Владимир Путин, развязав ничем не спровоцированную войну против суверенной Украины и совершив конституционный переворот в 2020 году, переступил через все границы международного права и тем самым не оставил себе других путей, кроме как править Россией до конца своих дней.
Но исторические примеры показывают, что в любой стране с авторитарным правлением смена главы политического режима может произойти в любой момент, и гражданам России, исповедующим демократические принципы построения государства, необходимо заблаговременно определить пути институциональной трансформации от авторитаризма к демократии. Учитывая склонность путинского режима к минимизации рисков, основным сценарием возможных перемен является инерционный сценарий. Общеизвестно, что высшие должностные лица правящего режима любят подчеркивать законность всех своих действий и соответствие их Конституции.
По ныне действующей Конституции со всей совокупностью «поправок», «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации» (ст. 92). Решение о назначении выборов Президента принимает Совет Федерации (ст. 102).
Следование этим конституционным нормам в случае «исчезновения» Путина позволяет правящей группе сохранить свою власть. Дело в том, что при той разрушенности политических структур, какая сегодня существует в России после многих лет авторитарного, а сегодня уже тоталитарного правления Путина, никакие политические силы, оппозиционные нынешней власти, просто не смогут в течение трех месяцев создать эффективные механизмы коммуникации с избирателями и организоваться на уровне, необходимом для борьбы за президентское кресло. К власти неизбежно придет согласованный внутри правящей группы единый кандидат (представитель силовиков или лицо, контролируемое ими). Такой преемник Путина вряд ли пойдет на сокращение тех огромных полномочий, которыми ныне по Конституции обладает Президент России, и будет править в стиле Путина. Новый/старый режим, являющийся по сути властью органов государственной безопасности, даже решившись на уход с территории Украины и проведение символической либерализации в России ради восстановления отношений с Западом, будет стремиться полностью сохранить за собой реальную власть над страной без какой бы то ни было перспективы реальной демократизации.