Сюжеты · Политика

Труба на паузе 

Россия больше не поставляет газ в ЕС через Украину. Европа живет запасами и наращивает импорт альтернатив. Что может привести к восстановлению транзита, пусть и в скрытом виде?

Трубы на компрессорно-распределительной станции газопровода Уренгой-Помары-Ужгород недалеко от Курска, 4 января 2006. Фото: Сергей Карпухин / Reuters / Scanpix / LETA

1 января остановился многолетний транзит российского газа в Европу по территории Украины. Это решение было принято по инициативе Киева, но экономически ударило по всем участникам сделки: по России, Украине и ЕС. 

Весь прошлый год страны искали возможность сохранить привычный порядок вещей. 

Например, был вариант, при котором европейские трейдеры начнут закупать газ напрямую у «Газпрома», сами организовывать его поставку через Украину, а любые контрактные отношения между Москвой и Киевом будут исключены. Или вариант, при котором Украина примет условия газового свопа и по трубе из России будет идти формально азербайджанский, хотя в действительности всё еще российский газ. 

Несмотря на то что к концу декабря приемлемое для сторон решение так и не было найдено, шансы на восстановление в 2025 году газового транзита не равны нулю. 

«Новая-Европа» разбирается в клубке экономических интересов вокруг российских газовых поставок и объясняет, почему громче всех разрыву контракта возмущаются в Словакии, а от холодов страдают в Приднестровье. 

Сопутствующие потери

Завершение контракта между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом» о транзите газа в Европу стало концом целой эпохи, но было воспринято спокойно как Евросоюзом, так и Россией. 

Москва, когда-то бывшая главным поставщиком природного газа в Европу, с начала полномасштабного вторжения в Украину постепенно утрачивала свои позиции. Если в 2021 году страны ЕС закупали 155 млрд кубометров российского газа, к 2024 году объемы упали до 32 млрд кубометров. Потеря еще 15 млрд кубометров в год уже несущественно повлияла на энергобюджет блока, тем более что к этому сценарию готовились. И хотя в начале января цены на газ в Европе всё-таки подскочили выше 500 долларов за тысячу кубометров, это всё равно в семь раз ниже, чем в летний пик энергокризиса в 2022 году, и в два раза ниже, чем до начала полномасштабной войны в Украине.

«Газпром», который обеспечивал поставки газа по украинскому газопроводу, от остановки транзита потеряет 4,56 млрд долларов в год, что достаточно ощутимо для и так переживающей непростые времена компании. По итогам 2023 года «Газпром» уже возглавил список самых убыточных компаний в России, а на днях заявил о намерении сократить штат на 40%. Тем не менее на фоне всего того ущерба, который «Газпром» несет с начала войны, отрезание прибыли от транзита в Европу через Украину не выглядит для компании катастрофой. Кроме того, «Газпром» перенаправил часть газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири». В прошедшем году компания прокачала туда около 31 млрд кубометров и планирует наращивать поставки до максимальной проектной мощности в 38 млрд кубометров. 

Для Украины главные финансовые потери тоже уже позади, но сопутствующие убытки от такого решения как раз могут быть немалыми. Остатки транзитной выручки, которых страна лишилась с 1 января этого года, составляли, по разным подсчетам, от 400 до 800 млн долларов в год. Однако без стабильно большого транзитного потока в трубах гигантские газовые хранилища Украины потеряют привлекательность для европейских трейдеров, плюс импортировать газ из Европы станет технически сложнее и дороже. К тому же, по расчетам Bloomberg

какими бы ни были финансовые потери России, они составят всего 0,2–0,3% ВВП страны, тогда как Украина потеряет около 0,5% ВВП.

Наконец, из-за отказа продлить транзит Киев столкнулся с резким ухудшением и до этого непростых отношений с соседней Словакией, которая теперь лишилась и газа, и транзитных доходов. В последние недели этот конфликт активно набирает обороты.

Танкеры с сжиженным газом недалеко от побережья Германии, 20 апреля 2023 года. Фото: Annegret Hilse / Reuters / Scanpix / LETA

Не трубопроводный, так сжиженный

В ЕС прекращение транзита по территории Украины не стало ни для кого сюрпризом: страны закладывали этот сценарий в свои энергетические стратегии и обеспечили себе пути выхода. 

Сейчас, чтобы возместить недостающие объемы, европейцы выкачивают газ из своих подземных хранилищ, которые специально заполняли перед отопительным сезоном. Этой зимой ЕС опустошает хранилища на 28% быстрее, чем когда-либо за последние пять лет. Из-за этого нынешние запасы ЕС находятся на минимальном уровне с начала войны: по данным Gas Infrastructure Europe, сейчас хранилища заполнены меньше чем на 65% (против 83% в 2023 и 2024 годах). Тем не менее даже такой уровень довольно высок для Европы. 

Более того, общая стратегия ЕС подразумевает отказ от российских энергоносителей к 2027 году. Поэтому Европа активно ищет других поставщиков, чтобы заменить российский трубопроводный газ. Это несложно, учитывая, что на украинский транзит в последнее время приходилось всего 5% европейского газового импорта. Страны ЕС теперь получают трубопроводный и сжиженный природный газ (СПГ) из Норвегии, Алжира, Великобритании, США и Катара, а с недавних пор, впервые с 2006 года, стали покупать СПГ и в Мексике.

Что касается СПГ, Евросоюз наращивает его импорт и из России. 

