Сюжеты · Общество

«Я не хочу, чтобы моего ребенка воспитывал ганс»

Каких героев «СВО» рисует RT в своих документальных фильмах? Первая часть исследования Константина Пахалюка

Константин Пахалюк, историк, кандидат политических наук, специально для «Новой газеты Европа»

Иллюстрация: «Новая газета Европа»

Ни одна война не может обойтись без образа фронтовых героев, особенно когда милитаризм становится одной из основ государства. Продолжая исследовать нарративы пропаганды, Константин Пахалюк посмотрел 28 документальных фильмов государственного телеканала RT об «СВО», чтобы изучить, как пропаганда училась рассказывать о фронтовиках и их подвигах, и ответить на вопрос, как на протяжении трех лет войны видоизменялся образ этих «русских героев».

Это первая часть материала. В ней мы рассказываем о четырех основных типах героев: иностранных наемниках, добровольцах, мобилизованных и отдельно — о женщинах на войне. Все три года RT пытается одновременно показать картину героического воинского труда и объяснить, зачем же эта война была вообще нужна. Что из этого получается — читайте в материале.

  1. «Иностранцы Донбасса», 2022 (А. Сомов, О. Кирий, А. Мещеряков);
  2. «Донбасс на линии огня», 2022 (О. Некишев, В. Гузь);
  3. «Битва за свободу. На передовой», 2022 (В. Андрица);
  4. «Доброволец», 2022 (Р. Гусаров);
  5. «Я ушла на войну», 2022 (Н. Карачкова. О. Кирий);
  6. «Театр военных действий», 2022 (О. Некишев, Д. Хрусталев);
  7. «Морпехи. Сильные духом», 2022 (А. Филатов, А. Соколов);
  8. «Кто, кроме нас», 2023 (без указания автора);
  9. «Герои Донбасса. Комбат», 2023 (С. Ганночка);
  10. «Пацаны батальона «Восток»», 2023 (О. Некишев, О. Кирий, М. Буров);
  11. «Записки с Донбасса», 2023 (Н. Цонку);
  12. «Казаки», 2023 (О. Некишев, О. Кирий, М. Буров);
  13. «Батальон Крым», 2023 (О. Кирий, М. Буров);
  14. «Свои», 2023 (А. Звягина, В. Борзунов, Д. Прокошев, Н. Васильева);
  15. «От фаната до солдата», 2023 (Е. Неучев, А. Ружицкий, Е. Габель);
  16. «Когда мы были на войне», 2023 (без указания автора);
  17. «Крылья», 2023 (И. Сынкова);
  18. «Ветераны», 2023 (С. Обищенко);
  19. «СВОИ. Шеремет и Витас», 2023 (А. Звягина, В. Берзунов);
  20. «Белый. Террикон-114», 2024 (К. Поплавский);
  21. «Стать «Барсом»: путь добровольца», 2024 (Звезда, Е. Габель, Е. Белашов)
  22. «Я пришел закончить войну», 2024 (О. Кирий, М, Буров)
  23. «Якутские барсы», 2024 (А. Ербулова);
  24. «Я приближаю победу», 2024 (О. Кирий, М. Буров);
  25. «Спасая раненое железо», 2024 (М. Буров);
  26. «Zвезда Zамполита», 2024 (К. Поплавский, А. Мещеряков);
  27. «Позывной «Царь»», 2024 (О. Лукьянчикова, М. Сергеев)
  28. «Штурмовой отряд «Бессмертный Сталинград»», 2024 (А. Гимбатов, М. Харитонин).

Восемь военных донбасских лет

Хотя формирование образа героя началось еще в 2022 году, сами россияне стали его частью только в 2023–2024 годы. Изначально кинодокументалисты RT сосредоточились на визуально-смысловом наполнении одного из ключевых тезисов российской пропаганды «о восьми годах войны», которую якобы никто не замечал. В нашей выборке его развивают пять фильмов, закладывающих четыре специфических образа героев. Отсылки к ним будут и в дальнейшем, однако важно зафиксировать: вместо разговора о российской армии мы сталкиваемся с теми, кто к ней не имеет прямого отношения.

