны, неудивительно, что у завистников закипает кровь.
К счастью, Эмеральд Феннелл в этом фильме не интересуют мораль, выбор правильной стороны и праведная ярость. В интервью она любит цитировать своего любимого режиссера, французскую бунтарку Катрин Брейя: «Сексуальное напряжение существует не между двумя людьми, а между желанием и отвращением».
Ее волнуют опасные связи людей с патологиями, темными секретами и недостатками, всё недосказанное и невыраженное, что люди пытаются воплотить, а добиваясь своего, не обязательно остаются довольны.
Амбивалентные отношения Оливера и Саттонов куда больше ближе к миру классической британской литературы с богатыми покровителями и нищими компаньонами, чем к прагматичной реальности успеха, выгоды и old money, — и потому открыты многочисленным трактовкам. После финала божественно красивые Феликс и Венеция остаются не меньшей загадкой, чем дворняжка Оливер, — и все они живут в безвременье Солтбёрна без смартфонов, где по вечерам в караоке подпевают хиту Pet Shop Boys: «Я люблю тебя, ты платишь мою аренду».
Join us in rebuilding Novaya Gazeta Europe
The Russian government has banned independent media. We were forced to leave our country in order to keep doing our job, telling our readers about what is going on Russia, Ukraine and Europe.
We will continue fighting against warfare and dictatorship. We believe that freedom of speech is the most efficient antidote against tyranny. Support us financially to help us fight for peace and freedom.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».