Адвокатов задержали в октябре 2023 года. Обвинение в участии в «экстремистском сообществе» не выдерживало никакой критики. И потому, что в признанном в России экстремистским Фонде борьбы с коррупцией (основан Навальным) никто из адвокатов никогда не работал и даже формально не состоял. И потому, что была уж слишком очевидна цель этого давления на адвокатов: лишить Навального защиты и возможности координировать свою позицию с соратниками и друзьями, и в конце концов сломить его волю. Не сломили. И убили.
Как выяснилось уже во время суда над адвокатами, их несколько лет «вели» оперативные сотрудники, нарушая право на конфиденциальность общения защитников с клиентом: снимали их встречи в тюрьме. Никакого криминала в беседах не было. В основу обвинения лег сам факт адвокатской работы — встречи и разговоры с доверителем.
Последствия «адвокатского дела» еще предстоит оценить. Что точно: это дело уже ударило по и так разобщенному и раскромсанному адвокатскому сообществу страны. Часть профессионалов вынуждена была уехать. Юристы, готовые браться за чувствительные дела, сегодня много раз подумают. Число тех, кто осмеливается защищать политических, сокращается. Работая и живя в России, они работают практически анонимно и не общаются с медиа. Цель одна: не навредить клиенту и продолжать работу без угрозы попасть под уголовку. Только два десятка юристов и правозащитников смогли приехать 10 января к Петушинскому суду (сам процесс проходит в закрытом режиме), чтобы выразить свою солидарность с адвокатами Липцером, Кобзевым и Сергуниным, когда те выступали со своим последним словом.