Распространенная в 1990-е годы силовая культура — школа жизни Владимира Путина и его ближайшего окружения — в какой-то момент стала доминирующей во всей российской элите. Вслед за элитой на путь если не одобрения, то по крайней мере нормализации насилия встала и часть российского общества.
Социолог и исследователь российской криминальной культуры Светлана Стивенсон рассказывает, почему в российском обществе возобладали слои, опирающиеся на насилие во внутренней и внешней политике, и как это привело к войне в Украине.
В начале марта СМИ широко распространяли снятое в России видео, в котором пожилая женщина в крайне резкой форме говорит об Украине и украинцах. Призывая «прикончить» взрослых и детей, обывательница, разумеется, повторяет риторику за российских телевизионных пропагандистов, но при этом обнаруживая в себе самой те эмоции, которым посторонние могут только ужасаться.
Как объяснить такую брутализацию части российского общества? Как получилось, что насилие, жестокость, агрессия, которые живут в глубине человеческой природы, но обычно подавляются, столь беззастенчиво вышли сейчас на поверхность?
К 2022 году Россия достигла максимального уровня материального процветания большинства населения в своей истории. Но при этом часть людей охватила жажда разрушения и убийства.
Ради победы над сконструированным пропагандой образом врага в лице Украины и Запада, некоторые уже готовы отказаться и от комфорта, и от прежде столь ценимой стабильности.
Понять причины подобной масштабной трансформации общества может помочь не столько внимательное изучение самих граждан, сколько тех, кто в результате постсоветского транзита оказался на вершине власти. Их социальное происхождение, биографии, поведение и характер значат гораздо больше, чем чувства ведомых ими граждан.
Де-цивилизационный путь
Исторический социолог Норберт Элиас говорил, что для понимания уровня насилия в обществе надо обратиться к тому, какие коалиции обладают властью, и есть ли среди них силы, заинтересованные в мирном развитии. К последним он, в исторической перспективе, относил феодальный двор, а затем крупную буржуазию и средний класс, которые являлись своего рода приводными ремнями «цивилизационного процесса», вытесняющего насилие из общественной жизни. Монополия государства на применение силы, как и монетизация и коммерциализация общества лежали, по его мнению, в основе успеха цивилизационного процесса во многих европейских странах.
Но Элиас описывал и де-цивилизационный процесс. Анализируя приход к власти нацистов в Германии, он писал о том, что в этой стране в результате как длительных исторических процессов, так и национального кризиса после Первой Мировой войны, пришли к власти социальные слои, которые смогли «брутализировать» общество. Силы, не принимающие демократию, одержимые ненавистью и презрением к политикам Веймарской республики и жаждой национального реванша, одержали победу над слоями, которые придерживались иных, гуманистических и демократических взглядов и идей.
Прямые параллели в истории редко работают, и все же можно сказать, что и
в России в результате кризиса 1990-х к власти также пришли социальные группы, которые несли авторитарный и милитаристский этос. Именно эти группы и смогли задавить слабые ростки российской демократии.
Мафиозно-силовой альянс, став новой элитой, не просто тормозил, а активно и сознательно сопротивлялся мирному развитию.
Развал Советского Союза привел к слому прежней социальной структуры и запустил новые процессы социальной мобильности. В ходе борьбы за советское наследство и капиталистическую собственность наверх стали подниматься «силовые предприниматели» — группы, успешно использовавшие ресурсы насилия.
Молодежные уличные группировки, бывшие спортсмены, ветераны Афганистана, разнообразные бандитские сообщества боролись между собой за власть и собственность на уровне улиц, районов, городов и целых регионов. Параллельно с ними (а часто и в тандеме) за ресурсы боролись и представители силовых структур, МВД и ФСБ. Постепенно и те, и другие образовали коалиции, создали дружеские связи, разделяя схожие цели и подход к жизни.
Способы поведения, которые формировались в этой среде, были основаны на примате силы. При этом физическая сила применялась далеко не всегда. Задача взаимодействия с гражданскими — «лохами» и «коммерсами» — была в том, чтобы обосновать им необходимость платить «авторитетным» людям. А если приходилось применить насилие, то в нем оказывалась виновата сама жертва, которая не проявила достаточного уважения к хозяевам жизни, нарушила свои обязательства, не поняла расклада сил.
Парни «поднялись»
И все же к началу 2000-х, когда основные битвы за собственность отгремели, стало казаться, что страна постепенно встает на путь мирного развития. С укреплением государства, экономическим подъемом, вхождением страны в систему глобальных связей и институтов насилие должно было бы уйти в тень.
