Сюжеты · Общество

Гонконгский грипп распространяется: надо ли беспокоиться?

Собрали самую важную информацию о главном штамме этого эпидемиологического сезона

Аполлинария Филиппова, специально для «Новой-Европа»

Фото: Анатолий Мальцев / EPA

В России растет заболеваемость гонконгским гриппом, печально известным своими пандемийными свойствами. Чем он отличается от более привычных нам вирусов гриппа? Защитит ли вакцина? И что делать, если не успели привиться? Отвечаем на главные вопросы.

Что происходит сейчас?

В последние две недели заболеваемость ОРВИ и гриппом в России растет и в 8 субъектах уже превысила пороговые уровни заболеваемости — то есть там можно говорить о вспышке или начале эпидемии. Пока преобладают случаи различных респираторных инфекций, вызванных возбудителями негриппозной этиологии — рино- и коронавирусами, респираторно-синцитиальным вирусом и т. д. Среди циркулирующих вирусов гриппа значительную долю — до 80% — занимает штамм А (H3N2), тот самый гонконгский грипп. По прогнозам, он сохранит свои доминирующие позиции. 

Похожая ситуация наблюдается и в других странах: до 90% случаев гриппа в Англии, Канаде и Японии приходятся именно на штамм H3N2.

Хотя подъем заболеваемости ОРВИ традиционен для декабря и фиксируется из года в год, а количество заболевших вполне сопоставимо с предыдущими эпидсезонами, нынешняя ситуация вызывает повышенное беспокойство у медиков. Связано это с высокой активностью штамма А (H3N2), который известен своей высокой заразностью и тяжелым течением заболевания.

Чем опасен гонконгский грипп?

Первая вспышка гриппа, вызванная штаммом H3N2, была зафиксирована в 1968 году в Гонконге — отсюда и название. Расшифровка генома вируса подтвердила, что это абсолютно новый штамм, мутировавший от H2N2 — еще одного «знаменитого» гриппа, азиатского, который тоже был причиной пандемии. 

Новая инфекция, вызванная гонконгским гриппом, стремительно распространилась по Азии, перекинулась в Индию, Австралию и западные штаты Америки, затем — в Европу, а в начале 1969 года охватила страны Африки и Южной Америки. Пандемия продлилась два года, за это время от инфекции умерли до 4 млн человек. 

Именно после этой пандемии ВОЗ приняла решение ежегодно обновлять антигенный состав вакцин от гриппа. Сам гонконгский грипп с течением времени утратил свою силу, превратившись в сезонный штамм.

Своими симптомами вирус особо не отличается от других разновидностей этой инфекции. Болезнь так же начинается с внезапной очень высокой температуры и головной боли, затем присоединяются ломота в мышцах, сухой кашель, боль в горле, заложенность носа.

Однако грипп А в принципе протекает тяжелее, чем грипп В, — в этом сходятся и зарубежные, и российские специалисты. То есть у гриппа А выше риск развития осложнений в виде пневмонии, поражения дыхательных путей и нервной системы.

У штамма H3N2 имеется еще и своя особенность — высокая заразность и короткий инкубационный период, в результате чего вирусная инфекция развивается стремительно.

Фото: Юрий Кочетков / EPA

А что с вакциной?

С ней как раз есть проблема. Вакцинный состав на предстоящий эпидсезон формируется на основе молекулярно-генетического мониторинга за вирусами гриппа в мире. Прогноз традиционно опирается на эпидситуацию в Южном полушарии, откуда грипп, как правило, прямиком направляется в Северное.

Таким образом, на основе этих данных на сезон 2025/2026 в состав четырехвалентной вакцины были включены два штамма гриппа А (H1N1) и (H3N2), а также два штамма гриппа B (для трехвалентной вакцины — только один).

Но в течение лета штамм H3N2 эволюционировал, приобрел семь новых мутаций и к нам попал уже в измененном состоянии, научившись ускользать от иммунного ответа. Вакцинные штаммы для Северного полушария к тому моменту уже были отобраны. 

— Теперь этот штамм выделяют в отдельный подштамм, который называется H3N2, линия К. Вот эта «линия К» стала доминирующей в нынешнем эпидсезоне, — поясняет профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анча Баранова.