Логика понятна: россиян надо убедить, что «на самом-то деле» война началась не сегодня и где-то там, на Юго-Востоке Украины, есть люди, которые, дескать, честно на протяжении многих лет сражаются за свою независимость.

Показ фильма «Иностранцы Донбасса». Фото: RT:Doc / Telegram

Первые три: «солдаты удачи», добровольцы и мобилизованные

Прежде всего, речь идет о героизации иностранных «добровольцев». Повторяется та же ситуация, что и с фильмами про «военкоров», где борцами за «информационную правду» выступают как россияне, так и их добровольные помощники с Запада и даже из Сирии.

В «Иностранцах Донбасса» личные истории главных героев спаяны с конспирологическими политическими нарративами про угрозу нацизма и фашизма, которые несут США и Запад. Зрителям показывают, например, серба-четника Златно Новковича, который вырос в США и воевал в 1990-е в Боснии. Он обвиняет Вашингтон, что тот отнял своими бомбардировками его Сербию. Рассказывают про колумбийца, который воюет здесь с середины 2010-х годов «за свободу Донбасса», в жестоких боях теряя друзей и командиров. Демонстрируют итальянца, которому не нравятся украинские националистические батальоны и то, что пишут в украинских учебниках истории.

Фильм снят так, чтобы эти «солдаты удачи» выглядели преисполненными внутренним долгом защитить мирное население от угрозы «нацизма и фашизма» — даже несмотря на то, что некоторых из них ожидает уголовное преследование за наемничество в родных странах. «Иностранцев Донбасса» можно смотреть как укор россиянам, которые отказываются признавать праведность действий России.

Второй образ — добровольцы-волонтеры с Донбасса, которые не первый год помогают тем, кто на линии фронта. В фильме «Донбасс на линии огня» главный герой Андрей Лысенко превратил помощь мирным жителям (покупка продовольствия и доставка в районы боевых действий) в семейное дело. Это история бессребреника, который, увидев страдания людей в 2014 году, решил посвятить себя такому служению. Порою обстрелы отсекают ему возможность вернуться назад, порою приходится есть и курить за рулем, чтобы всё успеть. История Лысенко рассказывается на фоне разрушенных домов, а дополняют ее голоса многих людей, которые хором свидетельствуют о своих страданиях, ненависти к украинцам, о том, как российская армия спасает их.

Схожим образом снят фильм «Доброволец», уже про российского бизнесмена Юрия Ваганова, выходца из Нагорного Карабаха, который сам решил ездить с гуманитаркой на фронт и помогать на «освобожденных» территориях искать потерявшихся мирных жителей. Нарезка гневных высказываний «освобожденных» мариупольцев о «преступлениях ВСУ» позволяет представить российскую армию освободительницей, однако последней в кадре нет: режиссер показывает бойцов и командира донецкой интербригады «Пятнашка». То есть «СВО» предстает прежде всего как борьба местных против «украинского режима».

Франсуа Мод Д’Эме поёт на улице разрушенного Мариуполя. Кадр из фильма «Театр военных действий». Источник: RT:Doc / Telegram

Третий образ — это мобилизованные Донбасса, который раскрывается через историю донецкой филармонии в фильме «Театр военных действий». На одном из первых планов — история иностранца-француза Франсуа Мод Д’Эме, который в свое время приехал поддержать сепаратистов, а уже здесь открыл в себе талант оперного пения. Это мелодраматическая история. На протяжении фильма показывают бойца, который рассказывает в большей степени про особенности фронтового быта. Добродетель других, оставшихся в тылу, — поддерживать искусство, выступать перед ранеными, ездить на гастроли и сильно переживать за своих. Из всех просмотренных фильмов только здесь мы увидели общие съемки прифронтового Донецка: красивый утопающий в весенней зелени город, что явно противоречит нарративу о «восьмилетних разрушениях».

