О том, что такое ПВР, жители Белгородской области узнали в 2022 году. Когда в феврале 2022 года власти самопровозглашенных ЛНР и ДНР объявили эвакуацию, людей оттуда Россия размещала именно в пунктах временного размещения.
Обычно ПВР — это либо гостиницы, либо переоборудованные студенческие общежития, либо просто матрасы в спортзале или палаточные городки. Как повезет.
Уже вскоре после начала войны к украинцам в пунктах временного размещения присоединились и жители белгородского села Журавлёвка, а чуть позже и соседней Нехотеевки. Жителей Журавлёвки власти попросили уехать из дома на следующий день после начала вторжения, 25 февраля 2022, а Нехотеевки — в мае 2022.
Хотя вообще ПВР — это вовсе не примета военного времени. Стандарт по требованиям к пунктам временного размещения людей при экстренных ситуациях МЧС опубликовало еще в 2021 году. «Срок размещения пострадавшего населения в ПВР должен быть, как правило, не более шести месяцев», — говорится в этих стандартах. Но война нарушает все эти правила, и многие остаются в ПВРах годами.
«Я не нужна своему государству»
«Условия в ПВР сами понимаете какие. Люди с детьми, с домашними животными, — вспоминает жительница Шебекино Вероника. — Когда я попала туда, был июнь-месяц, поэтому было не холодно, но душно, потому что людей много. Как кормили — не могу сказать, я там не ела. Как-то мы стояли на улице возле университета, а рядом были двое мужчин, которые обсуждали нас: “Понаехали, корми их тут”. После этих слов я не ела там, кусок в горло не лез».
Виктория покинула родное Шебекино летом 2023 года, когда обстрелы усилились. Прилеты в Белгороде на тот момент были единичными, а Шебекинский горокруг обстреливали ежедневно и по несколько раз. По оценкам Вероники, в том ПВР, куда попала она, разместилось около сотни человек.
После нескольких дней жизни в ПВР Вероника сняла себе квартиру и съехала в нее, а когда обстрелов стало меньше, вернулась в Шебекино, в свой хоть и пострадавший, но уцелевший дом.
В прошлом году жителям белгородского приграничья выплачивали разовую помощь: 10 тысяч — если живешь в приграничье, 50 — если из-за прилета пострадало имущество. Вероника их получила.