Сюжеты · Политика

Новая сцена Лукашенко 

Запустился белорусский «аналог» YouTube. Это пропагандистский телевизор, в котором нельзя поставить дизлайк или загрузить собственное видео

Фото: Пресс-служба Александра Лукашенко

В Беларуси 12 сентября презентовали Videobel — новую онлайн-платформу для просмотра видео. Как сообщает госагентство БелТА, общественно-политический контент ведущих белорусских СМИ теперь собран в одном месте. Другими словами, сервис агрегирует всю пропаганду РБ, заблокированную на YouTube. 

Какой продукт в итоге приготовили власти Беларуси для своих граждан — в обзоре «Новой-Европа».

Зачем вообще создавать аналог YouTube

«Нас действительно вырезают из Facebook, TikTok, откуда угодно. И мы не контролируем это пространство. В любой момент наши YouTube-каналы точно так же могут быть перекрыты», — еще в мае рассказывала гендиректор БелТА Ирина Акулович. Так она объясняла, зачем в Беларуси разрабатывают видеохостинг, который должен стать «альтернативой западным цифровым площадкам».

Идея пришла с подачи Александра Лукашенко во время Форума медийного сообщества Беларуси в Могилеве. Главное информагентство сразу назначили ответственным за создание «домашнего ютуба». 

Videobel.by — первая белорусская OTT-платформа (от англ. Over the Top, метод предоставления видео от провайдера контента на устройство пользователя). Администрация президента Беларуси была вовлечена в ее создание с самого начала: как обещал замглавы АП Владимир Перцов на встрече с Лукашенко, обычным пользователям хотели разрешить загрузку своих видео на платформу.

«Если хотите, это достаточно слабый аналог, но такой первый шаг к созданию белорусского YouTube»,

— признался Перцов. 

Марат Марков, министр информации Беларуси, и вовсе сравнил интернет-реалии с российскими: «Мы постоянно испытываем давление, когда наши ресурсы начинают закрывать, как только мы говорим неудобную правду. Это практика, с которой столкнулись наши союзники, россияне». В его представлении белорусский видеохостинг должен был стать «информационным хабом» с «достоверной информацией». «Таких людей огромное количество — понимающих, что в Беларуси всё происходит не так, как это показывают за рубежом», — уверен он. 

О первом шаге к созданию белорусского ютуба Лукашенко доложили в конце лета. И он, конечно, одобрил эти усилия: 

«Честь и слава вам, что вы всё-таки решили сами своими силами реализовать этот замысел. Хотя, ставя перед вами когда-то эту задачу, я думал, что вы будете привлекать и иностранцев для того, чтобы это всё создать. Но когда вы сказали сами, я думаю: ладно, сами, может быть, что-то не доработаем, но потом донастройку, как у нас принято говорить, осуществим […] Об этом (создании канала) много говорили, но я хотел бы услышать то, о чем не говорили. Какие есть проблемы в этом плане? Но обязательно сделайте, чтобы это был настоящий белорусский канал. Без всякого вранья».

Что стало известно из слитого плана разработки Videobel

В преддверии запуска анонимная группировка «Киберпартизаны», которая в октябре 2023 года проникла во внутреннюю сеть госагентства БелТА, рассказала подробности проекта. Согласно утекшему документу, сначала на платформе планируется размещать сюжеты республиканских телеканалов, материалы «СБ Беларусь сегодня» и самого информагентства БелТА. Позже будут привлекаться и региональные лояльные властям СМИ. 

Среди прочего авторы концепции проекта утверждают, что размещение видеоконтента на YouTube делает «государственный белорусский медиасегмент уязвимым». Так, в ноябре 2021 года YouTube заблокировал канал Следственного комитета из-за санкций. В 2022 году, например, перестал быть доступен канал «БелРос», до этого получивший от модераторов предупреждения за распространение недостоверной информации и пропаганду насилия. 

БелТА, как говорится в отчете, решила создать ресурс, «который позволит собрать, обработать и сохранить на серверах национального сегмента Интернет наиболее важный мультимедийный информационный контент». Если говорить проще, то белорусскому государству понадобился видеохостинг, с которого его пропаганду не удалят.