Что по содержанию, что по тональности этот фильм расходится с более поздним беллетризованным свидетельством о судьбах донецких мобилизованных — романом российского добровольца Булата Арсала «Ихтамнеты». Там эта история превращается в нарратив о преданных солдатах, которых бросили воевать на чужую харьковскую землю. Если для режиссеров RT мобилизация музыкантов — пример доблестного поведения в условиях военного времени, то Арсал, сам воевавший еще в 2015–2017 годах, куда более критичен: 

«Кому же понадобились три десятка скрипачей, виолончелистов, флейтистов и барабанщиков, никогда в жизни не стрелявших из оружия и вместо убийства умеющих профессионально и талантливо дарить людям божественную красоту и природу музыкальной фантазии? Взвод солдат можно подготовить к бою за неделю-другую. А чтобы собрать симфонический оркестр из профессиональных музыкантов… не хватит и нескольких месяцев, а до этого им нужно учиться десять лет в училище и консерватории».

Четвертый образ: женщины-герои

Этот образ развивается в фильме «Я ушла на войну». Он состоит из пяти личных историй, однако их героини — это не россиянки, а донецкие украинки. Командир медбатальона Наталья и фельдшер Оксана репрезентуют традиционный для российского героического дискурса образ женщины на фронте: они помогают раненым бойцам, окружая их заботой. К ним добавляются две женщины-воительницы — «Ника», командир артвзвода, и Ольга Качура, командир дивизиона реактивной артиллерии. История Ники — прежде всего семейная, где оборона Донбасса расшифровывается как военно-семейное дело убежденных людей. Ей 39 лет, она недавно была тяжело ранена, потому сейчас передвигается с костылем и развозит гуманитарную помощь. Ее младшие дети в России, их воспитанием занимается мама; старший сын и муж воюют на фронте. Это военная семья, которая живет войной и считает это своим долгом.

Ольга Качура, на тот момент уже погибшая, предстает как железная женщина-командир. В пространство фильма она вводится через отдачу железным голосом приказов об открытии огня. «Каждый раз получаю удовольствие, потому что с каждым моим выстрелом приближается время нашей победы», — поясняет она. 

Воюют, чтобы вернуться домой (как если бы кто-то их пытался из домов выгнать в 2014-м). Для нее это возможность доказать, что женщины могут быть лучше мужчин в армии, ведь психологически и по выносливости первые превосходят вторых. Дочь Качуры вполне спокойно — на камеру — принимает факт, что мать все восемь лет провела в окопах. 

Создатели фильма рисуют образ жесткого командира с женскими особенностями: ведь помимо командного голоса у нее имеются зеркальце и крем, которым она пользуется, чтобы кожа не засохла.

Женское здесь одновременно и социально эмансипировано, и сведено к способам поддержания внешней привлекательности.

Карикатурно выглядит молодая девушка Анна (позывной «Белка») из 42-й гвардейской Евпаторийской дивизии. Ее изначально можно принять за россиянку, если не слушать историю ее жизни в Украине: как она хотела стать стюардессой, изучала международные отношения, а в 2014 году присоединилась к «ополчению», чтобы защищать «родину». Авторы фильма за основу берут образ красивой девушки, которая на камеру учится то стрелять из автомата, то водить танк. Как и в случае с Качурой, обыгрывается тема косметики на фронте, то есть усилий сохранить женскую привлекательность. Однако вскоре выясняется, что весной 2022-го она была замкомандира мотострелкового батальона и водила в Мариуполе мобилизованных донецких мужчин в бой, получив в итоге контузию.

Закрытый показ фильма «Я ушла на войну». Фото: RT:Doc / Telegram

***

Примерно с конца 2022 года количество документальных фильмов о новых героях — и уже о россиянах — начинает увеличиваться. Несмотря на их многообразие, можно выделить ряд сквозных линий.

