Сюжеты · Экономика

«Обманные методы судоходства становятся всё изощреннее» 

Что такое теневой нефтяной флот России? И как он работает во время войны?

Любовь Борисенко, специально для «Новой газеты Европа»

Российский нефтяной танкер. Фото: Анатолий Мальцев / EPA-EFE

Россия после вторжения в Украину и попадания по санкции начала активно развивать свой теневой флот — сеть судов для экспорта российской нефти в обход ограничений. 25 ноября Великобритания ввела новые санкции против него флота, последовав примеру США. Однако теневой флот РФ, несмотря на все ограничения, не прекращает работу. Рассказываем, как устроена эта система, какие уловки используются и почему ее деятельность так сложно пресечь.

Санкции

25 ноября Великобритания ввела санкции против 30 танкеров из российского теневого флота, которые за последний год перевезли нефть и нефтепродукты на сумму более $4,3 млрд. Также под санкции попали страховые компании, поддерживающие работу этих судов: «АльфаСтрахование» и ВСК. Это крупнейший пакет санкций, направленный на ограничение российских нефтяных доходов, используемых для финансирования военных действий в Украине.

Санкции ограничат возможность судов заходить в британские порты, регистрироваться в британских реестрах, а также получать услуги, связанные с поставками российской нефти. Уже сейчас несколько танкеров простаивают.

«Мы решительно настроены обеспечить, чтобы как сами суда, так и те, кто способствует их деятельности, понесли наказание в это время», — подчеркнул министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми.

Что такое теневой флот?

Согласно классификации аналитических фирм Windward и Vortexa, весь флот делится на три категории:

К теневому флоту («dark fleet») относятся и серый, и тёмный флот. Теневой флот — это группа танкеров, используемых для обхода международных санкций, наложенных на страны или компании, занимающиеся экспортом нефти и нефтепродуктов. Эти суда принадлежат анонимным структурам, зарегистрированным в странах с удобными флагами: Панама, Либерия, Мальта, Маршалловы острова и Габон.

Само понятие впервые стало активно использоваться в 2010-х годах в отношении Ирана и Венесуэлы, которые применяли схожие схемы для обхода санкций США. Тогда иранские суда отключали идентификаторы и часто меняли флаги, чтобы запутать наблюдателей, а венесуэльские нефтяные компании арендовали десятки танкеров, зарегистрированных в юрисдикциях с минимальным контролем.

Нефтяное пятно в Мексиканском заливе, 2010 год. Фото: Christopher Berkey / EPA

После начала полномасштабного вторжении России в Украину в 2022 году и введения санкций со стороны США, Евросоюза и стран G7 Москва переняла эти методы. В декабре 2022 года начал действовать ценовой потолок в $60 за баррель российской нефти, перевозимой морским путем. 

Россия ответила, скупая старые танкеры и создавая крупнейший в мире теневой флот. К марту 2023 года он насчитывал около 600 судов, увеличиваясь на 25–30 судов в месяц.

Чтобы обойти санкции, теневой флот использует следующие приемы:

Влияние на мировой рынок

Российский теневой флот играет ключевую роль в поддержании экспортного потенциала страны на фоне международных санкций. Он обеспечивает значительные доходы, активно влияет на мировой рынок нефти и создает экологические риски.

По данным Vortexa, около 30% всего российского нефтяного экспорта осуществляется через теневой флот. Это эквивалентно 1,4 миллиона баррелей нефти в день. В 2023 году только за счет теневого флота Россия получила доходы свыше 6 миллиардов долларов. В последний месяц РФ экспортировала 3,12 млн баррелей нефти в сутки, несмотря на введенные ограничения.

Сейчас теневой флот перевозит около 10% всей российской нефти, а основными покупателями всей нефти остаются Индия и Китай.

При этом многие теневые суда не имеют надежной страховки, что делает их потенциально опасными для окружающей среды. В случае разлива нефти ответственность за ликвидацию последствий может ложиться на страны, через чьи воды они проходят. Такое уже происходило. Совместное расследование издания Politico и некоммерческой журналистской группы SourceMaterial выявило по меньшей мере девять случаев, когда суда «теневого флота» России оставляли разливы нефти в мировых водах, начиная с 2021 года. Инциденты происходили в Таиланде, Вьетнаме, Италии, Мексике, а также в оживленных морских коридорах, таких как Красное море и Панамский канал. В марте 2024 года у берегов Шотландии было зафиксировано нефтяное пятно длиной 23 км, вероятно, оставленное танкером Innova, перевозившим 1 миллион баррелей российской нефти из Мурманска в Индию. Судно принадлежало компании Sao Viet Petrol Transportation, но британская береговая охрана не инициировала расследование. В феврале того же года у берегов Италии 47-километровое пятно совпало с маршрутом теневого танкера Aruna Gulcay, шедшего из порта Равенна в Новороссийск под флагом Маршалловых островов и предположительно сбросившего нефтяные отходы, однако итальянские власти также не провели проверку.

