Небо. Самолет. Девушка
Романа Протасевича и его девушку Софию Сапегу задерживали, как в кино: 23 мая 2021 года рейс Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, во время нахождения в воздушном пространстве Беларуси по требованию авиадиспетчеров экстренно сел в Минске якобы из-за сообщений о минировании. Всех пассажиров потом отправили в Вильнюс, а Протасевича и Сапегу задержали.
Реакция Запада была мгновенной: единственная в Беларуси авиакомпания «Белавиа» получила запрет не только на выполнение рейсов в Европу, но и на использование белорусскими самолетами европейского воздушного пространства. В европейских аэропортах появились портреты Романа Протасевича, на минских балконах — плакаты с одним словом «Рома». А потом появился и сам Роман.
14 июня журналисты собрались на пресс-конференцию об инциденте с самолетом. Состав спикеров весьма представительный: командующий ВВС и ПВО вооруженных сил Беларуси Игорь Голуб, председатель Следственного комитета Дмитрий Гора, начальник департамента авиации Минтранса Артем Сикорский, начальник первого главного управления государственного пограничного комитета Андрей Филатов — и арестант Протасевич по правую руку от главы следкома.
Роман был весел и оптимистичен, говорил, что никто его и пальцем не тронет, что выбор сотрудничать со следствием — совершенно добровольный, что главная задача — компенсировать тот вред, который он своими действиями в качестве главного редактора NEXTA нанес родной стране, что призывает своих родителей вернуться в Беларусь, ведь именно здесь совершенно безопасно.
Никто в тот момент не посмел бы не только осудить действия Протасевича, но и посмотреть косо: человек в тюрьме, и все знают, каким образом от узника можно добиться признания вины, сотрудничества со следствием и покаяния. Через десять дней стало известно, что Протасевича и Сапегу перевели под домашний арест — в предоставленный силовиками загородный коттедж, где он и она поселились вместе.