Мотивы войны: «Что мы им сделали — вообще непонятно»

Первая — мотивация войны. Все три года RT и ее партнеры считают нужным раз за разом возвращаться к теме, за что же Россия воюет против Украины. Проблема состоит в том, что, если внимательно следить за словами героев фильмов, то перед нами — абсолютно однобокое повторение базовых пропагандистских тезисов про фашизм и нацизм в Украине.

В некоторых случаях режиссеры даже не замечают внутренних противоречий. Например, в «Битве за свободу» утверждается, что Россия обороняется, в то время как в середине фильма боец свидетельствует о том, что украинцы долго готовились к обороне, но это якобы не помеха для наступления (19-я минута). Ближе к концу образ «освобожденных» усиливается за счет слезливой истории матери и пятилетней девочки в какой-то деревне. Первая повторяет нарратив про «восемь лет войны», рассказывая историю, как однажды прилетел снаряд и выбил стекла, а осколками посекло и убило кота, который лежал на малолетнем ребенке, а сама девочка осталась жива. Правда, из контекста ясно, что это «освобожденные территории», а значит, скорее всего, прилетевший снаряд был выпущен с позиции «ополченцев».

Если в 2022–2023 годах персонажи в основном говорят про защиту России, ее интересов и рубежей (образ последних особенно характерен для «казачьих фильмов»), то в 2024 году появляется однозначная мотивация — защита своей земли, которую якобы оккупировали враги. Популярный рефрен: бойцам и так понятно, за что они воюют. Это утверждение, вероятно, должно поставить потенциально критического зрителя в неудобное положение: вот добровольцы, которые жертвуют жизнями и знают ради чего, — разве на фоне их подвига не стыдно даже задаваться этим вопросом?

Куда более убежденными в необходимости войны предстают выходцы с Донбасса, для которых текущая агрессия — личная история мести и сражения «за свою землю». Правда, попытки развить эту тему оказываются не совсем последовательными.

 Например, в «Я ушла на войну» Ольга Качура заявляет, что начала свой путь с апреля 2014 года, чтобы бороться против правительства, которое отдало приказ бомбить свои города. Качура, конечно, врет, так как апрель — это только первые шаги ополчения и действия группы Стрелкова у Славянска, а первые бомбы на Донецк, где сохранялись лояльные Киеву власти, упали только в конце мая.

Кадр из фильма «От фаната до солдата». Источник: RT:Doc / Telegram

Попытки более развернутых суждений о войне оказываются нелепыми. Например, один из футбольных фанатов в фильме «От фаната до солдата» (2023) выдает: «В первую очередь это чувство сострадания, чувство вот этого вот божественного, чем нас наделяет наша история, чем нас наделяют наши предки; наша кровь как раз-таки, та история, что сделала наш народ, нашу страну великой, вот эта вот воинская традиция, назовем ее так, она закладывалась мне в гены через всю мою родню»

Другой фанат более убедителен: «Наша задача созидательная. Мы хотим сделать свой народ, население больше, шире, государство в том числе». В «Героях Донбасса» (2023) комбат-доброволец вообще удивляется ответной ненависти украинцев: «Что мы им сделали — вообще непонятно», продолжая, что война идет против русофобии и готовившейся напасть Украины. 

Эта смесь имперско-оборонительных мотивов, за которыми проглядывает фундаментальное желание просто победить и подчинить других своей воле, лучше всего выражает командир «Пятнашки», сепаратист Ахра Авидзба: «Когда мы столкнулись в одной войне с гражданской, с Первой мировой и Второй мировой в одном лице, мы должны дать ответку в одном лице; быть могучими, как русская империя, быть дружными, как Советский Союз, и развивающимися и, как Россия, возрождающимися, которая вновь возродила православие, церковь. Мы это сделаем, и все те миллионы, которые мы вылечим, — они наши. Их дети в возрасте с нашими детьми, многие будут расти с нашими внуками, и они вновь вспомнят 9 мая, они вновь с гордостью наденут ленточки. И мы их не упрекнем. Потому что мы ради нашего государства живем»

