На минувшей неделе Президент Украины Владимир Зеленский в интервью телеканалу Fox News сказал, что Украина будет добиваться возвращения Крыма «дипломатическим путем», поскольку у Украины нет достаточных военных сил «отбросить Путина на линию 1991 года». Таким образом впервые был озвучен отказ от одной из априорных целей Украины в ее противостоянии с РФ, которая ранее даже не обсуждалась: возвращение к границам 1991 года военно-дипломатическим либо исключительно военным путем. Так как данный контекст предполагал (хотя прямо Зеленский этого не упомянул) и прочие украинские территории, которые были оккупированы до 24 февраля 2022 года (части Донецкой и Луганской области), то можно было бы ожидать, что данное заявление вызовет бурную реакцию в Украине.
Однако этого не произошло; что является удивительным только на первый взгляд. Если посмотреть более широко на весь общественно-политический и медийный контекст последних недель или даже месяцев в Украине и вокруг нее, то становится ясно: Зеленский не сказал ничего неожиданного. Украинское общество было готово к такой постановке вопроса, какой бы болезненной и несправедливой она ни казалась. И этому есть ряд причин.
Причина первая: геополитическая. Победа Трампа на американских выборах внесла серьезные коррективы в украинскую политику. К которым, впрочем, в Киеве уже готовились, учтя горький опыт 2016 года, когда украинский истеблишмент, не скрывая, делал откровенную ставку на победу Хиллари Клинтон. Поэтому не только это заявление, но и сам факт его появления на протрамповском телеканале стали отчетливым месседжем: Украина готова принять ту позицию, которой в вопросе российско-украинской войны руководствуется Трамп. Хотя сама эта позиция достаточно нечетко артикулирована до сих пор, какие-то ее общие контуры вроде бы ясны: