Сюжеты · Политика

Пошлины, солдаты и солидарность

Чем ЕС может ответить США на попытки купить Гренландию? Основные сценарии

Акция протеста у консульства США против политики Дональда Трампа в отношении Гренландии в Нууке, 17 января 2026 года. Фото: Evgeniy Maloletka / AP Photo / Scanpix / LETA

Дональд Трамп, вопреки желаниям жителей Гренландии, настаивает на покупке острова и подкрепляет требования угрозами торговых пошлин против европейских стран. В ответ лидеры ЕС заявляют о солидарности с Данией и недопустимости давления, связанного с вопросами суверенитета. В Брюсселе обсуждают ответные тарифы и другие меры, если США пойдут на дальнейшую эскалацию.

Подробнее — в материале «Новой-Европа».

Ответ Трампу

18 января лидеры Великобритании, Германии, Дании, Нидерландов, Норвегии, Франции и Швеции выпустили совместное заявление в адрес Дональда Трампа. В заявлении говорится, что члены НАТО привержены укреплению безопасности в Арктике «как общей трансатлантической задаче». В нём также отмечается, что заранее согласованные датские учения Arctic Endurance, проводимые совместно с союзниками, отвечают этой необходимости и не представляют угрозы ни для кого. 

Страны-подписанты выразили солидарность с Данией и народом Гренландии и отметили, что готовы на диалог, основанный только на «принципах суверенитета и территориальной целостности».

«Угрозы введения тарифов подрывают трансатлантические отношения и создают риск опасной спирали ухудшения ситуации. Мы будем и впредь действовать единодушно и скоординированно в нашем ответе. Мы привержены защите нашего суверенитета»,

— подчеркивается в заявлении.

Ранее президент США объявил о новых 10% тарифах для Дании, Норвегии, Швеции, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландов и Финляндии.

«С 1 февраля 2026 года все вышеупомянутые страны будут облагаться 10-процентным тарифом на все товары, отправляемые в США. 1 июня 2026 года тариф будет увеличен до 25%», — пообещал Трамп.

Он пригрозил, что этот тариф будет взиматься до тех пор, пока не будет достигнута договоренность «о полной и окончательной покупке» Гренландии. По его словам, США пытаются «осуществить эту сделку уже более 150 лет». 

Военное присутствие

В рамках краткосрочной миссии по приглашению Дании в Гренландию прибыли небольшие военные группы из семи европейских стран — всего около 30–34 человек.

Наибольшие контингенты направили Франция (15 человек) и Германия (15), также участвовали Швеция (3), Финляндия (2), Норвегия (2), Великобритания (1) и Нидерланды (1).

Военнослужащие вооружённых сил Германии ожидают посадки на рейс Icelandair, вылетающий из аэропорта Нуука в Рейкьявик, Гренландия, 18 января 2026 года. Фото: Alessandro Rampazzo / AFP / Scanpix / LETA

При этом в Белом доме заявили, что присутствие военных не повлияет на желание Трампа купить Гренландию.

«Я не думаю, что присутствие европейских войск повлияет на процесс принятия решений президентом — и на его цель получить Гренландию», — сказала журналистам пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт.

18 января стало известно, что 15 военнослужащих Бундесвера вылетели обратно в Германию. Bild писал, что миссия завершилась раньше запланированного срока, а приказ о возвращении солдат неожиданно поступил из Берлина. По одной из версий, как уточняет издание, «решение может быть связано с обострением конфликта вокруг Гренландии и новыми торговыми угрозами со стороны президента Трампа». Позднее в Минобороны Германии уточнили, что визит военнослужащих в Гренландию изначально планировался только на 15–17 января. Саму поездки там назвали успешной, а сотрудничество с датскими военными «максимально конструктивным». 

Anti-Coercion Instrument 

В офисе президента Франции Эммануэля Макрона заявили, что он предложит ЕС задействовать никогда ранее не использовавшийся «антипринудительный инструмент» (Anti-Coercion Instrument t, ACI) против Вашингтона, если Трамп введет дополнительные пошлины. Эта мера позволяет ограничить импорт товаров и услуг в ЕС.

