А дышать можно?
Фото: «Новая Газета Европа»
В декабре Роскомнадзор, шутят подростки, подарил всей стране адвент-календарь с блокировками: новый день — новое ограничение. Однако не только РКН, но еще депутаты, активисты и неравнодушные чиновники целый год дарили детям «подарки» в виде новых учебников, пожизненных сроков, уроков целомудрия и красоты, а также бесконечных военных побед. «Новая-Европа» выделила главные моменты уходящего года в жизни подростков.
«Скоро у нас останется 2 игры Мах и СВО» (авторская орфография и пунктуация сохранены тут и далее. — Прим. ред.), — один из самых залайканных комментариев под роликом о блокировке игровой платформы Роблокс.
Другие подхватывают: «Скоро в Госуслуги играть будем».
«У Роскомнадзора какая-то ненависть к школьникам».
Количество роликов, в которых представлены фрагменты из Роблокса под песни «Это было в России» Монеточки, трудно посчитать, но их уже точно несколько сотен. Дети жалуются на Роскомнадзор и пишут оскорбления в адрес ведомства, шутки о смекалке сограждан и просьбы о помощи, адресованные «маме Мизулиной». Вот некоторые из самых популярных комментариев под разными роликами о Роблоксе:
«Спасибо, еще одна часть моей жизни уничтожена. РКН, продолжайте в том же духе, и я останусь без друзей».
«Иногда мне кажется, что русские школьники умнее, чем весь офис Роскомнадзора», — пишет другой подросток.
Он имеет в виду способы обходы блокировок, которые стали появляться час спустя после того, как решение РКН вступило в силу.
В основном школьники пользуются программой Zapret, она позволяет обходить блокировки Роскомнадзора. В описании разработчики указывают следующий функционал:
«Скоро “Запрет” уже будет как обязательная программа на ПК», — пишут дети.
Надежда, мама одиннадцатиклассника из Ханты-Мансийска, как и сын, недовольна блокировками. Они всей семьей используют VPN:
— У сына на ноутбуке установлены разные программы и VPN для обхода блокировок, так что Роблокс у него работает. В некоторых районах города вообще нет мобильного интернета, только в центре все операторы стабильно работают. Очень бесит, что заблокировали вообще всё, возвращаемся в каменный век.
Оксана из Москвы тоже пользуется VPN:
— У меня двое детей, двенадцати и пяти лет. После блокировки YouTube установили VPN — старший ребенок сам, младшему установила я, и он уже сам прекрасно пользуется.
Фото: «Новая Газета Европа»
Еще до Роблокса жертвами блокировок из числа любимых подростками сервисов стали Discord, YouTube и TikTok. Первый дает пользователям возможность созваниваться, в том числе с видео, без задержек сигнала — именно поэтому он стал популярен среди геймеров, которым часто требуется онлайн-общение с тиммейтами (партнеры по игре. — Прим. ред.) во время игровых матчей. Там же пользователи могут создавать открытые и закрытые чаты, где можно общаться огромными компаниями со всего мира. По мнению РКН, в таких чатах присутствуют экстремистские материалы.
«Доступ к мессенджеру Discord ограничен в связи с нарушением требований российского законодательства, выполнение которых необходимо для предотвращения использования мессенджера в террористических и экстремистских целях, вербовки граждан для их совершения, продажи наркотиков, в связи с размещением противоправной информации», — заявили в ведомстве. Кроме того, по мнению РКН, Discord — это платформа для общения педофилов.
Школьники в ответ снимают свои ролики и размещают их на тех самых заблокированных платформах. Многие сделаны под музыку — песню «Отъебитесь от детей» группы «Порнофильмы», «Таблетки» IC3PEAK, со словами «я умираю в России», и «Роскомнадзор» Paul Baldhill, которая начинается с фразы «Роскомнадзор запретил букву “А”».
