«Судья говорил, что все поезда взорвутся»
Богдан Протазанов. Фото: соцсети
26 января Апелляционный военный суд оставил в силе приговор 15-летнему Богдану Протазанову — 5,5 лет лишения свободы за поджог железнодорожного оборудования. Ранее 1-й Западный окружной военный суд в Петербурге признал его виновным в вандализме (214 УК РФ) и терроризме (часть 1 статьи 205 УК РФ).
Около трех часов дня 12 апреля 2025 года 14-летний Богдан Протазанов вышел на железнодорожные пути рядом с вокзалом в Выборге. В руках он держал трехлитровую канистру с бензином и мобильный телефон. Богдан общался по видеосвязи в телеграме с мужчиной, которого считал сотрудником ФСБ. «Представитель спецслужбы» угрожал завести на родителей мальчика уголовное дело и посадить их в тюрьму пожизненно, если подросток ослушается.
«Познакомился с девушкой на сайте знакомств. Мы списались с ней, она мне написала. Это было утром. Разговорились. И дальше попросила скинуть геоданные, где я нахожусь. Она сказала: “Да, далеко”. После этого прошло около двух часов. Мне начали писать из МВД. И дальше мне начали звонить якобы сотрудники ФСБ. Они вынудили меня делать их указания», — рассказывал Богдан оперативникам, которые задержали его уже на следующий день.
15 апреля видео с допросом мальчика, нервно шлифовавшего собственные ладони, опубликовало Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу.
Изначально телефонных мошенников интересовали только ценности. Богдана попросили вскрыть домашний сейф, но мальчик не нашел ключей. После прошлись по банковским картам: Богдан перевел на чужие счета 180 тысяч рублей с карты матери и свои личные 7 тысяч рублей — их он получил от отца для поездки на соревнования. Странное поведение ребенка никто тогда не засек: и отец, и мать мальчика были на работе.
«Следующее — они меня попросили по их указаниям и действовать: взять бензин купить и поджечь на железнодорожных путях счетчик серый. И показать это по видеозвонку — то, что я это сделал»,
— объяснял Богдан.
Подросток подошел к релейному шкафу, развел рядом костер и тут же всё потушил. На железнодорожном оборудовании осталась только копоть. Операция заняла не больше получаса. Напоследок мошенники сделали скриншот костра и попросили Богдана разрисовать баллончиком клумбу с цветами у железнодорожного вокзала.
Полицейские прибыли на место происшествия в 17:45. Отец Богдана Вадим Протазанов говорит, что их вызвал какой-то мальчик, который якобы заметил дым от костра.
Богдана вычислили за несколько часов. ОМОН ворвался в его квартиру в Выборге на следующий день в пять утра. На допросе парень сам рассказал, как было дело, и даже записал извинения на камеру и обещание, что больше такого делать не будет. Сожаления не помогли, а видео впоследствии использовали против него.
Релейный шкаф в Выборге. Скриншот из видео Вадима Протазанова
Выборгский железнодорожный вокзал находится в центре города. На последнем перегоне Выборг — Пригородная поезда идут совсем тихо. Пути тянутся по мосту через Финский залив и буквально через 200 метров достигают конечной станции. Выйти на этот участок несложно — через дыру в заборе рядом с гостиницей «Дружба». Этот район ежегодно посещают тысячи горожан и туристов: рядом лодочная станция, городская набережная и автостанция.
Релейный шкаф на этом участке отвечает за прогрев стрелок от наледи. Вадим Протазанов решил лично его исследовать. Он проделал тот же путь через дыру в заборе, который за несколько дней до этого прошел его сын. Мужчина показывает видео, которое снял в ту вылазку. Светло-серую коробку на железнодорожных путях словно никогда и не трогали.
— Мой сын не хотел причинять вреда РЖД и портить их имущество, поэтому сымитировал поджог. Специалист, которого пригласили на суд, сказал, что шкаф не пострадал и был в рабочем состоянии, и если бы его хотели поджечь, то отогнули бы крышку и подожгли бы изнутри, — говорит Вадим Протазанов в беседе с «Ветром».
Ущерб от пожара — обгоревшую обмотку на кабеле прогрева — сотрудники железной дороги оценили в 5000 рублей. Разрисованная клумба обошлась родителям Богдана в 459 рублей.
— Ущерб я оплатил. Всё стерли: там надо было растворителем протереть, и всё,
— продолжает Вадим.
Вадим Протазанов — военный пенсионер. Отработал 25 лет в пограничных войсках. У него два сына. Младшего, Богдана, он мечтал отдать в кадетский корпус ФСБ в городе Пушкин.
— Хороший офицер из него бы получился, но не судьба, видно, — вздыхает Протазанов-старший.
Он подчеркивает, что его сын — патриот и ни о каких поджогах «с целью дестабилизации органов власти или международных организаций», как указано в его уголовном деле, никогда не помышлял.
Богдан на турнире, приуроченном к Дню защитника Отечества (в центре). Фото: соцсети
Самого Богдана Протазанова тянуло к спортивной карьере: он хотел попасть в сборную России по волейболу. С 12 лет он тренировался во дворе. В 2023 году записался в спортивную школу «Фаворит» в Выборге и уже спустя три месяца попал в районную сборную, а еще через месяц — в юношескую команду Ленинградской области. В тот год команда Богдана стала лучшей в регионе.
