— Анатолий, какую взаимосвязь можно найти между войнами и конфликтами, в которых так или иначе оказалась замешана Россия? Сирия, потом Украина, теперь снова Сирия. Это какая-то цепь событий или каждое само по себе?
— То, что произошло в Сирии, — это афтершок «Арабской весны». Это должно было произойти еще лет десять назад. Просто в силу целого ряда обстоятельств Асад оставался у власти такое продолжительное время. Если бы он ушел хотя бы лет восемь назад, это была бы совершенно другая история. Но получилось так, как получилось.
— Тогда Асад ушел бы при совершенно других обстоятельствах?
— Скорее всего, он ушел бы примерно так же, потому что «Арабская весна» именно так сносила диктаторов. Асад не был диктатором по жизни, но попал в ситуацию, когда вынужден был диктатором стать, поэтому правильно сейчас называть его диктатором Сирии.
— Вы его не считаете диктатором по жизни?
— У Башара Асада не было для этого никаких личных качеств. У Хафеза Асада было четверо сыновей, из них только двое демонстрировали качества, по которым готовы были взять на себя такую миссию, стать руководителем Сирии именно в той системе, которая была создана Хафезом. Это старший сын Басиль и младший сын Махер, сегодня — командир 25-й дивизии Республиканской гвардии. Он ушел сейчас из Сирии в Ирак и там, скорее всего, будет создавать что-то вроде аналога «Исламского государства», но в сирийском исполнении. Башар Асад ни морально, ни по личностным качествам не соответствовал «должности» диктатора, и тогда в Сирии многие были против его кандидатуры.
— Почему Башар стал диктатором?
— Видимо, потому, что большинство в окружении Хафеза Асада не было готово принять Махера из-за его личных качеств.
— Нет-нет, я не об этом спросила. Почему Башар Асад стал именно диктатором? Учитывая и его образование, и те самые личностные качества, о которых вы говорите, он мог стать совсем другим правителем. Почему такого типа люди становятся диктаторами?
— Башар Асад попал в систему, которая в принципе не способна трансформироваться, видоизменяться. Видимо, когда он это понял, он стал играть по ее правилам. У нас с вами перед глазами есть другой живой пример — Дмитрий Медведев. Он тоже вроде как считался либералом, а теперь он не просто ястреб, а откровенно зарабатывает себе приговор международного трибунала, призывая к ядерной войне. Это тот же случай: человек попал в систему, которая его сломала.