Опасное место
Обычный лагерь беженцев — это временное поселение. Но с лагерями палестинских по-другому: они существуют десятилетиями в Палестине, Ливане, Сирии и Иордании, и нет никаких предпосылок к их расформированию. По решению ООН, палестинскими беженцами являются не только они сами, но и их дети, внуки и далее по списку. Это единственный пример в мире, когда «беженство» передается по наследству. Символом подобных лагерей является ключ, потому как местные жители верят, что однажды смогут вернутся в свои дома, которые сегодня находятся на территории Израиля.
Шуафат был образован в 1965-м году и с тех пор только увеличивался в размерах. Изначально он был создан для иерусалимских арабов, которые потеряли свои дома в результате войны 1948-го года, но с годами тут появились и другие жители. Шуфат — единственный лагерь беженцев, находящийся непосредственно на территории Израиля, что позволяет его жителям относительно свободно передвигаться по стране и владеть израильским видом на жительство. Этим правом пользуются и террористы. За последние несколько лет немало терактов на территории Израиля было совершено террористами из этого лагеря беженцев. Многие палестинцы стремятся сочетаться браком именно с жителем или жительницей Шуафата, чтоб получить вид на жительство и свободу перемещения.
За несколько дней до поездки я пообщался с моими приятелями из Восточного Иерусалима (арабская часть города, которая, в отличие от лагеря беженцев Шуафат, не находится за забором) и пригласил их составить мне компанию. В ответ на мое предложение их глаза заметно округлились и они сказали мне, что в такие места ездить боятся. После этого разговора я обратился к знаменитому израильскому журналисту и арабисту Охаду Хемо, и тот посоветовал мне ни в коем случае не ехать в Шуафат одному. Так описывает Хемо этот лагерь беженцев в своей книге «Палестинцы: взгляд изнутри», которая стала в Израиле бестселлером: «Шуафат — это бесхозная территория, с годами ставшая убежищем для нарушителей закона, торговцев оружием и наркотиками, а порой и для бандитов, которые решили скрыться от органов правосудия Палестинской автономии».
После недолгих поисков я наткнулся на сайт благотворительной еврейско-арабской организации «Кульна» (в переводе с арабского — «все вместе»), соучредителем которой является Камель Джабарин, житель лагеря. К нему я и решил обратиться, и он с удовольствием согласился встретиться со мной и показать «достопримечательности» Шуафата.