Активист и автор телеграм-канала «Протестный МГУ» Дмитрий Иванов уже девять месяцев содержится в СИЗО. Его задержали по уголовному делу в июне прошлого года сразу же, как только у него закончился срок административного ареста по его предыдущему делу. Поводом для уголовного преследования стали его публикации в «Протестном МГУ» о войне в Украине: о потерях российской авиации, о нападениях на Запорожскую АЭС, о преступлениях российских военных против мирного населения в Буче и Мариуполе. Большая часть публикаций, которые гособвинение вменяет Иванову, называя их «фейками», — это репосты. Фактически за чужие высказывания Тимирязевский суд Москвы приговорил Иванова к 8 годам и 6 месяцам в колонии общего режима, а также запретили вести публичные страницы в интернете 4 года после освобождения.
23-летний активист учился на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ имени Ломоносова, но так его и не окончил. Диплом нужно было защищать 1 июня 2022 года, но в тот момент Иванов находился в спецприемнике и выйти должен был на следующий день. Однако потом его задержали уже по уголовному делу, а в июле его отчислили как не прошедшего государственную итоговую аттестацию.
До задержания Иванов работал в IT и активно занимался правозащитной деятельностью. Выступал в поддержку аспиранта МГУ Азата Мифтахова, активиста Константина Котова, фигурантов дела «Сети» и многих других политзаключенных. Летом 2021 года Иванов участвовал в избирательной кампании математика Михаила Лобанова, который выдвигался в Госдуму от партии КПРФ.
В 2018 году Иванов стал вести телеграм-канал «Протестный МГУ», где рассказывал о социальном активизме, вел трансляции с митингов и судов. После 24 февраля 2022 года уже начал делать посты о действиях российской армии в Украине.
Дмитрий Иванов (справа) в автозаке. Фото: Фото: telegram / msuprotest
Репост и «дискредитация»
Иванов был задержан после серии административок. 28 апреля 2022 года его схватили полицейские около здания МГУ после сдачи экзамена. Тогда его арестовали на десять суток за пост в телеграм-канале «Протестный МГУ» об организации митинга. Как только Дмитрий освободился из спецприемника, на выходе его встретила полицейская машина, 8 мая Иванова арестовали уже на 25 суток. Его признали виновным по статье о повторном нарушении порядка проведения акции. Поводом стал репост о войне в Украине, который студент сделал из телеграм-канала Алексея Навального 4 марта. А 16-го числа на дверях квартиры Иванова появилась надпись: «Не предавай Родину, Дима», — и несколько букв Z. Такую же надпись оставили на двери активистки Ольги Мисик.
2 июня, когда Дмитрий должен был наконец выйти на свободу, его прямиком из спецприемника увезли в Следственный комитет.
Там он узнал, что против него возбудили уголовное дело по статье 207.3 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ»).
Как настаивает обвинение, активист, «действуя по мотивам политической ненависти» и «предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде подрыва авторитета и дискредитации действующей государственной власти», с 4 марта по 4 апреля 2022 года распространял в телеграме следующую информацию:
- репост из «Лентача» с обращением Владимира Зеленского, где он говорит о том, что российские войска атаковали Запорожскую атомную станцию;
- репост из телеграм-канала «Навальный» с призывом прийти на антивоенный митинг 6 марта;
- авторский пост об итогах первых десяти дней войны в Украине;
- репост из телеграм-канала Зеленского с обращением президента Украины к жителям Донбасса;
- репост из телеграм-канала Зеленского, где он рассказывает о потерях российской авиации и просит Запад закрыть небо над Украиной;
- репост из «Лентача» с обращением президента Украины о бомбардировке больницы и роддома в Мариуполе;
- репост из телеграм-канала «Барабанов» с текстом о Мариуполе;
- авторский пост об итогах месяца войны в Украине;
- репост из телеграм-канала «Скат media» с фотографиями из Бучи;
- репост из телеграм-канала Максима Каца с видеороликом под названием «БУЧА. Спецоперация по уничтожению мирных жителей (18+)»;
- авторский пост со ссылкой на статью Дмитрия Колезева под названием «Буча: почему приходится верить?».
Свидетели обвинения и экспертиза ФСБ
В ходе судебного разбирательства в Тимирязевском суде сторона обвинения в лице Юлии Правосуд посчитала достаточным доказательством вины Иванова тот факт, что публикации в телеграм-канале «Протестный МГУ» расходились с официальными сводками Минобороны, а значит, были «заведомо ложными». К такому же выводу пришли эксперты-лингвисты из ФСБ, которые давали показания в суде.
