Огонь по своим
Григол Лилуашвили. Фото: Служба госбезопасности Грузии
В Грузии еще недавно неприкасаемый глава Службы госбезопасности арестован за покровительство мошенникам — скамерам, обманувших тысячи жителей Европы на десятки миллионов долларов. Григол Лилуашвили проработал в правительстве «Грузинской мечты» около десяти лет и подал в отставку только в апреле этого года. Все это время он пользовался исключительным доверием миллиардера Бидзины Иванишвили. Теперь же экс-главе спецслужбы грозит от 11 до 15 лет тюрьмы по обвинению во взяточничестве в особо крупных размерах.
Попал под уголовное преследование и бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили.
В оппозиции считают, что громкие аресты в руководстве «Грузинской мечты» свидетельствуют вовсе не о борьбе с коррупцией, а о «войне кланов», возникшей из-за подозрительности Иванишвили и дефицита «черного нала».
«Вот это — главный колл-центр в Грузии, место преступления, откуда руководитель Службы госбезопасности, Григол Лилуашвили, “крышует” сотни транснациональных офисов в Грузии, прибыль от которых — миллиарды долларов — получают Бидзина Иванишвили, сам Лилуашвили и “Грузинская мечта”», — такие слова прозвучали на брифинге на фоне здания Службы госбезопасности в феврале 2022 года, который провел один из лидеров оппозиционной партии «Национальное движение» Леван Хабеишвили.
Сегодня Хабеишвили находится в заключении, как и другие лидеры грузинской оппозиции. Три года назад он требовал вызвать главу СГБ в парламент и верил в то, что против него начнется расследование как против главного покровителя международной сети киберпреступности. Это предсказание сбылось, более того, обвинения оппозиции практически полностью совпадают с официальным обвинением прокуратуры.
В 2022 году два оппозиционные телекомпании — Mtavari и Formula — представили расследования, в которых связали Лилуашвили с деятельностью международной мошеннической группы, организовавшей так называемые колл-центры, сотрудники которых вымогали деньги, выдавая себя за брокеров, криптовалютчиков и финансовых консультантов.
Кибер-мошенники предлагали пользователям участвовать в электронной торговле ценными бумагами, акциями, товарными активами, валютой и криптовалютами.
Обещая выгодно разместить деньги, они получали доступ к финансовым реквизитам и в итоге списывали средства со счетов доверчивых европейцев.
Глава СГБ тогда подал на телекомпании в суд, потребовав признать обвинения ложными. Он ожидаемо выиграл все процессы, получив с ответчиков символическую компенсацию — один лари (около 50 центов) — за ущерб, нанесенный его «деловой репутации, имени и достоинству». Спустя три года выяснилось, что оценка всего перечисленного оказалась не такой уж и символической.
Григол Лилуашвили. Фото: Служба госбезопасности Грузии
Скам — довольно распространенное в последние годы интернет-мошенничество, особенно популярное в Восточной Европе и в Израиле. По данным бывшего генсека Интерпола Юргена Штока, ежегодно подобный вид мошенничества приносит организаторам около 500 миллиардов долларов прибыли.
Особенность Грузии в том, что здесь скамерам покровительствуют на самом высоком уровне — псевдо-брокерские конторы арендуют офисы в самых престижных зданиях, а их сотрудники не боятся тюрьмы. В колл-центрах работают в основном молодые люди с хорошим знанием английского или немецкого языка.
В марте этого года OCCRP — крупная международная организация журналистов- расследователей — совместно с грузинскими медиапартнерами опубликовала подробный материал о том, как работают расположенные в Тбилиси два колл-центра, принадлежащие компании под названием A.K. Group. Расследователи также получили почти два терабайта материалов от источника в Шведской общественной вещательной компании. Всего в расследовании участвовали 30 журналистов.
Авторы расследования предполагают, что тбилисские «колл-центры» являются частью широкой сети «мошеннических империй», действующих в Израиле, Восточной Европе и Грузии.
Согласно расследованию, мошенники из A.K. Group «уговорили» более 32 тысяч человек «сделать инвестиции» на общую сумму не менее 275 миллионов долларов.
Те самые два колл-центра, которым посвящено расследование, действовали в центре Тбилиси, в районе Сабуртало, там работали более 80 человек, которые в период с мая 2022-го по февраль 2025 года сумели выманить более 35 миллионов долларов у более чем 6 100 жертв.
У сотрудников «колл-центров» — роскошные зарплаты и премии: отличники «отдела продаж» зарабатывают более 20 тысяч долларов в месяц, за особо крупные сделки могут подарить автомобиль BMW, а тем, кого надо поощрить, — новый iPhone.
Журналисты-расследователи обратились со своими материалами в прокуратуру — там ответили, что уже изучают вопрос и возбудили уголовное дело. Однако прошло уже больше полугода, но никто не был задержан и не было назначено судебное заседание.
А вот в Службе госбезопасности с журналистским расследованием даже не стали знакомиться, сославшись на то, что «вопрос не входит в их компетенцию».