Сам ACI — это регламент Европейского Союза, принятый в 2023 году, который официально вступил в силу 27 декабря 2023 году. Его цель — защищать ЕС и его государства-члены от экономического принуждения со стороны третьих стран, то есть от ситуаций, когда страна пытается повлиять на политику ЕС через торговлю или инвестиции. ACI предоставляет правовую рамку для выявления случаев экономического давления и ответа на них, в том числе через переговоры или через меры в отношении торговли, инвестиций и доступа к рынку. 

Как объясняет Reuters, ACI, который может ограничить торговлю услугами,

в которых США имеют профицит по отношению к блоку, в том числе в сфере цифровых услуг.

При этом источники издания сообщил, что пока «антипринудительный инструмент» получил меньше поддержки, чем идея ввести ответные пошлины. 

Датские военнослужащие в порту Нуука, Гренландия, 18 января 2026 года. Фото: Mads Claus Rasmussen / Ritzau Scanpix / AP / Scanpix / LETA

Пошлины

В четверг, 22 января лидеры ЕС намерены обсудить возможные варианты пошлин против США на чрезвычайном саммите в Брюсселе, пишет Reuters. Один из вариантов — пакет тарифов на импорт из США на сумму 93 млрд евро, который может автоматически вступить в силу 6 февраля после шестимесячной отсрочки.

Пакет пошлин был утвержден и формально принят в июле 2025 года, но одновременно его применение было приостановлено на шесть месяцев, чтобы дать время для переговоров с США. 

Изначально планировалось ввести дополнительные импортные тарифы ЕС на американские товары на сумму более €20–22 млрд в ответ на тарифы США на европейскую сталь и алюминий. Они нацелены на конкретные категории продукции, включая соевые бобы, мотоциклы, апельсиновый сок и другие промышленные и сельскохозяйственные товары. Меры должны были вводиться поэтапно — в три раунда: часть сразу, затем с середины мая и финальный этап в декабре, после одобрения странами ЕС.

Чем еще может пригрозить Трамп?

На этом фоне сам Трамп тоже может ввести новые пошлины помимо тех, которые он уже анонсировал. Как отмечает политолог Александра Филиппенко, действия президента сейчас показывают его классический стиль: информационный шум, множество заявлений и противоречий, а также упор на пошлины как главный инструмент давления. По ее словам, он с самого начала продвигал идею, что через тарифы и экономическое давление можно добиться нужных решений, и продолжает действовать в этой логике. 

По мнению эксперта, вопрос сейчас в том, приведет ли это давление к реальному результату и как на него отреагируют европейские страны. Трамп явно рассчитывает, что Европа пойдет ему навстречу и расширит возможности США в Гренландии: военные, экономические и, возможно, политические. При этом, как отмечает Филиппенко, не исключено даже усиление американского политического присутствия на острове в разных формах. 

Акция протеста у консульства США против политики Дональда Трампа в отношении Гренландии в Нууке, 17 января 2026 года. Фото: Alessandro Rampazzo / AFP / Scanpix / LETA

Несмотря на это, прогнозировать шаги Трампа крайне сложно, говорит политолог, поэтому остается лишь внимательно следить за его заявлениями. 

«Не случайно Трамп заговорил про российскую угрозу в Гренландии. Это не связано с тем, что сейчас как-то изменилось отношение Трампа к России, это связано с опросами, которые показывают, что более 80% американцев негативно относятся к Владимиру Путину, негативно относятся к действиям России в Европе. Поэтому Трамп

надеется, что это недовольство американцев можно экстраполировать и на Гренландию, и на представление о необходимости контроля за Гренландией, Соединенными Штатами»,

— считает Филиппенко.

По словам эксперта, на этом фоне администрация Трампа настроена действовать решительно и, вероятно, хочет добиться хотя бы символического результата до промежуточных выборов.