Пока критики сетовали на слабый конкурс, фанаты кричали от восторга при виде Тимоти Шаламе в розовом худи (звезда «Дюны» приехал в Берлин представлять фильм-номинант на «Оскар» о Бобе Дилане «Неизвестный»), а Тильда Суинтон устроила небольшой скандал, принимая приз за вклад в киноискусство.
В своей речи она назвала кино пространством, куда не нужна виза и где нет колонизации и захвата территорий. Не называя впрямую Россию, Израиль, Украину и Палестину, она заявила, что «на наших глазах творится бесчеловечное», и выразила солидарность с «теми, кто распознал недопустимое самодовольство алчных правительств, заигрывающих с теми, кто разрушает нашу планету и с военными преступниками, из какой страны они бы ни были». На пресс-конференции она в позитивном тоне отозвалась о палестинском движении BDS, призывавшему к бойкотту Берлинале из-за поддержки Израиля.
После речи Суинтон художественная руководительница фестиваля Триша Таттл приняла участие в пикете на Потсдамской площади — вышедшие требовали от ХАМАС вернуть из плена Давида Кунио. О его похищении рассказывает документальный фильм «Письмо Давиду» Тома Шоваля из программы Berlinale Specials.