В то же время эксперт «Фонда Карнеги за международный мир» Сергей Вакуленко отмечает, что многие СМИ представляют теневой флот как нечто, что «состоит из старых калош, которым давным-давно пора на свалку, ржавых лоханок, каждая из которых может в любой момент дать течь и создать огромный экологический ущерб». По его словам, возраст закупаемых судов, который снизился с 19 до 15 лет, не создает повышенного экологического риска. Все эти танкеры имеют двойной корпус, который значительно уменьшает риск разливов, хотя и не дает полной гарантии.

Вторая партия российской сырой нефти со скидкой прибыла в порт Карачи. Фото: Rehan Khan / EPA-EFE

«Я не то чтобы сильно рад появлению крупного нефтеналивного флота, оперирующего в параллельной реальности и вне устоявшихся механизмов инспекций и обеспечения безопасности, проводниками которых во многом были крупные устоявшиеся страховые компании. Но я очень не люблю, когда создаются ложные теории и ложные представления в подкрепление удобных в моменте аргументов, вызываемых политической необходимостью», — подчеркнул он.

Почему не удается остановить «теневой флот»?

Российский «теневой флот», несмотря на все ограничения, продолжает выполнять свои функции. В прошлом году США дважды вводили санкции судов и их владельцев, связанных с перевозкой российской нефти по ценам выше установленного потолка. Также ЕС разрабатывает новый пакет санкций, направленный на борьбу с теневым флотом. Ожидается, что меры будут согласованы до конца года и вступят в силу в феврале 2025 года. Но пока полностью остановить обход санкций не удается.

Это во многом связано с тем, что суда принадлежат анонимным компаниям, зарегистрированным в странах с минимальным контролем. Также они часто отключают транспондеры или используют методы подмены данных (спуфинг), что делает их перемещения практически незаметными для международных регуляторов. Это особенно затрудняет доказательство их участия в нарушениях, включая разливы нефти.

К тому же конвенция ООН по морскому праву гарантирует право на «невинный проход» через территориальные воды.

Это означает, что суда имеют право пересекать территориальные воды другого государства, не заходя в порты и не нарушая его безопасности. Этот принцип затрудняет задержание судов.

Помимо этого, высокие прибыли от торговли нефтью компенсируют риски санкций. В итоге такие страны, как Турция и Индия, не стремятся вводить жесткие меры против теневого флота, чтобы сохранить доступ к дешевой нефти и избежать конфронтации с Россией. Для того чтобы санкции были эффективными, нужно привлекать другие страны, но часто они не хотят вступать в санкционные режимы, что создает дополнительные проблемы, подчеркивал Вакуленко.

Нефтяное пятно во Вьетнаме, 2021 год. Фото: Lina Moiseienko / Alamy / Vidapress

«А как бы сделать так, чтобы нельзя было возить российскую нефть, не пользуясь услугами тех страховщиков, которые работают с государствами, инфорсящими (обеспечивающими соблюдение.Прим. ред.) ценовой потолок? При этом никто не скажет прямым текстом что делает это для инфорсмента ценового потолка: это нарушение основ международного права. Сейчас это делается якобы не для ограничения мировой торговли, а по экологическим соображениям», — также отмечал эксперт.

По его словам, изначально предполагалось создать монополию на инфраструктуру и услуги, связанные с транспортировкой нефти, включая страхование. Но оказалось, что такой монополии не существует. Все предлоги для контроля вызывают противоречия с Конвенцией о свободе мореплавания 1982 года, ограничивающей права прибрежных государств. Хотя страны могут проверять страховки судов и отказывать в пропуске, это подрывает международный порядок. В итоге, как считает Вакуленко, создается дилемма:

как наказывать агрессивные государства, не нарушая международные нормы? При этом эффективность таких мер зависит от экономической мощи стран, а их применение может ослабить доверие к глобальным правилам.

В ноябре 2023 года Европейский Союз обсуждал возможность поручить Дании проверку и, при необходимости, блокировку российских танкеров, проходящих через ее воды без западной страховки. Так специалисты рассчитывали усилить контроль за соблюдением ценового потолка на российскую нефть. Однако, несмотря на обсуждения, эта инициатива не была реализована. В Датском морском управлении сразу заявили, что прибрежные государства имеют «крайне ограниченные возможности» для незамедлительной проверки судов, проходящих через его территориальные воды.

«Всё больше судов нашли способы обойти санкции, действуя за пределами западной юрисдикции. Теневой флот перешел на стероиды. И обманные методы судоходства, которыми они занимаются, становятся всё более и более сложными и изощренными» — подчеркнула Мишель Визе Бокманн, главный аналитик группы морских данных Lloyd's List Intelligence.