О том, что в Тбилиси действует отделение транснациональной сети скамеров, известно с 2015 года.
В 2022 году, когда интернет-грабеж богатых баварских пенсионеров принял массовые масштабы, правительство Германии подключило Грузию к операции международной следственной группы, созданной при поддержке Eurojust, на территории трех стран — Грузии, Албании и Македонии.
В ноябре 2022 года в Тбилиси состоялась совместная операция с участием 250 сотрудников МВД, Службы госбезопасности и Следственной службы Министерства финансов Грузии и 60 сотрудников полиции и прокуратуры Германии. Они выявили и провели обыски в пяти «колл-центрах», было задержано несколько человек.
С тех пор грузинская прокуратура раз в несколько лет сообщает о выявлении новых фейковых брокерских интернет-платформ, однако проблема не теряет актуальности.
Григол Лилуашвили стал первым высокопоставленным грузинским чиновником, уличенным в причастности к интернет-мошенничеству. Согласно обвинению прокуратуры, Лилуашвили оказывал покровительство скамерам в 2021–2023 годах и получил за это взятку в размере 1,365 млн долларов.
Генеральный прокурор Георгий Гваракидзе. Фото: Прокуратура Грузии
Предъявляя это обвинение, генеральный прокурор Георгий Гваракидзе добавил, что, по данным следствия, за счет деятельности колл-центров финансировались оппозиционные СМИ. По словам прокурора, между Лилуашвили и оппозиционными СМИ якобы существовало соглашение — он их финансирует, а они не распространяют информацию о его причастности к колл-центрам.
Журналисты оппозиционных телекомпаний, находящихся на грани закрытия из-за нехватки финансирования, восприняли это фантастическое предположение прокуратуры с горькой иронией. И продолжали задавать вопросы.
Например, Давид Кашиашвили, журналист-расследователь телекомпании Formula, обратил внимание на то, что Лилуашвили подал в отставку восемь месяцев назад, однако колл-центры в Тбилиси продолжают работать:
«Если верить прокуратуре, то получается, что до 2023 года колл-центры были под Службой госбезопасности, но мы делаем такие репортажи почти каждый месяц. Интересно, кому принадлежат эти новые офисы? Реальна ли борьба правительства с колл-центрами? Прошло девять месяцев с тех пор, как было обнародовано журналистское расследование с фамилиями и доказательствами. Единственное, что сделало следствие с тех пор, — это наложило арест на имущество, приобретенное мошенническим путем. Уехавшие из страны сотрудники колл-центра уже вернулись назад — из прокуратуры их никто не побеспокоил. Несмотря на то, что мы идентифицировали и основателя, и руководителя колл-центра, которые не раз основывали такие компании, их не задержали. В Тбилиси действуют, наверное, сотни колл-центров… Думаю, что они и сегодня пользуются покровительством правительства».
Пока прокуратура впопыхах внушает общественности, что глава Службы госбезопасности и доверенное лицо Бидзины Иванишвили «спонсировал оппозицию», в Вашингтоне уже давно сделали вывод, что через «колл-центры» «Грузинская мечта» пополняет партийную кассу.
Летом 2024 года конгрессмены из Хельсинкской комиссии призвали подвергнуть санкциям «всё более авторитарное и антидемократическое правительство Грузии», отмечая, что оно «полагается на черные деньги сети мошеннических колл-центров по всему миру для финансирования своей деятельности и преследования своей оппозиции».
Указанные колл-центры «представляют собой центры сотрудничества между коррумпированными агентами в Грузии и другими их клептократическими партнерами в России, и вероятной целью их мобилизации является запугивание оппозиции и гражданского общества». Через полгода после этого обращения администрация президента Джозефа Байдена наложила санкции на Бидзину Иванишвили.
В Хельсинкскую комиссию США входят сенаторы, конгрессмены и члены правительства — всего 21 человек. Комиссия содействует соблюдению прав человека, военной безопасности и экономическому сотрудничеству в 57 странах Европы, Евразии и Северной Америки.
Несмотря на старания «Грузинской мечты», отношения с администрацией Дональда Трампа за целый год так и не наладились, установленные еще президентом Байденом санкции с Иванишвили не сняли, к тому же, по распоряжению Казначейства США, ему отказываются выдавать миллиард долларов, честно выигранных в суде у швейцарского банка.
Иванишвили не раз объяснял, в том числе и в официальных письмах в Вашингтон, что не может думать о политике, пока не улажен вопрос с его личными финансами — тем самым миллиардом, который ему должен банк Credit Suisse.
Наблюдатели также считают, что Иванишвили трудно смириться с тем, что кого-то из его близкого окружения американские санкции обошли стороной. Вот, например, бывший глава МВД Грузии Вахтанг Гомелаури за жестокие разгоны проевропейских демонстрантов был внесен в список Магнитского. А Григол Лилуашвили, которого сам Иванишвили посылал в США с намерением наладить отношения с администрацией Трампа, с заданием явно не справился, однако, и под санкции не попал. Как и бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили.
