В ночь на воскресенье, 31 июля, в Николаеве, во время массированного обстрела, погибли Герой Украины, собственник крупнейшей зерноторговой компании «Нибулон», вице-президент Украинской зерновой ассоциации 74-летний Алексей Афанасьевич Вадатурский и его жена Раиса Михайловна. Об этом написал в своем ТГ-канале Виталий Ким, глава Николаевской областной военно-гражданской администрации. Ракета С-300 ударила прямо в особняк Вадатурских.
Гендиректор «Нибулона», чье состояние оценивают в 430 миллионов долларов (24-е место в рейтинге топ-100 самых богатых украинцев по версии журнала Forbes Украина), мог бы спокойно, как человек немолодой, переждать войну где-нибудь в Швейцарии. Но он остался на месте. Зачем? Во-первых, потому что у страны слишком тяжелая жатва. Будет и «во-вторых».
В прошлом году в комментарии Forbes Украина Алексей Афанасьевич сказал, что более всего гордится тем, что развил компанию с оборотом 1,5 млрд. долларов без «договорняков» с чиновниками. А компания, на минуточку, основана еще в 1991 году, то есть ровесница независимости Украины. В 2019-м «Нибулон» обновил несколько собственных рекордов по количеству собранного зерна и показал класс в той области, где четверть века подобного не видели — построил крупнейшее в стране судно класса «река-море».
Цитирую по тексту ответов журналу. «Совет себе, 20-летнему. Не забывай свои корни — в твоем генетическом коде записаны достижения предыдущих поколений. Верь в себя и ничего не бойся, каждый человек имеет равные возможности в достижении своей цели. Постоянно работай над самосовершенствованием и будь требовательным к себе». В комплекте с ежедневным подъемом в 6 утра, обязательным заплывом на 600 метров, чтобы держать себя в тонусе, и образом жизни без олигархических капризов шли планы Вадатурского на мирный 2022-й год: увеличить количество судов до 100 (в наличии было 77), организовать прямую транспортную цепочку с Египтом и открыть новый перевалочный терминал в Днепропетровской области.
Алексей Вадатурский с супругой Раисой. Фото: пресс-служба компании «Нибулон » / nibulon.com
На российскую агрессию в Крыму и на Донбассе, что случилась после Майдана, бизнесмен отреагировал соответствующим образом — его капиталы стали работать на оборону страны.
В 2014-м по итогам Николаевского городского конкурса «Человек года» он стал победителем в номинации «Помощь украинской армии». В последующие годы Вадатурский уже по умолчанию считался первым в этом направлении. В 2017-м он получил награду от Швейцарии — знак Вильгельма Телля — за укрепление отношений между странами, а в прошлом году стал почетным гражданином Николаева.
Если сопоставить все это с логикой Кремля, Алексей Афанасьевич по праву мог считаться одним из тех самых «центров принятия решений», по которым грозят бить — сильным, независимым, патриотичным бизнесменом, который свое государство не продаст и не даст в обиду. Реакция Маргариты Симоньян подтверждает: С-300 в дом Вадатурских попала не случайно, он был заранее намеченной целью. «Этого вычеркиваем», — написала пропагандистка, назвавшая Алексея Вадатурского «кошельком Порошенко».
Агентство УНИАН приводит несколько цитат из автобиографической книги «Big money-3», которую Алексей Вадатурский так и не успел издать:
«Мне часто говорят: «Ты же можешь спрятать 20-30 миллионов гривен и не уплатить с них налоги». А я отвечаю: какой смысл мне это делать, если мы уже вложили в экономику два миллиарда долларов? Я не готов рисковать всем бизнесом, жизнью 7000 сотрудников. Как я могу себе это позволить?»
«Чем сложнее задача, тем спокойнее я себя чувствую. Спокойствие влияет на людей лучше, чем мат и крик. Когда ты не кричишь и спокоен, можешь принимать правильные решения. Эмоции унижают людей вокруг и выбивают тебя из колеи».
«Я хочу сделать все, чтобы украинцам жилось лучше, и Украина была не страной у моря, а морской страной во всех смыслах».
И вот вторая причина, в силу которой Алексей Афанасьевич принял решение в ущерб собственной безопасности остаться дома, в Николаеве, и продолжить работу. Коллеги Вадатурского говорят: он помог проложить логистику вывоза украинского зерна в условиях морской блокады, разработал несколько вариантов. Вел свой бой на том поле, которое знал досконально. До последнего часа.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета. Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
*К сожалению, сейчас мы не можем принимать пожертвования с российских карт. Если вы хотите поддержать независимую журналистику и у вас только российская банковская карта, оформите пожертвование нашим коллегам из «Новой Газеты» в Москве
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]