«Сейчас поем, только порция большая. Ай, блять, у нас же в России есть запретили, надо ВПН включить, — автор видео стучит по столу. — О, включился, можно есть!»
В комментариях к подобным видео дети тоже упражняются в остроумии:
«Роскомнадзор запретил интернет, Роскомнадзор запретил жить и дышать…»
«А дышать можно?»
«А если Майнкрафт заблокают, то я Роскомнадзору провод перегрызу».
Многие родители в этой истории на стороне своих детей.
— Защита от мошенников, педофилов и так далее имеет мало смысла, всё зависит от интернет-грамотности и полового воспитания детей, — считает мама школьника Инна. — Старшему поколению нужно прививать навыки пользования технологиями, детям — объяснить, что их тело никто не может трогать без их согласия.
Отдельный повод для недовольства среди подростков — принуждение устанавливать мессенджер MAX. Его называют еще более бесполезным и неудобным, чем ранее запущенную образовательную онлайн-платформу для обучения «Сферум».
«Даже если опустить слежку и так далее, Макс просто неудобный, там нет чатов, каналов, стикеров и тому подобное, что есть в Телеграме», — пишет один из пользователей мессенджера в комментариях под постом о принудительной установке приложения.
Эмблема Роскомнадзора. Фото: Кирилл Кудрявцев / AFP / Scanpix / LETA
Эксперты считают, что мессенджер MAX — удобный инструмент для сбора данных о пользователе в одном месте. Кроме того, MAX довольно уязвим перед хакерами.
Школьников волнуют не столько вопросы безопасности нового мессенджера, сколько обязательный характер его использования. По их мнению, хороший сервис не требует такой агрессивной рекламы:
«У нас пять человек только согласились на Макс из 32 человек», — пишет пользователь одного из форумов.
«Так же было и со Сферумом. Много мы в нем посидели?
«Нас еще заставили войти в школьный чат и подписаться на канал Шамана в Максе».
«Нам сказали, что без Макса аттестат не выдадут».
В комментариях со школьниками общаются учителя, которые объясняют, что это не их личная инициатива, а «указ сверху»:
«Как учитель грущу, что нас тоже заставили это делать. И у меня не было возможности отказаться, потому что отказ испортил бы мне жизнь. К сожалению, к 23 годам я поняла, почему взрослые люди в России ничего не делают. Возможность заработать на кусок хлеба ощущается важнее убеждений».
«Как человек из сферы образования, могу смело заявить, что нас заставляют. Корни идут из правительства, которое это придумывает, и, если мы не делаем им статистику, нас душат бесконечными отчетами и проверками. Такое никому не нужно, и, к сожалению, мы вынуждены заставлять всех скачать этот Макс».
В комментариях встречаются и маленькие истории сопротивления.
«Я учитель. Я отказалась. Никаких санкций нет. Потому что заставлять не имеют права».
«У нас одноклассник один скачал Макс, создал группу в Телеграме, добавил весь класс и всю информацию из Макса кидает в телеграм».
Надежда из Ханты-Мансийска рассказывает, что ее сын был вынужден скачать мессенджер:
— Классный руководитель моего сына ведет школьные чаты в телеграм и в MAX. У меня его нет, а сыну пришлось скачать этот дебильный мессенджер, потому что через него детей привязывают к ЕГЭ.
Купила ему простенький Самсунг, он установил МАХ, зарегался, где нужно, выключил телефон и закинул в ящик стола.
Их учительница очень долго воевала с классом, дети сопротивлялись, но из-за угрозы недопуска к ЕГЭ весь класс MAX установил.
Фото: «Новая Газета Европа»
— MAX никто не установил, кроме бабушки, — говорит Оксана из Москвы, мама двоих детей. — Она подключилась ко всем каналам и сообщает нам всю информацию. В детском садике написали установить, но никто им не пользуется — все используют телеграм. В школе классный руководитель выполняет все распоряжения сверху, и теперь все сообщения только там, хотя полгода назад заставляла всех устанавливать «Сферум», а теперь про него все забыли. Думаю, что и MAX рано или поздно тоже все забудут и придумают еще что-то.