Помимо лингвистической экспертизы в арсенале у обвинения были еще свидетели. Самой многословной среди них оказалась бывшая декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ Людмила Григорьева, которая прославилась после травли нелояльных студентов. В 2021 году ей пришлось уволиться после того, как она назвала инициативную группу университета «западными либерастами».
На допросе Григорьева говорила, что она «патриот страны и человек, сильно любящий свою страну, а также выступающий за доброту, государственную власть, единение, общественный порядок». Она назвала Иванова «фашистом», который «ненавидит людей, не разделяющих его либеральные взгляды, защищает все отбросы общества».
Бывшая декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ Людмила Григорьева. Фото: physchem.msu.ru
Кроме Григорьевой свидетелями со стороны обвинения выступили бывшие и действующие аспиранты МГУ, которые знакомы с Ивановым не были, не следили за его телеграм-каналом, но осуждают его позицию. Все они на допросах называли себя патриотами, а формулировки их показаний против Иванова совпадают почти дословно. Каждый характеризовал активиста с отрицательной стороны.
Адвокат Иванова Мария Эйсмонт отметила, что из всех пунктов обвинения ее подзащитный совершил только одно деяние — публично распространил информацию, но эта информация не была ложной или заведомо ложной.
На одном из заседаний защитник попросила суд выдать повестки для представителя Минобороны России Игоря Конашенкова, министра иностранных дел Сергея Лаврова и представителя России в ООН Василия Небензи. Защита мотивировала их вызов в суд тем, что, по убеждению гособвинения, публикации Иванова противоречат мнению этих чиновников, и они должны быть допрошены. К удивлению всех, судья Дарья Пугачева согласилась им выписать повестки. Но никто из них на допрос не явился.
Также защита настаивала, что следствие не проводило экспертизы действий российской армии в Украине, не допрашивало очевидцев событий. По словам Эйсмонт, ни один суд не дал юридическую оценку событиям, которые описаны в постах Иванова, — а значит, ни одна из версий не является доказанной и суд просто не вправе выносить приговор без такой проверки.
«Нам предстоит большая работа, начинать которую надо уже сейчас»
В последнем слове Иванов сказал, что с начала июня часто слышит в свой адрес слово «обвиняемый» — теперь это его «новый социальный статус». Он категорически с этим не согласен и считает, что следствие в попытках обвинить его в распространении «фейков» «сконструировало один большой фейк».
«Все обвинения в мой адрес выглядят абсурдно, а статьи, по которой меня судят, в принципе не должно существовать. Занимать последовательную позицию и говорить правду для меня легко и приятно, — продолжил свою речь Дмитрий. — Год назад начали происходить события, повергшие мир в шок. За считанные дни разрушились устои жизни, казавшееся нам незыблемыми. Самые страшные картины сошли со страниц учебников истории, возродив кошмары давно минувших лет и отгремевших войн. Не имея возможности остановить эту длящуюся трагедию, десятки миллионов россиян столкнулись с гнетущим чувством вины. Это нормальная реакция на чудовищно ненормальную ситуацию, в которой мы все оказались. Если вы чувствуете вину, это значит, что у вас есть совесть».
Дмитрий Иванов во время заседания суда. Кадр видео SOTA
Тем не менее Иванов отметил, что главная вина лежит на тех, кто «развязал и ведет эту войну, кто раздает и исполняет преступные приказы, на тех, кто творит бесчинства на чужой земле, а также на тех, кто потворствует этим преступлениям, проводя репрессии против России и собственного народа, создавая атмосферу страха и нетерпимости».
Дмитрий призвал первыми проявлять инициативу, помогать беженцам, поддерживать политзаключенных, «не проходить мимо, когда кому-то нужна помощь». «Мы любим повторять, как мантру, слова «Россия будет свободной!». Но Россия — это мы сами. И какой она будет, зависит только от нас. Война неизбежно закончится, а следом прекратит свое существование и развязавший ее режим. Таков закон истории. А нам предстоит большая работа, начинать которую надо уже сейчас. В этой работе, я верю, мы обречены на успех. Россия будет свободной. Потому что такой сделаем ее мы», — сказал Дмитрий.
7 марта судья Пугачева вынесла приговор Иванову и признала его полностью виновным за распространение военных «фейков». Она назначила ему 8,5 года в колонии общего режима. Почти такой же срок запрашивала прокурор на прениях. Для адвоката и для самого Дмитрия такой жесткий приговор не стал неожиданностью.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».