Но этого не произошло.
Попав из битв 90-х сразу в кремлевские кабинеты, Владимир Путин и его окружение восприняли данную им государственную власть как личный инструмент контроля и обогащения. На близком этой группе языке они «поднялись».
Демократия как хаотичный, плохо управляемый процесс была и непонятна, и не нужна этому слою. Более того, до прихода к власти и Владимир Путин, и члены его ближнего круга, были персонажами второго ряда. Это были люди, не слишком образованные, со шлейфом прежних неудач, с многочисленными обидами и комплексами. И хотя у многих их них в начале не было националистической идеологии, и они даже могли считать себя западниками, они тем не менее постепенно и неизбежно пришли к национализму.
Как и в случае Гитлера и его сподвижников, националистическая идеология дает и власти, и массам чувство силы и превосходства. Месть демократам, «развалившим страну», а потом и реванш против Запада, по отношению к которому и Путин и его окружение чувствовали свою периферийность, назревали давно, оформившись в качестве четких намерений после протестов на Болотной площади и аннексии Крыма.
Мощь «Искандеров» за спиной
Много было написано и сказано о причинах поражения тех сил, которые могли бы противостоять де-цивилизационному процессу в России. Среди них было и отсутствие политического опыта у среднего класса, и растущая зависимость олигархов от кремлевского двора. Но, безусловно, значительную роль в поражении оппозиции сыграло присоединение Крыма.
Элиас писал о том, что военные победы Германии в конце XIX века привели к ослаблению демократических сил: «Победа немецких армий над Францией была одновременно победой немецкой [милитаристской] аристократии над немецким средним классом».
То же можно сказать о присоединении Крыма в 2014 году. Эта «победа», с восторгом воспринятая населением, была и победой силовиков над теми, кто мечтал о мирном развитии страны. Те, кто радовался тому, что «Крым наш», не понимали, что впереди большая война, обнищание и отнятие будущего у их детей и внуков.
С крымской победой, с «успешной» сирийской кампанией, дальнейшим накоплением военной мощи милитаристский этос и амбиции власти еще более усиливались. Как сказал накануне войны один из главных путинских идеологов, Председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов: «Просто вышел на поверхность процесс восстановления российской государственности, российского влияния, российской силы, который шёл довольно долго… Сейчас по мере накопления сил, и в первую очередь военных сил, а также общего изменения в геополитической обстановке мы почувствовали себя вправе уже не просить, а требовать».
Ощущая за собой мощь «Кинжалов» и «Искандеров», российская верхушка была наконец готова к реваншу. Запад представлялся слабым противником, «терпилой», не способным к решительному сопротивлению.
При этом война воспринималась и как способ окончательного вытеснения мирно настроенной буржуазии. Как Караганов сказал в том же интервью: «Мы сами создали себе класс компрадоров, который до сих пор существует. Один из умных способов избавления от этого класса компрадоров — это конфронтация [с Западом]». Когда перманентная война становится основным способом существования российского общества, у силовой элиты не остается конкурентов.
Слияние власти и общества
Война в Украине явилась апогеем предшествующего процесса внедрения насилия в общественную жизнь и маргинализации сил, заинтересованных в мирном развитии. Вопреки ожиданиям начала 2000-х, российская власть стала заниматься не монополизацией, а повсеместной диффузией насилия. Эта деятельность простиралась от поддержки и использования националистических и парамилитарных групп, внедрения садистских практик — швабры и бутылки — в пенитенциарную систему до внесудебных расправ над журналистами и оппонентами. На нормализацию и распространение насилия повлияли и декриминализация семейного насилия, и милитаризация церкви, и прославление армии в детсадах и школах.
Возвращаясь к брутальным порывам и мечтам, распространившимся в российском обществе, можно сказать, что обнажившееся после начала 24 февраля слияние власти и народа вокруг насилия зрело давно. И уж тем более идущая сейчас война совсем не способствует смягчению нравов.
Остается только надеяться, что после окончания военной агрессии новые силы, заинтересованные в мирном развитии, придут к власти в России, и цивилизационный процесс наконец получит шанс.
Join us in rebuilding Novaya Gazeta Europe
The Russian government has banned independent media. We were forced to leave our country in order to keep doing our job, telling our readers about what is going on Russia, Ukraine and Europe.
We will continue fighting against warfare and dictatorship. We believe that freedom of speech is the most efficient antidote against tyranny. Support us financially to help us fight for peace and freedom.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».