Некоторые школы сами решили не переходить на новый мессенджер. Антон, чьи дети учатся в частной школе в Подмосковье, говорит, что у них «к этому лояльное отношение, все пока сидят в чатах в вотсапе и телеграме».
С сентября 2025 года в 22 российских регионах «Разговоры о важном» стали проводить в детских садах. У воспитателей есть специальный учебник. «Каждое занятие посвящено конкретной теме, которая воспитывает гражданские, патриотические и этические чувства маленьких граждан нашей страны», — говорится в аннотации. Например, детям рассказывают, что все страны, кроме России, «маленькие», папы — это защитники, а у мам — «золотые руки».
«В народе говорят: “Главное в жизни — служить Отчизне!” Защита Родины во все времена была главной мужской работой. И не важно, кем в мирное время был мужчина, — все объединялись для освобождения родной земли от врагов. Потому что всех с детства учили: “Жить — значит Родине служить” и “Кто за Родину горой, тот истинный герой”», — пишут авторы учебника.
Детям предлагают вообразить себя «дозорным на кремлевской стене», научиться «определять специальности военных» и «играть в военных». После изучения государственно-политических тем в учебнике начинаются главы, посвященные дружбе, «добрым делам» и «волшебным словам».
В школе «Разговоры о важном» — часть образовательной программы уже четвертый год. Большая часть тем маркируется тегами «патриотизм» и «служение Отечеству и ответственность за его судьбу». Исключений мало: например, уроки «Общество безграничных возможностей» — о необходимости инклюзивности, «Домашние питомцы» — об ответственном содержании животных и «Как решать конфликты и справляться с трудностями?»
Последний доступный урок называется: «Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества». В нем фокус на «героях СВО», а история преподносится только в положительном ключе.
«Россия всегда защищала свою землю и граждан от врагов и всегда одерживала победу. Куликовская битва и Бородинское сражение, Великая Отечественная война и специальная военная операция стали символом силы и непреклонности русского духа», — написано в сценарии урока для 10–11 классов.
Торжественная линейка в московской школе №1529 в День знаний, 1 сентября 2022 года. Фото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»
Для первоклассников этот фрагмент звучит проще, но посыл тот же: «В истории Отечества было много сражений и битв, во время которых нашим предкам приходилось защищать свою землю. И враг ни разу не смог их победить. Благодаря самопожертвованию, упорству, силе духа наши соотечественники на фронте и в тылу, а также в тихое, мирное время отстаивали и продолжают отстаивать независимость нашей страны».
Неудобные страницы отечественной истории — например, русско-японскую войну, закончившуюся поражением в 1905 году, или Первую мировую войну, в которой Россия потеряла огромное количество территорий в 1918 году, — авторы пособия опускают.
По мнению учителя одной из московских школ, поговорившего с «Новой газетой Европа» на условиях анонимности, несмотря на спускаемые сверху инициативы, всё решает руководство самого учебного заведения, и многое зависит от творческого подхода педагога. Некоторые умеют превращать «Разговоры о важном» в действительно полезные обсуждения, отказываясь следовать методичкам.
— Если говорить глобально, наше государство одновременно хочет и хорошее, и плохое, — рассуждает учитель. — Одной рукой оно пытается превратить школу в инструмент идеологического давления. Десятью другими руками пытается делать что-то еще, часто имея в интенции что-то вполне разумное. Происходит конфликт ценностей.
Например, установки, которые даются на уроках литературы и в «Разговорах о важном», между собой очень сильно конфликтуют. Вот казалось бы, «Му-Му», где злая власть заставляет бедного Герасима творить всякую дичь, — это ведь установка антигосударственная.
В качестве еще одного примера педагог вспоминает декабрьское сочинение, обязательное для допуска одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Изначально предполагалось, что школьник сможет приводить аргументы из курсов обществознания, истории и литературы. В конечном счете выпускников ограничили прозой, поэзией и драматургией.
