Беженку из Украины, жительницу Харькова Ирину почти год держали в психиатрической больнице за отказ получить российское гражданство, рассказал телеграм-каналу «Можем объяснить» адвокат Алексей Прянишников. В конце февраля правозащитникам удалось вывезти ее на родину.
Как рассказал Прянишников, Ирину вывезли из Харькова в Белгород на автобусе в мае прошлого года и поместили в пункт временного содержания. По словам адвоката, в медицинских документах указано, что она приехала в Белгород к родственникам. «Однако сама она говорит, что никаких родственников там никогда не имела», — рассказал Прянишников.
Потом ее направили в Белгородскую психиатрическую больницу, где она пробыла до 10 августа — по словам защитника, за отказ сообщать о себе сведения. «Разумеется, отказ сообщать о себе сведения не является основанием для помещения в психбольницу.
Но, к сожалению, это уже не первый такой случай в моей практике», — заявил Прянишников.
Затем, как рассказывает адвокат, ее переместили в психбольницу города Энгельса Саратовской области, где ей давали галоперидол. «Это нейролептик, применяемый в лечении шизофрении еще с советских времен. Во всем цивилизованном мире считается довольно вредным препаратом, имеющим массу побочных эффектов», — сказал защитник.
Как уточнил Прянишников «Новой газете Европа», формально Ирине поставили диагноз; адвокат процитировал медицинское заключение, в котором, по его словам, говорилось, что беженка «находилась в пункте временного содержания в Белгородской области, где вела себя неадекватно: не сообщала о себе никаких сведений, высказывала нелепости».
«Психиатрические диагнозы ставят на основании субъективной картины, которую видит либо хочет видеть психиатр», — добавил защитник.
У Ирины не было украинских документов, что усложняло ситуацию, добавил Прянишников. По его словам, беженку «шантажировали выпиской из психбольницы в обмен на получение российского гражданства». В этом могут быть и пропагандистские («выбор» украинцев в пользу РФ), и корыстные мотивы, рассуждает адвокат.
Сын Ирины искал ее пять месяцев, и в сентябре прошлого года нашел ее в больнице в Энгельсе. Однако сам он не мог покинуть Украину из-за военного положения.
21 февраля Прянишникову удалось добиться свидания с Ириной в психбольнице. «Врачи оказались не очень рады необъявленному визиту, зачем-то консультировались с миграционным подразделением МВД, но к обеду сдались и отпустили Ирину, сняв ранее выдвигавшиеся требования о вступлении Ирины в гражданство РФ», — утверждает защитник. К вечеру 23 февраля Ирина была в Харькове, где встретилась с сыном, подытожил адвокат.
Ранее «Новая газета Европа» рассказывала историю Ивана Гончара — жителя Мариуполя, бежавшего от войны. Он был задержан в начале апреля во время пересечения российско-украинской границы и с тех пор не выходил на связь. Впоследствии выяснилось, что его задержали «за противодействие СВО», однако его процессуальный статус не был ясен. Правозащитники в конце февраля выяснили, что Гончар, скорее всего, находится в исправительной колонии №12 ГУФСИН России по Ростовской области. Однако к нему туда не пустили адвоката.