Кадр из фильма «Записки с Донбасса». Фото: RT:Doc

В «Записках с Донбасса», вышедших в начале 2023 года, тема мотивации имеет центральное место. Фильм выстроен как поездка молодого блогера с гуманитарной помощью, который, отбросив всякую тактичность, пытается докопаться до собеседников, как ему кажется, умными вопросами. Например, в беседе с неким сепаратистом, мужчиной средних лет, ведущий задает ему вопрос, как тот, признавая значимость участия отца в воспитании детей, делает это, ведь сейчас-то он воюет, а жена в одиночку растит сына. «Так-то так», — соглашается собеседник, явно сбитый с толку. Не лучше обстоит дело и с попыткой разузнать, что важнее на фронте — удача, Бог или профессионализм (будто фронтовик может ответить что-то кроме того, чтобы признать все три элемента?). И совсем как провокация звучит вопрос собеседнику, сможет ли он после всего произошедшего жить нормально.

Ветеран-сепаратист оправдывает участие в войне с 2014–2015 годов общими лозунгами: «Это наша земля… Я не хочу, чтобы моего ребенка воспитывал ганс». 28-летний житель Донбасса отвечает, что воюет «за семейные ценности. Многие отцы, допустим, которые прошли Афган, Чечню, они тоже за что-то воевали. Ну так и мы продолжаем свой род, свои идею поддерживаем, идею своих отцов, идею наших прадедов, мы защищаем своих жен, своих сестер». Для другого 38-летнего мужчины эта война за право жить в русской культуре и без гендеров: «За историческую принадлежность. Наши деды воевали, мой дед воевал лично, один дед дошел до Берлина, было ранение в сердце — живой остался, за то, чтобы русский язык был, наша культура, наша религия, и всем ясно, что нас хотят уничтожить. Это уже на весь мир явно заявляют». 

Имперско-историческая риторика постоянно соседствует с мотивами личной добродетели, где война предстает неким испытанием для ее участников, проверкой на мужество. «Мне очень интересно посмотреть, на что я способен», — говорит молодой парень из Нижнего Тагила с позывным «Захар» (фильм «Ветераны»). Для другого сослуживца, управляющего дроном, главная эмоция войны — «я кайфую». Третий, бывший слесарь, также рационализирует соучастие в агрессии личностным ростом: «С Урала, хотел просто на войну — себя попробовать, реальные взрослые ощущения, всё нравится, хочу дальше продолжать служить».

Ненависть к украинцам становится дополнительной частью мотивации воевать. Правда, ни в одном из фильмов последовательно эта линия оправдания агрессии не раскрывается. 

Если, например, донбасские превращают войну в форму личной мести (правда, при чем же тут россияне…), то солдаты Путина отделываются общими словами, почерпнутыми из пропаганды.

Враг, конечно, конкретен и ужасен, о чем должны свидетельствовать упорные бои и руины «освобожденных» территорией. Риторика, что на этих полях Россия воюет со всем Западом и его «тлетворными ценностями», не меняется. Однако если еще в «Битве за свободу» (конец 2022-го) проговариваются бахвальные истории про обколотых, одурманенных украинцах, то к 2024-му этот образ пропадает. 

Что бы ни сделали ВСУ, это будет поставлено им в вину. Например, в «Иностранцах Донбасса» итальянский доброволец обвиняет украинские национальные батальоны в том, что те относились к местным жителям Донбасса как к живому щиту, то есть заставляли их сидеть по подвалам и не давали выходить из них, даже чтобы найти воду. Антиукраинские инвективы повторяются из фильма в фильм, и, пожалуй, самое главное: за три года они никак не эволюционируют в смысловом плане. Украинцы по-прежнему «виноваты» то в русофобии, то в нацизме, то в неправильном ведении войны.

