СюжетыПолитика

Пакет прохудился

ЕС принял девятый блок санкций против России. С каждым разом европейским странам договариваться о наказаниях всё сложнее

Пакет прохудился
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Фото: EPA-EFE / STEPHANIE LECOCQ

Евросоюз принял девятый пакет санкций против России. Он запрещает въезд в Европу лицам, ответственным за военные преступления в Украине, ограничивает работу трех российских банков, прерывает вещание четырех российских ТВ-каналов, а также вводит новые ограничения на экспорт товаров двойного назначения, в том числе дронов. Однако кажется, что с каждым новым витком санкций политикам всё труднее договориться, поскольку запас первоочередных мер, способных нанести удар российской экономике и планам Кремля вести войну на истощение, иссякает, а цена санкций для самих европейцев растет.

Националисты и пропагандисты

К концу пятницы 16 декабря Евросоюз наконец-то договорился о девятом пакете санкций против России, анонсированном еще в начале прошлой недели. Даже по меркам последних обсуждений российской повестки странами-членами в этот раз согласование конечного списка запретительных мер далось особенно нелегко.

Ключевым содержанием пакета, как и в прошлые разы, стало расширение списка лиц, находящихся под санкциями. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что новые персональные санкции коснулись почти двухсот лиц и организаций, причастных к войне в Украине, незаконному вывозу детей в Россию, а также к краже зерна из оккупированных территорий.

В санкционном списке, действительно, оказались полевые командиры российской армии Денис Гариев, Станислав Воробьев, Виктор Аносов и Ян Петровский. Воробьев и Гариев — лидеры «Русского имперского движения», ультраправой организации, воюющей на стороне РФ в Украине. Аносов — один из командиров войск ДНР и лидер «Союза волонтеров Донбасса», который, по сообщениям украинских СМИ, был причастен к пыткам пленных бойцов ВСУ и добровольческих батальонов еще до начала масштабного вторжения. Петровский — замкомандира боевого отряда «Русич», участвовавшего в боях в ДНР и ЛНР в 2014–2015 годах. В 2016 году он был задержан, а затем депортирован из Норвегии, где его подозревали в связях с европейскими правыми экстремистами и посчитали «угрозой национальным интересам». Евросоюз добавил в черный список также Ларису Фальковскую — чиновницу из Министерства образования, ответственную, как считают в ЕС и Украине, за незаконный вывоз и усыновление около двух тысяч украинских детей.

Помимо этого, Европа запретит вещание четырех российских каналов.

К ранее запрещенным RT и Sputnik добавляются каналы, ориентированные преимущественно на русскоязычную аудиторию: «Первый канал», «Россия 1», «НТВ» и «РЕН ТВ».

Для владельцев вышеуказанных российских медиа — четырех членов семьи Ковальчук (среди них — Татьяна Ковальчук, третья в списке самых богатых женщин России) — вводятся ограничения на въезд. Также предполагается ввести персональные санкции против наиболее одиозных пропагандистов: главы телеканала «Спас» Бориса Корчевникова, политического блогера Дмитрия Пучкова («Гоблин»), режиссера Никиты Михалкова, политолога Сергея Михеева и певца Григория Лепса.

Венгрия традиционно просила исключить из санкционного списка троих человек: министра энергетики Николая Шульгина, министра здравоохранения Михаила Мурашко и министра спорта Олега Матыцина, что вызвало крайнее неодобрение у представителей других стран ЕС. «Это сигнал Путину и его приближенным: даже если вы его друг, вы можете избежать санкций», — так прокомментировал ситуацию один из дипломатов. Это не первый раз, когда Будапешт настаивает на исключении из черного списка приближенных Путина. Ранее Орбан добился отмены санкций для патриарха Кирилла и пытался заблокировать продление санкций против олигархов Алишера Усманова и Петра Авена.

Удар по экспорту и вооружению

В девятом пакете Евросоюз вводит новые санкции в отношении трех российских банков. Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), который ранее попал под ограничения со стороны США, получает запрет на любые транзакции в Европе. Также предполагается заморозить активы Московского кредитного банка (МКБ) и Дальневосточного банка. Запрет деятельности ВБРР, мажоритарным пакетом акций которого владеет «Роснефть», должен затруднить экспорт энергоносителей в Европу и снизить доход российского бюджета. Ранее ЕС присоединился к потолку цен на покупку российской нефти (60 долларов за баррель).

Продолжая вводить подобные ограничения, ЕС по-прежнему пытается лишить Кремль его главного экономического оружия — полезных ископаемых. Однако многие эксперты считают, что эти меры не принесут должного эффекта, поскольку Россия относительно неплохо переориентирует свой экспорт на Китай и Индию. Даже несмотря на то что, например, российская нефть продается в эти страны с дисконтом, пока что этого вполне достаточно, чтобы наполнять бюджет и сохранять рентабельность нефтяной промышленности в России.