Бидзина Иванишвили. Фото: David Mdzinarishvili / EPA
«Американская паранойя» — таким было одно из распространенных в оппозиции объяснений внезапной и глубокой опалы, в которую попали и бывший фаворит Иванишвили Ираклий Гарибашвили, и один из главных силовиков Григол Лилуашвили. В октябре в их домах прошли обыски, после которых прокуратура и Служба госбезопасности продемонстрировала кадры с обнаруженными в квартирах золотыми слитками, ювелирными изделиями и наличными деньгами. В ноябре бывшему премьеру Гарибашвили, в доме которого обнаружили 6,5 миллионов долларов, предъявили обвинение в сокрытии нелегальных доходов. Гарибашвили проявил полную лояльность, признал вину, сотрудничает со следствием и после выплаты залога в один миллион лари (около 370 тысяч долларов) пока избежал тюремного заключения. Исходя из предъявленных обвинений, ему грозит до 12 лет тюрьмы, однако чем кончится это дело, пока никому не ясно, возможно, даже самому Иванишвили.
Лилуашвили после обыска не трогали почти два месяца. Ему не предъявляли обвинений, и все намекало на то, что миллиардер и неприкасаемый в последние шесть лет глава спецслужбы о чем-то договорились. Правдоподобным в этом случае выглядело предположение, согласно которому, у Лилуашвили, в течение шести лет возглавлявшего спецслужбу, скопилось огромное количество компромата и на многих членов правительства, и на самого основателя партии.
Однако на деле петля вокруг Лилуашвили постепенно затягивалась — в последнее время были арестованы приближенные к нему бизнесмены, чиновники и родственники.
23 декабря Григола Лилуашвили вызвали в прокуратуру, и пока он в первый раз давал показания, генеральный прокурор уже выступал на брифинге и перечислял уголовные дела, запущенные в производство. Взяточничество в особо крупных размерах, в котором обвиняют Лилуашвили, предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок от 11 до 15 лет.
Если верить материалам следствия, взятки меньше миллиона главу СГБ не интересовали. Кроме истории с колл-центрами, ему предъявили обвинение еще по трем эпизодам:
Как объясняют специалисты, речь идет о 73 миллионах лари (около 27 миллионов долларов), выделяемых на питание, ремонт и покупку мебели для государственных садов. Кстати, сам Гванцеладзе после отставки Лилуашвили тоже был уволен. После этого он уехал в США и, по слухам, попросил там политического убежища, жалуясь на притеснения. Деньги в бюджет возвращены не были.
После того как бывшего главу СГБ прямо из прокуратуры увезли в изолятор, его адвокат заявил, что Григол Лилуашвили не признает себя виновным и будет знакомиться с материалами дела, которых он раньше не видел. Лилуашвили также настаивает, что «против него нет “прямых доказательств”». Ранее адвокат также уточнил, что из дома Лилуашвили не изымали ни золота, ни денег — только ноутбук и флешки. Эти попытки сохранить лицо абсолютно не впечатлили критиков власти, которые теперь называют Лилуашвили не иначе как человеком, обокравшим детские сады.
Неправительственная организация «Transparency International — Грузия» 9 декабря, в Международный день борьбы с коррупцией, опубликовала исследование, в котором называет Грузию «клептократическим государством» с высоким уровнем элитной коррупции.
«В таких странах единственной целью и мотивацией правящей элиты является личное обогащение, которое достигается путем ограбления граждан и государства. Ресурсы, накопленные коррупционным путем, в свою очередь, используются для удержания власти.
Правление Бидзины Иванишвили, возглавляющего захваченное государство, основано на лояльности определенной группы, которой он позволяет обогащаться за счет коррупции, а затем использует эти средства для подчинения государственных институтов и сохранения собственной власти. В будущем следует ожидать роста коррупции и наносимого ей ущерба», — сказано в исследовании Transparency International.
Как это выглядит в цифрах? В октябре правозащитники из Transparency International обнародовали итоги исследования под названием «Коррупционные схемы “Грузинской мечты” — как разворовываются государственные средства».
Transparency International насчитали в Грузии 250 случаев элитной коррупции за последние пять лет, в которых фигурирует 221 высокопоставленное должностное лицо, в том числе 38 министров или их заместителей, 40 депутатов, 17 судей и 67 муниципальных руководителей.
Также в исследовании утверждается, что за последние 10 лет чиновники партии «Грузинская мечта» заработали на коррупционных госзакупках не менее пяти миллиардов лари (около 1,8 миллиарда долларов).
Исполнительный директор «Transparency International — Грузия» Эка Гигаури считает, что вопрос ответственности бывших высокопоставленных чиновников «Мечты» возникает только в том случае, если они разозлят Иванишвили:
«Происходит столкновение кланов, и сегодня мы видим, что Лилуашвили чем-то разозлил Иванишвили, соответственно, возник вопрос о его ответственности. Но ведь Лилуашвили не делает ничего такого, чего бы не делали другие высокопоставленные чиновники “Мечты”».
{{subtitle}}
{{/subtitle}}