Православное воинство

Вторая сквозная линия — православные мотивы, которые должны очертить некое особое русское пространство, одновременно объединяющее воинов и требующее защиты от врага. Неоднократно зрителю показываются разрушенные храмы, они становятся символом «безбожности украинцев». Например, в «Иностранцах Донбасса» камера выхватывает то бабушку-жительницу прифронтовой полосы, которой солдат-«доброволец» перед Пасхой отдает кулич, то серба-четника, который идет молиться в храм на Пасху. Православные обряды и традиции здесь — определенный символический обмен между соучастниками агрессии.

Значимость православия как набора обрядов, укрепляющих боевой дух и являющиеся значимой составляющей идентичности русских воинов, развиты в фильмах 2023–2024 годов про казачьи части и православные батальоны. Последние, однако, идут несколько дальше, в сторону теологического оправдания войны.

Кадр из фильма «Я приближаю победу». Фото: RT:Doc

Так, в фильме «Я пришел закончить войну» (2024) священник Михаил заявляет на камеру, что убивать надо за дело, а пацифизм — это потакание злу. В фильме «Я приближаю победу» (2024) военный священник уходит добровольцем и спокойно воспринимает факт, что если ему придется убивать, то в дальнейшем он не сможет продолжить служение. Для него война — это не убийство, а «противостояние, связанное со смертью». Он ведет небольшую экскурсию по расположению своего подразделения, камера выхватывает иконы, плакат со святым образом, бронежилеты, каску — знаки божественного и предметы амуниции смешиваются в причудливом коллаже, словно свидетельствуя, что фронтовой быт буквально пропитан православием. Всё это сопровождается словами, что человеку нужен Бог, дабы не потерять человечность. Завершается фильм совместной молитвой с приехавшим из военного отдела синода священником.

Эта смысловая линия, где православный священник — это новый вид замполита, получает окончательное развитие в фильме «Zвезда Zамполита» (2024), рассказывающем историю «Шумера», замкомандира по военно-политической работе в одном из батальонов. Прежде всего, конечно, это лирическая история местного сепаратиста с 2014 года, который с началом войны в Луганске встречает жену, и она становится верным спутником его военно-боевой жизни. Ближе к концу «Шумер» рассказывает, как был взят украинский опорник с пятью пленными. Они оказались православными, а поскольку на дворе была Пасха, то перед передачей в компетентные органы их посадили за пасхальный стол. Завершается фильм утверждением автора, Клима Поплавского, что сегодня на войне замполит и есть священник.

Смысловой хаос

Исследовательница Z-дискурсов Елена Иваницкая еще в начале 2023 года обращала внимание на их сумбурность, противоречивость и нелогичность. Как оказалось, кинодокументалисты-пропагандисты с RT «разрешили» эту проблему довольно топорно — фактически за счет повторения одних и тех же смыслов. Воюют не против Украины, а против нацистов и НАТО. Пошли на войну, почему что зовет долг / хотим испытать себя. Жители Донбасса обуреваемы местью за свои страдания. С нами Бог (в виде иконки).

Картонные герои пропаганды — не новость в условиях военного времени. Показательно другое. Необходимость вновь и вновь спрашивать бойцов, зачем они воют. Стирать грани между «ополченцами» и россиянами. При всех возможностях кинематографа никак не раскрывается даже то, что же это значит — быть православным воином. Иметь икону в блиндаже? Снимать на фоне храма? Режиссеры даже не замечают, что в одном и том же фильме сначала герои говорят о том, что обороняются и защищают, а потом мечтают о захвате новых территорий.

Возникает ощущение, что просто ни те, кто снимают, ни те, кто в кадре, сами особо не верят в эти «высшие смыслы». Они проговариваются или визуально демонстрируются вновь и вновь как мантры, заклинания, будто «всё идет по плану» и «мы, на самом-то деле, правы».

Во второй части материала речь пойдет о том, как в документальном цикле отображаются кадыровцы, межнациональное боевое братство и семейные ценности, казаки и якобы потомок Романовых, служащий в ВС РФ.