— В итоге определили, что сочинение аргументируется строго, как в Советском Союзе, только классической литературой, — говорит учитель. — Система очень консервативна, и перестроить ее очень сложно.
Кроме «Разговоров о важном» школьники жалуются на учебник Мединского по истории:
«”Китай завоевал страны, и они стали его вассалами”. Спасибо, Мединский, так и напишу на ОГЭ», — иронизирует подросток в комментариях под видео с критикой учебника.
Презентация нового учебного пособия «Военная история России», 27 января 2025 года. Фото: Артур Новосильцев / Агентство «Москва»
«”Решение о ядерном ударе было принято, чтобы показать СССР свое (военное) превосходство”. Я не могу, я читаю какой-то фанфик про брачные игры США и СССР».
«Его как будто переводили с древнерусского языка и обратно раз десять, пока он [не] стал нечитаемым тупо».
Историк Константин Пахалюк подробно проанализировал учебник Мединского, указав на фактологические неточности написанного.
— Они попытались написать историю «великой страны», которая, однако, постоянно на кого-то и кем-то обижена, — считает эксперт. — Возникает парадоксальный образ глобальной державы, которая обеспокоена исключительно национальными интересами — и то преимущественно в зарубежной Европе и сопредельных странах, а также в Сирии; сильного государства, для которого реальной угрозой являются интеллектуалы-отщепенцы; прагматичной нации, которая ищет дружбы тех, кто якобы «извечно» хочет ее уничтожить. А общий «ура-патриотический» стиль постоянно спотыкается то о нагромождения ничего не говорящих фамилий, то о нудные перечни государственных органов, то о поверхностно-патетические цитаты, то о полуприкрытые выдержки из бюрократических отчетных документов.
Еще один из ярких моментов этого года — визиты православных активистов и представителей РПЦ в школы и колледжи. Например, в Санкт-Петербурге существует Центр защиты материнства Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии. Представители этой организации регулярно отчитываются о своих беседах со школьниками, где они рассказывают подросткам о целомудрии, традиционных ценностях и важности создания большой семьи. На одном из таких занятий школьницы узнали, что «средства контрацепции не работают» и «надо хранить себя для мужа».
В Чувашии священник отец Борис рассказал школьникам, что браки распадаются из-за добрачного секса, а «любовь — это жертва, и любовь уже появляется в браке, когда человек жертвует собой ради ближнего». В поселке Решетиха Нижегородской области 14-летним школьницам провели курс «Чистый образ». На некоторых фотоотчетах девочки сидят за партами лицом вниз, прикрыв голову руками. На последнем занятии школьницы рассматривали модели эмбрионов в рамках беседы «Женщина в современном мире». Урок завершился раздачей брошюр «”Человеческий потенциал России”, которые отражают тематику всего курса».
Фонд «Сфера» провел небольшое исследование среди педагогов и социальных работников. По результатам исследования, репродуктивное давление в школах усилилось: «68% респондентов сообщили о росте активности представителей РПЦ в школах и социальных учреждениях. Формально такие визиты проходят под видом “духовно-нравственного воспитания”, однако содержание бесед сосредоточено на осуждении абортов и сексуальности».
Открытие фестиваля «Пасхальный дар» в храме Троицы Живоначальной в Свиблово в день Светлой Пасхи, 20 апреля 2025 года. Фото: Дмитрий Белицкий / Агентство «Москва»
«Мы возмущались: зачем такие лекции в детском доме, где девочки с травмами? Но администрация сказала: “Нам важно быть в тренде. Сейчас государство делает ставку на духовность”», — вспоминает воспитательница из Ростовской области.
«Директор говорит: “Нужно показать, что мы поддерживаем семейные ценности”. И зовет женщину, родившую в 16 лет. У нее была поддержка родителей, она счастлива. Но девочкам никто не объяснил, что так бывает далеко не всегда», — говорит социальная работница из Краснодара.