Новый пакет включает в себя также экспортные ограничения в отношении товаров двойного назначения, которые потенциально могут использоваться Кремлем для военных нужд и подавления протестов, в том числе химикаты и отравляющие вещества, электронику, а также запчасти для самолетных двигателей. В этот раз запрет на экспорт распространяется на 169 российских предприятий, связанных с Кремлем. ЕС уже неоднократно ограничивал экспорт товаров двойного назначения в Россию, однако под новые санкции могут попасть и товары широкого потребления: оптическое оборудование и ноутбуки.

Запрет на экспорт распространяется и на дроны: комплектующие и технологии для них не будут поставлять в Россию и в страны, поддерживающие ее, например, в Иран, чьи дроны использует российская армия. Логика этих ограничений также ясна: поскольку дроны — основной род вооружения в российских войсках, необходимо исключить возможность для их создания и модернизации. Хотя Кремль уже обходит американский запрет на экспорт высокотехнологичного оборудования для дронов с помощью фирм-прокладок во Флориде и Гонконге.

Цена санкций

Несмотря на то что девятый пакет санкций был анонсирован еще неделю назад, европейские политики только сейчас смогли окончательно прийти к согласию, и то существенные изначально обсуждавшиеся секторальные санкции введены в девятом пакете не были. Причем на этот раз в ряду оппонентов не только Венгрия, традиционный союзник Кремля в Европе, но и другие европейские государства, ранее в симпатиях к Кремлю не особо замеченные.

Например, Бельгия выступила против санкций в отношении «Алроса», российской государственной компании по добыче якутских алмазов, которую возглавляет сын бывшего министра обороны Сергея Иванова. Причина этому — разрушительные последствия для бельгийского Антверпена, крупнейшего мирового центра торговли алмазами. До начала войны в Украине около 25% антверпенских алмазов поставлялось из России.

В 2021 году общий объем импорта российских алмазов в Бельгию оценивался в 1,8 млрд долларов, а в 2022-м эта цифра только выросла, составив 2,2 млрд.

Том Нейс, пресс-секретарь Антверпенского всемирного алмазного центра, отметил, что импорт из России важен для маленьких игроков на рынке, что делает ограничения особенно разрушительными.

Еще одним камнем преткновения стала горнодобывающая промышленность: несмотря на то что изначально Еврокомиссия анонсировала полный запрет на европейские инвестиции в этот сектор, по словам источников портала EUobserver, сразу несколько стран настаивали на исключении этого пункта из санкционного листа. В итоге было решено запретить инвестиции в горнодобывающую промышленность, но не распространять санкции на разработку и добычу критически важного для Европы сырья.

Исключение для Африки

Однако наибольшие противоречия вызвал вопрос о послаблениях в отношении импорта и транспортировки российских удобрений. Западные страны ЕС выступили за смягчение мер, поскольку текущие санкции запрещают транспортировку удобрений третьим странам. Некоторые европейские порты перегружены российскими удобрениями, находящимися там с начала войны в Украине. В результате часть стран Африки, сильно зависящих от российского экспорта удобрений и получавших их через Европу, уже пострадала от перебоев в поставках. Ранее Дмитрий Мазепин, глава «Уралхима», жаловался, что компания «не может заплатить за транспортировку бесплатных гуманитарных грузов в Африку: банки отказываются проводить транзакции».

С другой стороны, Литва и Польша, занимающие более жесткую линию в отношении России, предлагали сохранить существующий запрет. Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что ослабление ограничений дает возможность российским олигархам, находящимся под санкциями, продолжить увеличивать свое состояние. Его позицию разделил и польский премьер Матеуш Моравецкий, который указал на то, что в Брюсселе всё еще много лоббистов, защищающих интересы Кремля.

Мешки с удобрениями от польской группы Azoty на погрузочной площадке порта Гданьск, Польша. Фото: Omar Marques / Getty Images

Мешки с удобрениями от польской группы Azoty на погрузочной площадке порта Гданьск, Польша. Фото: Omar Marques / Getty Images

Как мы видим по итоговому содержанию девятого пакета, европейские тяжеловесы — Франция, Германия и Нидерланды — всё же отстояли свою позицию: для российских компаний, производящих удобрения («Акрон», «Еврохим», «Фосагро», «Уралхим» и «Русагро»), предусмотрено ослабление санкционного режима ради продовольственной безопасности в Африке.

Таким образом, каждое новое расширение экономических санкций дается ЕС всё труднее. В период принятия первых пакетов среди европейских лидеров преобладало понимание общей необходимости сдерживать агрессию России, выбивая из рук Кремля основные доходные статьи бюджета, пусть даже ценой издержек для европейских компаний и граждан. Сейчас, даже если это понимание сохраняется, количество противоречий при обсуждении новых секторальных санкций растет, поскольку всё чаще наталкивается на критически важные для конкретной страны отрасли и группы товаров. Консенсусный принцип принятия санкций в ЕС в таких случаях выступает стопором, когда член Евросоюза просто не может пойти на разрушение важных для национальной экономики бизнесов. И несмотря на то что в этот раз странам ЕС удалось договориться, с ростом цены санкций будут продолжать расти и противоречия.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.