Сюжеты · Общество

«Ракеты пролетают над тобой»

После начала израильской «спецоперации» в Ливане десятки тысяч человек вынуждены покинуть свои дома. Куда они бегут и что делают те, кто остается?

Любовь Борисенко, специально для «Новой газеты Европа»

Жители покидают деревню Ваззани на юге Ливана после того, как были разбросаны листовки об эвакуации. Фото: EPA-EFE

Последние несколько недель Израиль регулярно обстреливает Ливан, пытаясь обезвредить инфраструктуру «Хезболлы». В ЦАХАЛ признают, что при этом бьют по жилым районам и в результате ударов также гибнут мирные жители. Эвакуироваться из опасных районов непросто, к тому же не все ливанцы могут себе это позволить.

«Новая-Европа» рассказывает, куда бегут местные жители и иностранцы в поисках безопасности.

Обстановка в Ливане

В ночь на 1 октября Израиль объявил о начале «ограниченного вторжения» на территорию Ливана. ЦАХАЛ утверждает, что цель операции — нанесение ударов по инфраструктуре движения «Хезболла». Операцию начали в ответ на усилившиеся ракетные обстрелы северных районов Израиля. Также ЦАХАЛ обвиняет боевиков «Хезболлы» в использовании ливанской территории для нападений и утверждает, что они размещают свои военные объекты среди гражданских населенных пунктов, что увеличивает риски для мирных жителей. Более того, Израиль считает, что группировка транспортирует оружие из Сирии в Ливан через приграничные районы. Именно поэтому, по версии ЦАХАЛ, они атаковали пограничный переход Аль-Масна — чтобы предотвратить новые поставки.

Сама «Хезболла» отрицает заявления Тель-Авива о наземных атаках. По их версии, прямых столкновений между ЦАХАЛ и их бойцами не было. Представитель «Хезболлы» Мухаммед Афифи заявил, что движение готово дать отпор любым силам, которые попытаются пересечь ливанскую границу.

Министерство здравоохранения Ливана сообщило, что за первые десять дней операции погибло около 564 ливанцев, включая 50 детей и 94 женщины. Всего за последние две недели погибло более 1000 человек.

По сообщениям ООН, два миротворца получили ранения после того, как израильский танк открыл огонь по сторожевой башне на базе в южной части страны. Управление гражданской обороны сообщило, что военные самолеты нанесли авиаудар по городу Сур в провинции Южный Судан. 10 октября в результате двух авиаударов израильской армии по южной части Ливана погибли десять человек, в том числе пять сотрудников медицинских служб. Би-би-си пишет, что местный Центр управления здравоохранением был связан с «Хезболлой». Всего с 8 октября 2023 года, по подсчетам министра здравоохранения Ливана Фирасса Абиада, погибли 97 медиков и пожарных, 188 получили ранения. Он подчеркнул, что удары Израиля по медицинским учреждениям и их работникам «нарушают международное право и договоры». Генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус отметил, что сейчас более 30 больниц на юге Ливана закрыты, в самом Бейруте пять больниц частично или полностью эвакуированы.

Члены поисково-спасательной команды ищут пострадавших в обломках поврежденного здания после израильского военного удара по кварталу Баста в Бейруте, Ливан, 11 октября 2024. Фото: Wael Hamzeh / EPA-EFE

«ВОЗ призывает к деэскалации конфликта, к тому, чтобы медицинские учреждения были защищены и не подвергались нападениям, чтобы были обеспечены пути доступа и доставка грузов. А также [призывает] к прекращению огня, политическому решению и миру. Лучшее лекарство — это мир», — заявил он.

Эвакуация местных жителей

По данным ливанских властей, более 1,2 миллиона человек стали вынужденными переселенцами в Ливане, по меньшей мере 400 тысяч пересекли границу с Сирией.

Эвакуация ливанского гражданского населения критически важна на фоне регулярных обстрелов жилых районов. Ливанцы, особенно проживающие на юге страны, вынуждены массово покидать свои дома. Многие пытаются выбраться в Кипр, Грецию и Турцию.

