Сюжеты · Политика

Беспилотники бьют по репутации Кадырова 

Чеченского главу высмеяли, когда он попросил ПВО для защиты республики, однако угроза оказалась вполне реальной

Рамзан Кадыров. Фото: Евгения Новоженина / EPA-EFE / POOL

С 29 октября Чечня пережила уже четыре налета украинских беспилотников. Причем, интервал между атаками БПЛА сокращается, и ни один из украинских дронов до сих пор не был сбит. 

Так, в конце октября дрон долетел, взорвался и разрушил часть крыши главного корпуса Российского университета спецназа в Гудермесе. 4 и 12 декабря дроны долетели и взорвались на территории 2-го полка полиции специального назначения им. Ахмата Кадырова в Грозном. 15 декабря дрон взорвался на территории расположенного в Грозном ОМОНа Росгвардии по ЧР. 

Глава Чечни Рамзан Кадыров в своем заявлении по случаю последнего происшествия говорит о трех беспилотниках, атаковавших 15 декабря Грозный, подчеркивая, что цели достиг только один, а два других были якобы «сбиты силами ПВО». Однако Следственный комитет Чечни возбудил уголовное дело по факту атаки лишь одного беспилотника, спикировавшего на территорию ОМОНа «АХМАТ-Грозный» и подорвавшего пустое (был выходной день) здание медчасти. 

Источник «Новой газеты Европа» в УФСБ по ЧР также подтвердил, что 15 декабря Грозный был атакован только одним украинским беспилотником. Именно этот беспилотник зафиксирован на многочисленных видеозаписях, сделанных как жителями Грозного, так и сотрудниками правоохранительных органов Чечни. 

Сдетонировавший в воздухе БПЛА повредил кровлю и выбил стекла в Грозном. Фото: скриншот из видео на канале Kadyrov_95

Уцелевшие после взрыва остатки БПЛА были собраны, осмотрены и подготовлены для отправки в Москву (на экспертизу). В ходе осмотра на уцелевших фрагментах не было обнаружено ни одного следа внешнего воздействия. Несмотря на заявления Кадырова, дислоцированные в республике средства ПВО, по данным наших источников, вообще ни разу не использовались во время атак БПЛА на Чечню. Стрелковое же оружие, которое чеченские полицейские беспорядочно применяли для поражения дрона, оказалось бессмысленным. Ни одна пуля не попала в летящий на высоте 25 метров беспилотник. 

Три предыдущие атаки украинских беспилотников происходили в темное время суток, то есть сами дроны никто не зафиксировал, и поэтому у многих жителей Чечни, как следует из опросов «Новой газеты Европа», были сомнения в том, что: а) это вообще дроны и б) что эти дроны запущены из Украины, от которой Чечню отделяют более полутора тысяч километров. Некоторые жители республики даже выдвигали версию, что за атакой на Российский университет спецназа и ППСП им. Кадырова стоят чуть ли не сами чеченские власти, которые таким образом получили дополнительный аргумент для повальной принудительной мобилизации, продолжающейся в Чечне уже четвертый месяц. 

Но 15 декабря в 7.45 утра все сомнения развеялись. Летящий со стороны Азовского моря (через Краснодарский край, вдоль Терского хребта) украинский дрон беспрепятственно проследовал на низкой высоте над как минимум двумя стратегическими объектами (аэропортом «Северный» и главным штабом 46-й ордена Жукова отдельной бригады оперативного назначения) и успешно поразил намеченную цель. 

На многочисленных видеозаписях местных жителей и самих сотрудников полиции, зафиксировавших этот полет, совершенно четко идентифицируется украинский дрон «Летучая лисица», представляющий собой переделанный под беспилотник сверхлегкий самолет А-22.

Этот легкомоторный самолет украинского производства «Аэропракт» с двигателем внутреннего сгорания в роботизированной глубокой модификации может преодолевать расстояние до 2 000 км и переносить до 300 кг взрывчатых веществ. (По данным нашего источника в УФСБ по ЧР, в Грозный прилетел беспилотник модификации A-22LS).

Легкий самолет Аэропракт A-22 «Летучая Лисица» был спроектирован и построен в Украине. Фото: Steven May / Alamy / Vidapress

Четыре успешных атаки беспилотников за полтора месяца ставят вопрос не столько об эффективности средств ПВО, дислоцированных в Чечне, сколько о неготовности как российских военных, так и сотрудников чеченской полиции/Росгвардии к их применению для отражения дроновых атак. 

Вопрос о передаче Чечне нескольких комплексов ПВО Рамзан Кадыров поднимал еще в июле 2022 года. Тогда его инициатива была жестоко высмеяна. Некоторые комментаторы даже предположили, что Кадыров таким образом готовится к будущей войне с Россией, так как «для борьбы с террористами ПВО не нужна, а кроме России Чечню бомбить больше некому». 

И все же отдельные части ПВО в Чечне были и есть. Так, на военной базе в селе Борзой Шатойского района для защиты южной границы России (ее российско-грузинского участка) установлены комплексы многоканальной зенитной обороны (С-300 и С-400). Правда, по своим характеристикам они мало пригодны для уничтожения беспилотников в самой Чечне (при заходе на цель БПЛА, как правило, летят на предельно низкой высоте, С-300 и С-400 неэффективны для перехвата подобных целей, это как стрелять из пушки по воробьям). 