«Все гранты теперь про семью. Если хочешь выиграть, добавь фразу про “бережное отношение к жизни” — и у тебя больше шансов», — рассказывает педагог из Казани.
Например, В Башкортостане благодаря Фонду президентских грантов стартовал проект «Девичьи премудрости» стоимостью в полмиллиона рублей. На курсе школьниц учат краситься, рассказывают о плюсах многодетной семьи, «как спасти отношения», ставить в качестве жизненной цели «брак, рождение и воспитание детей». В рамках «Девичьих премудростей» девочкам показывают фильмы о браке и семье. Все занятия направлены на воспитание «женских» качеств.
«“Девичьи премудрости” — это наставнический проект, призванный помочь девочкам, девушкам (13–18 лет), проживающим в с. Верхнеяркеево Илишевского района, разрешить проблемы переходного возраста и сориентировать их на традиционные семейные ценности», — объясняют авторы идеи.
«Интернет-заказ на поджог локомотива получили два школьника из Екатеринбурга. Детали их не смутили. Теперь в наручниках рассказывают следователям, как совершили преступление. А в Ставрополе двое подростков — один на самокате — бросили зажигательную смесь в местный дом Союза ветеранов. Еще двое в это время караулили в кустах. Они планировали заработать 50 тысяч рублей. Разбили окно камнем, залили бензином и кинули спичку. Свои действия подростки снимали на камеру», — так начинается сюжет программы «Вести. Дежурная часть».
Речь идет об очередных подростках, которых будут судить за терроризм и/или диверсию. С начала войны за «диверсии» и «терроризм» были осуждены не менее 158 подростков. Сейчас таких дел, очевидно, станет больше.
В конце октября депутаты Госдумы единогласно поддержали снижение возраста уголовной ответственности за диверсионные и террористические статьи (поджоги, взрывы, содействие диверсиям и терроризму, обучение диверсионной деятельности, участие в диверсионных сообществах) с 16 до 14 лет: по мнению депутатов, это профилактика диверсий, ведь мера «покажет школьникам, что им не будет поблажек». Теперь за эти виды преступлений подростки могут получить любой срок вплоть до пожизненного.
Сомнения выразил только один депутат, соавтор законопроекта, член КПРФ Юрий Синельщиков:
«Если человек не понимает суть обвинения — как его наказывать?» — уточнил он.
Многочисленные исследования подтверждают, что подростки не вполне способны адекватно оценивать ситуацию и риски, когда речь идет о таких вещах, как бросить зажигательную смесь. Психиатры и нейробиологи Линда ван Лейенхорст, Брегтье Гюнтер Мур, Здена А. Оп-де-Макс в своей работе пишут, что «подростки более склонны к рискованному поведению из-за особенностей развития префронтальной коры мозга в этом возрасте». Несовершеннолетние хуже контролируют импульсы и подавляют агрессию. При оценке решений «подростки реже, чем взрослые, оценивают как риски, так и преимущества, понимают долгосрочные последствия и рассматривают альтернативные варианты». Они «хуже планируют будущее и обладают меньшей способностью видеть краткосрочные и долгосрочные последствия или принимать во внимание точку зрения других людей».
Соответственно, ребенок, совершивший преступление, вряд ли может стоять в одном ряду со взрослым правонарушителем, который способен по нейрофизиологическим причинам осознать, что он сделал и какие его ждут последствия.
Кроме диверсий, государство продолжает наказывать школьников, которые выражают свою политическую позицию или идентичность. Так, в Казани приговорили к 12 месяцам ограничения свободы 15-летнего Севастьяна Султанова. Мальчик нарисовал граффити про Навального. А в Москве угрозой «для общественной безопасности и нравственности» стал подросток, поцеловавший юношу, — в отношении молодых людей составили протокол по статье о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений».
{{subtitle}}
{{/subtitle}}