Сюжеты · Политика

Франция в политическом кризисе: вотум недоверия отправил правительство Барнье в отставку

Что будет дальше с Макроном и кто может стать новым премьер-министром

Любовь Борисенко, специально для «Новой газеты Европа»

Премьер-министр Франции Мишель Барнье во время еженедельной сессии вопросов к правительству в Национальном собрании, Париж, Франция, 3 декабря 2024 года. Фото: Christophe Petit Tesson / EPA-EFE

Национальное собрание Франции впервые за 60 лет отправило правительство в отставку через вотум недоверия. Причиной стали противоречия вокруг бюджета, который не понравился и крайне левым, и ультраправым депутатам. Теперь президенту Эмманюэлю Макрону предстоит назначить нового премьера вместо Мишеля Барнье, проработавшего всего три месяца.

«Новая-Европа» вместе с политическим обозревателем Сергеем Михайловым рассказывает, что происходит во Франции.

Вотум недоверия

4 декабря Национальное собрание Франции поддержало вотум недоверия правительству премьер-министра Мишеля Барнье, что автоматически приводит к его отставке. Вопрос вынесли на голосование депутаты левой коалиции «Новый народный фронт» и представители правой партии «Национальное объединение». Для принятия решения требовалось 289 голосов, его поддержал 331 депутат.

73-летний Барнье стал самым недолговечным премьер-министром Франции, проработав всего три месяца. Ожидается, что он и его кабинет будут исполнять обязанности до назначения нового премьера. Президент Эмманюэль Макрон может потратить на этот процесс до 50 дней, как это было после июльских выборов.

Это первый случай за более чем 60 лет, когда правительство Франции уходит в отставку вследствие парламентского вотума недоверия. Последний раз такое произошло в 1962 году, когда был отправлен в отставку кабинет Жоржа Помпиду. В то же время само голосование по вопросу о доверии правительству с 1958 года проходило более 130 раз.

Причины

Правительство Барнье попыталось провести законопроект о бюджете социального страхования, воспользовавшись статьей 49.3 Конституции. Она позволяет принимать законы в обход парламента, если правительство выдерживает вотум недоверия. Однако действия премьера вызвали недовольство как среди крайне левых, так и среди ультраправых, что привело к объединению их голосов против правительства.

Изначально Барнье пытался договориться с парламентскими партиями: он предложил компромиссы в вопросах расходов и налогов, рассчитывая на поддержку большинства депутатов при голосовании за бюджет. Однако он не смог набрать необходимого количества голосов.

При этом кризис в стране начался еще после летних выборов, когда в Национальной Ассамблее образовалось три блока, которые «не в состоянии договориться между собой ни о чём, друг друга очень не любят, и при этом никто не обладает большинством для того, чтобы сформировать правительство». После этого Макрон решил назначить Барнье как представителя партии правого центра, рассчитывая, что сможет опереться на их поддержку и образовать большинство. В этой картине голоса ультраправой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен были бы нейтральными и не помешали бы правительству действовать.

«Сначала так и было, когда не прошел первый вотум недоверия. Но потом у Ле Пен начался судебный процесс, в результате которого она может лишиться права выставлять свою кандидатуру на выборах; судебное решение будет в марте. Видимо, сейчас она будет форсировать события, чтобы добиться досрочных президентских выборов. А может быть, она просто очень сильно обиделась на всех на свете», — предполагает политический обозреватель Сергей Михайлов.

В ЕС считают, что Ле Пен и ее коллеги использовали средства Европарламента на фиктивных ассистентов, которые занимались личными делами: например, телохранитель политика был оформлен как сотрудник парламента. Разбирательство охватывает 24 депутатов, обвиняемых в растрате 6,8 млн евро. В случае обвинительного вердикта Ле Пен и ее коллеги могут получить штрафы до 1 млн евро, условный или реальный срок тюремного заключения.

Что касается самого французского бюджета, который вызвал столько разногласий, то Михайлов называет его просто «неудачным». В то же время, по его словам, трудно представить, кто в таких условиях сделал бы его лучше. В левом блоке депутаты сразу сказали, что будут голосовать за вотум недоверие всегда и во всех обстоятельствах. И они, и крайне правые изначально шли на выборы с неприятием политики Макрона:

— Они находились в радикальной оппозиции ко всему, что делает Макрон. Теперь им достаточно сложно объяснить избирателям, почему они будут поддерживать правительство Макрона.

Помимо этого, по словам Михайлова, у Франции в этом году образовался огромный дефицит бюджета, почти 6%. Дополнительные 60 миллиардов долларов Барнье планировал получить так: 40 миллиардов за счет экономии и 20 миллиардов за счет дополнительных доходов.