Кроме того, несколько зенитно-ракетных и зенитных ракетно-пушечных комплексов (соответственно, «Тор» и «Панцирь»), которые вполне зарекомендовали себя против атак дронов, например, в Москве, установлены на равнинной части Чечни. Они прикрывают два самых важных военных объекта республики — главный штаб 46-й ордена Жукова отдельной бригады оперативного назначения (тактическое соединение войск Национальной гвардии, бывшие внутренние войска МВД) и самый, наверное, приоритетный в военном плане объект республики — Ханкалу, военную базу федерального значения. 

Штаб 46-й ОБрОН представляет собой закрытую территорию с казармами и семейными общежитиями, с большим арсеналом вооружения и тяжелой бронетехники, а также топливными резервуарами. Он соседствует с другим стратегическим объектом — аэропортом города Грозный «Северный» (этот аэропорт имеет как гражданское, так и военное назначение). 

Военная база Ханкала — одна из самых больших на территории Северо-Кавказского федерального округа, она оснащена современными средствами РЭБ (радиоэлектронной борьбы), как, впрочем, и главный штаб 46-й ОБрОН (его РЭБ одновременно прикрывает и аэропорт «Северный»). Кроме того, на Ханкале есть свой аэродром, на котором базируются военные вертолеты. Вертолеты также эффективно применяются для уничтожения беспилотников. 

Кроме того, воинские части, которые относятся, соответственно, к Росгвардии, оснащены гораздо более дешевыми (чем «Торы» и «Панцири»), но вполне эффективными в данном конкретном случае установками ЗУ-23-2 (советская 23-миллиметровая спаренная зенитная установка). 

С точки зрения уничтожения летящего на низкой высоте беспилотника ЗУ-23-2 куда более практична, чем табельный пистолет или автомат, из которых отстреливались от украинского дрона чеченские силовики. 

В общем и целом, всего этого арсенала ПВО вполне достаточно, чтобы выявить и уничтожить украинские беспилотники не только непосредственно над городом, но, что гораздо безопаснее для местных жителей, на подлете к нему. Однако, во время атак украинских БПЛА на Чечню все эти средства оказались бесполезными, так как не были задействованы. Этот факт подтверждают не только наши источники в следственных органах и силовых структурах республики, но и непосредственно многочисленные видеозаписи атаки БПЛА от 15 декабря. Ни на одной из этих записей не слышно характерных звуков использования тяжелого зенитного вооружения и не видно ни одного военного вертолета в небе над Грозным. 

Владимир Путин и Рамзан Кадыров в учебном центре «Российский университет спецназа» в Гудермесе, 20 августа 2024. Фото: Вячеслав Прокофьев / POOL / AFP / Scanpix

Теперь что касается готовности непосредственно кадыровских силовиков к отражению атак дронов. Информацию о планируемых ГУР (Главным разведывательным управлением) Украины атаках БПЛА на Чечню чеченские власти получили еще в июле этого года (по сведениям нашего источника, разведданные передал Кадырову лично командир спецназа «Ахмат», замначальника Управления по политической работе Минобороны РФ генерал Апти Алаудинов). В связи с полученной информацией в республике была проведена даже соответствующая подготовка. Так, вдоль федеральной трассы М-29 «Ростов — Баку» (в районе населенных пунктов Алхан-Юрт, Ачхой-Мартан и т. д.) были размещены так называемые мобильные засады — пикапы «Тойота» с приваренными на них зенитными установками ЗУ-23-2. Аналогичные установки прикрывают резиденцию Рамзана Кадырова в Грозном и в большом количестве размещены в его родовом селе Центорой. Кроме того, ЗУ-23-2 есть по крайней мере на вооружении у всех подразделений чеченского управления Росгвардии, включая все тот же ОМОН, на территории которого 15 декабря совершил результативный подрыв медчасти украинский беспилотник. Но, как утверждает наш источник, 15 декабря все эти «засады» и установки оказались бесполезными, так как был… выходной день и сотрудники чеченских силовых структур традиционно разъехались по своим домам поесть и отоспаться. По этой же причине на территории ОМОНа, куда 15 декабря беспрепятственно спикировал украинский БПЛА, зенитные установки вместо боевого дежурства мирно стояли зачехленными в закрытом ангаре. Третье за месяц нападение на Грозный с воздуха застало всех врасплох. Сотрудники ОМОНа не то что вызвать на дежурство операторов-зенитчиков, а даже ключей от ангара с зенитками найти не успели. 

Такое халатное отношение к службе вполне типично для кадыровцев, которые перерабатывают только в одном случае — когда в республике проходят рейды с массовым задержанием местных жителей. Что любопытно, глава Чечни даже ни разу не подверг своих бойцов санкциям в связи с удачной атакой украинских беспилотников. Зато, 

по информации нашего источника, уже после первого прилета дрона по Российскому университету спецназа в Гудермесе он отправил всех своих жен с младшими детьми в Абу-Даби

(в этом эмирате у семьи Кадыровых самое большое количество недвижимости), и пока их возвращение в Чечню не планируется. 

Не вызывает никаких сомнений, что Украина продолжит свои успешные налеты на Чечню. Хотя цели, выбираемые для этих налетов, вызывают, мягко говоря, недоумение: они явно выбраны с расчетом на максимальные имиджевые потери для Кадырова. Но проблема в том, что дроновые атаки по репутации Кадырова могут печально закончиться для мирных жителей республики. Так уж исторически получилось, что базы сотрудников чеченского МВД и Росгвардии, напрямую подчиняющихся главе Чечни, находятся в центральных районах Грозного, вплотную окруженные многоэтажными домами. Страшно представить, что будет, когда кадыровцы расчехлят, наконец, свои зенитные установки. И на какой жилой дом свалится подбитый этими установками беспилотник, начиненный тремястами килограммами взрывчатки.