Испания, Франция, Бельгия и другие европейские страны с каждым годом покупают всё больше российского СПГ, который приходит по морю с завода «Новатэк» на Ямале. В 2024 году Россия опередила Катар и стала вторым по важности поставщиком СПГ в ЕС,

уступив только США. 

Более того, годовой объем поставок сжиженного газа из России уже превысил тот объем, который Москва подавала по транзитной трубе через Украину. По данным Bloomberg, СПГ поставили в размере 15,5 млн тонн, а по расчетам независимых аналитических центров — и того больше: 17,5–17,8 млн тонн (то есть около 24 млрд кубометров). До войны Россия поставляла в Европу около 14 млн тонн СПГ.

В 2024 году ЕС заплатил России за сжиженный газ больше 7,3 млрд евро — на 14% больше, чем годом раньше. Это всё еще не идет ни в какое сравнение с довоенным объемом европейских выплат России, по-видимому, превышавшим несколько сотен млрд евро в год. Но в связи с ростом объема закупленного ЕС российского СПГ в Минэнерго заявляют, что и дальше собираются расширять экспорт: к 2035 году планируется нарастить производство СПГ до более чем 100 млн тонн

Правда, в марте вступят в силу европейские санкции, которые запрещают реэкспорт российского СПГ через европейские порты, но это, хоть и усложнит ситуацию, не сильно помешает России зарабатывать на топливе. ЕС также обсуждает возможность постепенного отказа от российского СПГ в рамках следующего пакета санкций, но до сих пор ни один из 15 пакетов не коснулся запрета импорта СПГ из России. 

Словацкая буря

Единственной страной ЕС, которая остро отреагировала на прекращение транзита, стала Словакия. =

До конца 2024 года Братислава была важным звеном газового транзита: она принимала российский газ с территории Украины и, забирая себе небольшой объем, прокачивала его дальше в Австрию, Чехию, Венгрию, Италию. На этом, как заявляет премьер-министр Словакии Роберт Фицо, страна зарабатывала 500 млн евро (хотя словацкий газовый оператор Eustream в своих отчетах называет сумму в 226 млн евро). 

И если для закупки газа для внутренних нужд у Словакии много вариантов, например, реверсные поставки из Венгрии, Австрии или Польши, пусть и дороже российского газа примерно на 200 млн евро в год, прибыль от транзита, видимо, будет потеряна безвозвратно. По оценке Bloomberg, в итоге Словакия может лишиться до 0,3% своего ВВП.

Поэтому Фицо, в отличие от других европейских лидеров, особенно активно настаивал на сохранении транзита и даже вступил в открытый спор с президентом Украины Владимиром Зеленским. Еще в декабре словацкий премьер угрожал Киеву, заявляя, что готов прекратить поставки гуманитарной помощи и электроэнергии в Украину, а также сократить поддержку украинских беженцев на территории Словакии. Фицо и другие словацкие политики утверждали, что Владимир Зеленский «намеренно вредит» экономике Словакии.

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо выступает на пресс-конференции в постоянном представительстве Словакии в Брюсселе, Бельгия, 9 января 2025 года. Фото: Olivier Matthys / EPA

В ответ Зеленский обвинил Фицо в финансировании войны и подрыве усилий ЕС по отказу от российского топлива. Фицо же рассказал, что Зеленский предлагал сохранить транзит при условии, что Братислава перестанет платить Москве за газ. Также, по словам Фицо, украинский президент якобы пытался подкупить его, предлагая 500 млн евро из замороженных российских активов за поддержку Украины при вступлении в НАТО. 

Так или иначе, решение до сих пор не найдено, и словацкий премьер продолжает искать помощи у Еврокомиссии и угрожать Украине санкциями. На фоне конфликта политический соратник Фицо, президент Словакии Петер Пеллегрини, отказался от поездок в Украину.

Не конец истории

Однако, несмотря на трудности с поисками замены российскому трубопроводному газу, который раньше шел через Украину, ни в Словакии, ни в других странах ЕС не наблюдается его физической нехватки. Чего нельзя сказать о Молдове, а точнее, о Приднестровье, где на следующий же день после остановки транзита возник энергетический кризис.

Молдова отказалась от российского топлива еще в первый год войны, но непризнанная республика в ее составе всё это время жила за счет 2 млрд кубометров газа, которые ежегодно и практически бесплатно ей поставлял «Газпром». Как только поставки прекратились, в Приднестровье встала почти вся промышленность, в домах и школах пропали газ, отопление и горячая вода. Власти ввели веерные отключения электроэнергии и опасаются полного блэкаута. На покупку любого другого газа у властей Приднестровья бюджета сейчас нет.

Так что с учетом немалого количества заинтересованных сторон, получающих экономические и политические выгоды от наличия в Европе российского газа, есть вероятность, что транзит в том или ином виде всё еще получится восстановить.

Рассматривавшиеся весь прошлый год варианты по-прежнему актуальны. 

В декабре премьер-министр Словакии Роберт Фицо неожиданно посетил Москву, чтобы обсудить варианты сделки с Кремлем. А 10 января загадочно заявил, что «Газпром» пообещал поставлять газ в Словакию «другим способом». Видимо, осталось узнать, насколько этот способ устроит Киев: на днях Фицо пригласил Владимира Зеленского встретиться на границе двух стран и «открыто поговорить» о транзите. 

И хотя встретиться политики так и не смогли, восстановление поставок всё еще может быть предметом обсуждения. Тем более если оно войдет в длинный список условий для переговоров между Россией, Украиной, США и Европой о прекращении войны.