«Естественно, ни экономия, ни налоги не нравятся никому. Был торг с Ле Пен по этим пунктам. Барнье уступал. Действительно, ситуация очень сложная. Но при желании оппозиционные партии могут найти у бюджета сколько угодно недостатков. Левые будут говорить, что надо повышать налоги на богатых, а не сокращать социальные пособия. А правые будут говорить, что всё наоборот», — подчеркивает эксперт.

В итоге Ле Пен назвала предложенный правительством бюджет «плохим, несправедливым и жестоким». Глава левой партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон заявил, что правительство утратило демократическую легитимность. Сам Барнье считает, что его отставка не решит финансовых проблем страны. Он подчеркнул, что принятые меры были сложными, но необходимыми.

Депутат парламента Франции, лидер партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен после встречи с премьер-министром Мишелем Барнье, Париж, Франция, 25 ноября 2024 года. Фото: Christophe Petit Tesson / EPA-EFE

Что будет дальше?

Президент Франции Эмманюэль Макрон пообещал оперативно назначить нового главу правительства. У него в запасе точно есть несколько кандидатов: соперников Барнье по борьбе за кресло премьер-министра в августе-сентябре 2024 года.

«Макрон очень долго думал, выбирая кандидату Барнье. Фигурировали многие имена, некоторые были забракованы Марин Ле Пен сразу. Кандидатура Барнье появилась в качестве компромисса между Макроном и его блоком, внутри которого тоже нет единства, и “Национальным объединением”. Скорее всего, те же самые кандидатуры появятся сейчас», — объясняет Михайлов.

Он предполагает, что будут звучать имена министра обороны Себастьяна Лекорню и экс-кандидата в президенты Франсуа Байру. При этом последний ближе к левым, чем Лекорню, происходящий из республиканской партии. По словам Михайлова, проблема нынешнего кастинга в том, что Макрон не может при выборе уйти далеко из своего близкого круга. Он должен, согласно собственным представлениям, выбрать такого премьера, который не будет подвергать сомнению результаты деятельности президента, в частности, пенсионную реформу.

«Левый блок тем временен требует отмены повышения пенсионного возраста, и Марин Ле Пен тоже. Поэтому опять появится какая-то кандидатура, чем-то похожая на Барнье, которой тоже надо будет договариваться опять с Ле Пен. Также возможна череда отставок до июля, когда состоится новый роспуск Национальной Ассамблеи с новыми выборами. До июля, видимо, Франции придется жить в ситуации очень большой неопределенности», — предполагает политический обозреватель.

Представить, как конкретно будут развиваться события, — очень сложно. Вероятно, избирателям не понравится то, как ведут себя депутаты. Михайлов считает, что вотум недоверия и другие решения депутатов напоминают Четвертую Республику (период французской истории с 1946 по 1958 год.Прим. ред.), «когда все сражались за свои партийные интересы, и в результате страна погружалась в кризис».

Он предполагает, что у каких-то политических сил может возникнуть идея быть более ответственными. Например, уже сейчас в кулуарах обсуждается идея подписать договор о несогласовании за вотум недоверия. В связи с этим те депутаты, которые несмотря на разногласия между собой тяготеют к умеренным позициям, смогут согласиться на это.

Что касается жизней граждан Франции, то они смогут найти здесь свои плюсы и минусы. Если новый бюджет не согласуют, то примут за данность документ предыдущего года — «без поправок, которые были предусмотрены для бюджета 2025 года»:

— Не будет новых налогов, но не будет индексации порога налогообложения в соответствии с уровнем инфляции. Это каждый год происходит, получающие ниже определенного порога французы не платят налог на доходы. Поскольку он останется прежним, 2024 года, то появятся некоторые французы, которые попадут на этот раз под порог налогообложения.

При это сам Макрон, в отличие от премьер-министра и депутатов, может не беспокоиться за свой пост. Несмотря на то, что Меланшон и Ле Пен призывают к его отставке и досрочным выборам, президент не собирается уходить. Сам глава государства заявил, что планирует оставаться на посту до завершения своего срока в 2027 году.

Президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер-министр Мишель Барнье, 11 ноября 2024 года. Фото: Ludovic Marin / EPA-EFE

«Почти полгода острый кризис. К тому же, у Макрона еще после выборов 2022 года не было абсолютного большинства в Национальной Ассамблее. Ему очень трудно находиться во внутренней политике. Его собственный рейтинг в районе 20% сейчас, очень низкий. Поэтому Макрон будет стараться маневрировать; ресурсов для этого у него немного, но до 2027 года и следующих выборов он, наверное, продержится», — считает Михайлов.

Если же Макрон останется на своем посту, то и внешнеполитическому курсу, который формирует президент, в том числе и поддержке Украины, ничего не угрожает, подчеркивает собеседник «Новой-Европа». В то же время позиции Франции в Европе слабеют, и ее влияние на ситуацию будет не столь значительным, как могло бы быть.