Также израильские военные призвали эвакуировать жителей ряда населенных пунктов севернее буферной зоны, установленной ООН. Так, 3 октября ЦАХАЛ призвал эвакуировать людей из Набатии. В день усиления атак по Бейруту и пригороду Дахия он призвал ливанских граждан немедленно эвакуироваться и оттуда.

Amnesty International отмечает, что предупреждения об эвакуации, разосланные израильскими военными, были недостаточными. Организация подчеркивает, что подобные предписания не освобождают Израиль от обязательств по международному гуманитарному праву «никогда не выбирать в качестве мишени гражданских лиц и принимать все возможные меры для минимизации ущерба».

«Наш анализ показывает, что предупреждения израильских военных не только содержали недостоверные карты, но и рассылались в кратчайшие сроки — в одном случае менее чем за 30 минут до начала ударов — посреди ночи, через социальные сети, когда многие люди спят, находятся вне сети или не следят за сообщениями СМИ», — отметила Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.

Правозащитники подчеркивают, что в период с 1 по 7 октября, после начала наземного вторжения, израильские военные выпустили предупреждения об эвакуации для жителей около 118 городов и деревень на юге Ливана. Также они предупредили о необходимости уехать из южноливанской деревни Айн-Эбель, где большинство населения составляют христиане, не связанные с «Хезболлой». Местный житель Ракан Диаб рассказал Amnesty International, что 1 октября деревня неожиданно оказалась в списке эвакуации, о чем сообщили через платформу X. После этого мэру позвонил человек, представившийся израильским военным, и дал жителям 45 минут на отъезд, заявив, что в деревне хранится оружие.

«Люди запаниковали... нам нужно было срочно собирать вещи и уезжать», — сказал он.

В итоге большинству местных пришлось бросить свое имущество и в прямом смысле бежать в соседнюю деревню Рмейх, а ливанская армия и Красный Крест пытались обеспечить безопасный проезд колонны из примерно 100 автомобилей оттуда дальше.

При этом, естественно, не все люди могут и хотят покидать свои дома из-за атаки со стороны Израиля. Хайлана Немр Сегейб рассказала Al Jazeera, что остается в одном из густонаселенных южных пригородов Бейрута: «Здание просто трясется, вы не можете оставаться внутри, потому что удары близки. Вчера я была дома и надеялась, что ничего не случится, но потом ударили неподалеку. Мы убежали — такое ощущение, что в дом попала бомба».

Хассан Хассан Сегейб остается в Ливане вместе со своей женой-иностранкой. По его словам, ранее супруга не была в городах, которые подвергались бомбардировкам. Он рассказал, что, «как только она слышит взрыв, она очень крепко обнимает» его, а затем «прячется и держит дочь, пока та боится».

«Ночью, когда бомбят, трясется пол и всё здание, а со мной дома мои дети. Мы не выходим из дома. Такое ощущение, что ракеты пролетают над тобой, как будто они попадут прямо в твой дом», — признавался Абла Заэйтар, который также не покинул родной дом.

Граждане Турции, проживающие в Ливане, собираются, готовясь к отъезду через бейрутский порт, в Бейруте, Ливан, 09 октября 2024. Фото: EPA-EFE

Эвакуация иностранцев

В то же время несколько стран организуют рейсы для вывоза своих граждан из Ливана. Российское МЧС эвакуировало 60 членов семей дипломатов. Всего более тысячи человек просили вывезти их, но российские власти не помогли им.

«Пока речь идет не об эвакуации граждан России, постоянно проживающих в Ливане, а именно о россиянах, оказавшихся в стране по служебным делам. Если ситуация в стране будет и дальше накаляться, то эвакуационные рейсы будут продолжены», — отметили в МЧС.

Другие страны также эвакуируют своих граждан:

По данным Красного Полумесяца, более несколько сотен тысяч человек — в основном сирийцы и ливанцы — бежали в Сирию. Ночные израильские удары по дороге на пограничный переход Аль-Масна остановили движение, фактически закрыв этот маршрут для транспортных средств. Некоторым людям пришлось пересекать границу пешком. На данный момент 892 временных убежища, созданных правительством Ливана, почти полностью заполнены.