Обычно воспитать спортсмена такого уровня занимает три-четыре года, объясняет тренер подростка Игорь Рукавишников. Чтобы преуспеть в волейболе, важны не только физические качества, но и личные: готовность помочь товарищам по команде, открытость и общительность. Эти свойства позволили Богдану достичь хороших результатов в спорте. Они же довели его до скамьи подсудимых, считает тренер.
— Всё, что произошло 12 апреля, — это стечение обстоятельств и его такая, может быть, открытая душа, которая позволила плохим людям этим воспользоваться,
— рассуждает Рукавишников.
Накануне ареста 14-летний выборжанин готовился к очередным соревнованиям: игры чемпионата Выборга проводятся в городе каждое воскресенье. Богдан не пропустил ни одной.
Рукавишников — угрюмый мужчина за пятьдесят, с холодным и спокойным лицом, — один из преподавателей, который выступал на стороне защиты Богдана в суде.
Про то, что мошенники могут быть связаны с Украиной, в суде не говорили. Тем не менее тренер уверен, что во всей ситуации с уголовным делом виновата война: без нее у населения не было бы бесконечного страха столкнуться с государственной изменой и нанести вред своей стране.
— Людей устрашают, что они работают на другую страну, вводят в некий транс. Человек находится под психологическим воздействием со стороны людей с другой стороны телефонной трубки. Эти люди маркируются под военных украинских спецслужб и используют эту войну как прикрытие, — рассуждает он. — В нашей ситуации, что касается войны на Украине, очень много судеб за короткий промежуток времени изменились донельзя, кто-то вообще ушел в мир иной.
Богдан Протазанов на школьной экскурсии. Фото: соцсети
Признания Богдана на камеру легли в основу его уголовного дела. Своего адвоката родители нашли только через две недели после задержания сына: на суде юристка настояла на использовании 51-й статьи Конституции, которая позволяет подсудимому не свидетельствовать против себя.
— А до этого был бесплатный адвокат… Мошенник еще тот! Всё, что он сделал, только усугубило… Мы подавали на домашний арест, так он даже в суд не явился, хотя обязан был. Даже судья сказала, что в ее практике такое впервые, — вспоминает Вадим.
Свидетелей на судах тоже не было. Загадочный мальчик, который якобы пожаловался на дым от костра, выступал по видеоконференцсвязи.
— Ничего сказать, что он видел, толком не смог. Думаю, подставной парнишка, — считает Вадим.
Адвокат Богдана несколько раз пыталась изменить меру пресечения подростка на домашний арест. Каждый раз на заседаниях судьи «звонили кому-то и продлевали содержание в СИЗО»,
вспоминает Вадим.
Приговор Богдану оглашали 15 октября. Решение выносил судья Андрей Карнаухов. Это не первый его приговор по террористической статье. В 2024 году он отправил в колонию на три года художницу Анастасию Дюдяеву и ее супруга Александра Доценко за «призывы к терроризму»: они подкладывали к товарам в гипермаркете «Лента» антивоенные листовки.
— Просто взяли и посадили, ничего не доказав. Судья такой бред нес! Всех затыкал, мою жену до слез довел. Говорил, что [из-за поступка Богдана] все поезда взорвутся. Он так решил, хотя ему специалист от РЖД сказал, что пусть этот шкаф полностью был бы уничтожен, никаких последствий не было бы. Это вспомогательное оборудование, — подчеркивает Вадим.
Вадим Протазанов в центре с сыном Богданом (справа). Фото: соцсети
В уголовном деле фигурируют и имена мошенников, которые звонили Богдану. Вадим не знает, удалось ли следователям их задержать и повлияло ли это на окончательный срок Богдану.
— Контакты мошенников есть в уголовном деле. Мне их не показывали. Самое интересное, что уголовное дело на них завели только через семь месяцев, а моего сына за четыре часа нашли.
Нет чтобы настоящих мошенников искать, а вы детей сажаете! Позор нашей правоохранительной системе, — сокрушается Вадим. — Я раньше думал, что у нас разумная честная судебная система, а теперь убедился, что я сильно ошибался. Да, после такого задумываешься, а зачем я эту страну 25 лет защищал на ее рубежах, когда такие внутренние враги сидят у власти и уничтожают наших детей, делая из них типа террористов.
— В апреле 2025-го по «Рен ТВ» каждую неделю показывали [сюжет про Богдана]. Всё переврали, непорядочно так поступать. И это ребенок, которого обманули, обокрали и подставили.
В июне 2025 года Богдана Протазанова добавили в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. По данным «Новой газеты Европа», ежемесячно туда попадают около 300 человек, каждый десятый из них — младше 18 лет.
С начала войны в Украине россияне устроили несколько сотен поджогов по указанию телефонных мошенников, подсчитала «Медиазона». Во многих случаях исполнителями становились подростки. Так, в декабре 2024 года суд в Петербурге отправил под домашний арест 16-летнюю Арину Бадьину, которая подожгла один из автомобилей МВД после звонка аферистов.
Четверо подростков в Новосибирске в мае 2023 года получили в телеграме от неизвестных пользователей задание поджечь неэксплуатируемый самолет СУ-24 за вознаграждение. Следствие тогда утверждало, что обвиняемые действовали «в интересах украинской террористической организации». В 2025 году их приговорили к реальным срокам от 5 до 7,5 лет.
Автор: Юлия Куликова
{{subtitle}}
{{/subtitle}}