«Стой! Полиция». Бело-красными жезлами с такой надписью немецкие пограничники с середины сентября останавливают автомобили на всех наземных границах Германии.
Контроль выборочный. Полицейские отряды из нескольких человек на микроавтобусах приезжают на крупные трассы и автобаны вблизи мест въезда в страну, где устанавливают временные посты и тормозят машины, которые кажутся им подозрительными. У пассажиров проверяют документы, иногда досматривают багаж. Кроме того, пограничники заходят с проверкой в международные автобусы, поезда и трамваи.
Согласно заявлениям немецких властей, эти проверки направлены на ограничение нелегальной миграции: без виз в Европу чаще всего пытаются пробраться беженцы из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Если правоохранители обнаружат человека без необходимых документов, его не впустят в страну. Те, кому отказано во въезде, возвращаются туда, откуда они пытались въехать в Германию. Только за первый месяц проверки таких случаев зафиксировано не менее 1400.
Разговоры о необходимости усиления контроля на границах Германии начались в августе, после того как в Золингене, неподалеку от Дюссельдорфа, беженец из Сирии Исса Аль-Хасан напал с ножом на посетителей фестиваля, где отмечали 650-летие города. Три человека погибли, еще восемь получили ранения. Ответственность за атаку взяла на себя признанная террористической во многих странах мира группировка «Исламское государство».
26-летний сириец заехал в ЕС в 2022 году через Болгарию, а затем прибыл в немецкий город Билефельд в земле Северный Рейн — Вестфалия, где попросил убежище. Руководствуясь Дублинским регламентом (Дублин III) — документом, который регулирует процедуру прошения убежища, Берлин призвал Софию принять беженца у себя, но тот затерялся на территории Германии, и его не смогли найти. Так истек шестимесячный срок — максимальный для возвращения в Болгарию. В итоге Германия предоставила сирийцу дополнительную защиту и отправила в общежитие для беженцев в Золингене.
«Нам необходимо сдерживать нерегулируемую миграцию, останавливать контрабандистов, связывать руки преступникам, выявлять и останавливать исламистов», — заявила после теракта в Золингене министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер. «Мы сделаем всё возможное, чтобы те, кто не может и не должен оставаться в Германии, были репатриированы и депортированы», — обещал немецкий канцлер.
Так на границах Германии в сентябре начал действовать дополнительный контроль.