Так стоит ли прививаться?

В этом вопросе и зарубежные, и российские специалисты снова проявляют единодушие: даже не совпадающая вакцина имеет защитные свойства, которые могут смягчить последствия гриппа. 

— С вакциной немного не угадали, но ничего лучше у нас все равно нет, — говорит российский инфекционист на условиях анонимности. — Она все равно обеспечивает перекрестную защиту и усиливает иммунный ответ. Вспомните, как было с коронавирусом. Он постоянно мутировал, появлялись новые штаммы, но разработанная вакцина оставалась эффективной, в той или иной мере, несмотря на мутации SARS-CоV-2. Так и в этом случае. 

Кроме того, прививка защитит от других штаммов гриппа, и даже если человек заболеет, болезнь будет менее тяжелой, чем если бы не было прививки.

В Санкт-Петербургском НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера заявляют, что уже есть первые результаты изучения сывороток крови от привитых в текущем сезоне людей. Полученные данные подтверждают наличие защитного титра антител, нейтрализующих циркулирующий штамм вируса гриппа A(H3N2) на 80–90%, что говорит о достаточной эффективности и протективных свойствах вакцинных препаратов. 

А вот зарубежные исследователи настроены не столь оптимистично.

— В Британии провели исследование и выяснили, что для нейтрализации мутировавшего вируса H3N2 нужно в восемь раз больше антител, чем вырабатывается после прививок вакцинами со старым, не измененным вариантом вируса. Это значит, что пользы от вакцин этого года будет меньше, чем обычно, — говорит Анча Баранова. 

Но это лучше, чем ничего.

— Мы не утверждаем, что вакцина идеальна, это не так, но, по крайней мере,она поможет не попасть в больницу, в отделение интенсивной терапии или на кладбище, — резюмирует доктор Уильям Шаффнер, профессор кафедры политики здравоохранения Университета Вандербильта.

Фото: Юрий Кочетков / EPA

Ждать ли эпидемии?

Точных прогнозов давать никто не берется: очень многое зависит и от количества привитых, и от погодных условий, и от самого гриппа — вирус достаточно переменчив, и доподлинно неизвестно, как он себя поведет.

Российский инфекционист, поговоривший с «Новой-Европа» на условиях анонимности, предполагает, что сезон будет умеренным, в рамках обычных значений. «Этот штамм давно с нами, и у некоторых людей, особенно тех, кто постарше и переболел гонконгским гриппом, мог сохраниться иммунитет к нему», — говорит он. 

«Хотя это не совсем неизвестный вирус, но достаточно новый, чтобы распространяться более эффективно, поскольку у нас нет достаточного иммунитета к нему», — возражает Антонио Хо, старший клинический преподаватель и консультант по инфекционным заболеваниям Университета Глазго, Шотландия. 

Все же большинство экспертов склоняются к тому, что предстоящая зима будет непростой. Такие выводы они делают на основе полученных данных из Австралии, которая сообщает об одном из самых тяжелых эпидсезонов за последнее десятилетие. 

Высока вероятность, что в Северном полушарии будет не легче. «Готовимся к нынешнему гриппозному сезону серьезно!» — призывает биолог Анча Баранова.

Как можно подготовиться?

В России пик заболеваемости гриппом традиционно приходится на декабрь-январь. Прививочная кампания уже закончилась, да и вакцинироваться поздно. На выработку антител уходит 2–3 недели, поэтому, вакцинируясь в разгар эпидсезона, вы рискуете подхватить инфекцию в то время, когда иммунная система еще только работает над защитой, а то и будучи уже инфицированным.

Так что всем, кто по какой-то причине не сделал прививку от гриппа, следует вспомнить основные правила, которые применялись во время пандемии коронавирусной инфекции: носить маску в людных местах и в целом, по возможности, избегать таких мест, регулярно мыть руки и протирать антисептиком гаджет; если заболели, оставаться дома. Да и сделавшим прививку от гриппа стоит взять эти рекомендации на вооружение, считает инфекционист. 

— Помимо гриппа, есть сотни других респираторных вирусов, которые активизируются зимой и могут вызвать разные заболевания, — говорит мой собеседник.