Согласно данным от хакеров, на запуск Videobel и эксплуатацию в течение первого года белорусские власти заложили 1,5–2 миллиона долларов, второго — еще миллион. Авторы проекта рассчитывали, что в первый год на сервисе должны присутствовать три тысячи зрителей одновременно. Прогноз на второй год — до 20 тысяч одновременных подключений в обычные дни и до 50 тысяч, когда происходит что-то общественно значимое.

ІТ-специалист и глава «Общества защиты интернета» Михаил Климарев в разговоре с польским телеканалом «Белсат» оценил стоимость разработки видеохостинга примерно в 100 тысяч долларов. «Зная все бюрократические вещи, давайте умножим на два. Остальное, я так понимаю, будет разбросано по карманам», — говорит эксперт.

Журналисты независимого издания «Зеркало» (бывший TUT.by) задались вопросом, зачем тратить столь крупную сумму на запуск и обслуживание проекта, если весь контент и так дублируется на сайтах пропагандистских ресурсов.

Климарев уверен, что Videobel не станет хоть сколько-то заметной альтернативой американскому видеохостингу: «YouTube был создан почти 20 лет назад крупнейшей ІТ-корпорацией в мире, чтобы работать глобально на весь мир. И в этом его сила. Такого количества контента, как сейчас есть на ютубе, вы не найдете больше нигде».

Как сейчас выглядит «белорусский ютуб»

Сайт Videobel выглядит минималистично. Здесь представлены семь основных белорусских телеканалов, которые с территории страны можно смотреть в режиме реального времени. Сбоку расположена лента основных новостей БелТА.

В центре главной страницы размещено яркое окно «Неделя президента» — проект БелТА о буднях Лукашенко для тех, кто хочет «идти с ним в ногу». В разделе самых популярных видео — сплошной Лукашенко. Например, можно посмотреть ролики о том, как он помог школьнику открыть банку сока или как «с президентского поля» собирают арбузы. 

Однако оценить тот или иной материал не получится: на сайте нет кнопок «нравится» и «не нравится», как и любых иных аналогов лайков и дизлайков. Нет и счетчиков количества просмотров.


Никакого обещанного пользовательского контента, как и возможности создать собственный канал, сейчас на Videobel нет. Зато можно посмотреть сюжеты телеканалов «Беларусь 1», ОНТ, СТВ, «РТР-Беларусь» и «Мир», а также информагентства БелТА и газеты «СБ. Беларусь сегодня». 

Журналист «Зеркала» за несколько часов использования сервиса столкнулся с проблемами с открытием и просмотром некоторых видео: они или не запускались, или их воспроизведение останавливалось без понятных причин. Содержание практически полностью копирует то, что государственные медиа предлагают на своих сайтах или ютуб-каналах, замечает издание. У YouTube разработчики белорусской платформы скопировали Shorts — короткие ролики в вертикальном формате.


В БелТа одним из преимуществ Videobel называют временные метки к роликам. Они там действительно есть, но лишь в виде ссылок, указанных в описании видео. Для сравнения: в YouTube таймкоды встроены в интерфейс и с легкостью (если об этом позаботился автор) позволяют найти нужный фрагмент. 

Видео с Лукашенко и другими героями госСМИ предлагается смотреть на Videobel только на стандартной скорости. Никаких возможностей, к примеру, увеличить ее нет.

Кто, по мнению белорусских властей, должен смотреть «их YouTube»? 

«Рассчитываем на широкую аудиторию, на людей, которым новый ресурс поможет сформировать свое мнение о фактах и событиях, проанализировать их самостоятельно или вместе с экспертами, приглашенными в ряд проектов. Всё же выбранный пул программ формирует повестку и дает пищу для размышлений. Они строятся в том ключе, на котором настаивал президент, — “пропагандировать исключительно правду”», — резюмировала Акулович, глава БелТА.

«Задача закрывать YouTube в Беларуси сегодня не стоит»,

утверждает министр информации Марат Марков. Впрочем, он намекает на то, что это возможно. 

«Давайте мы не будем говорить сегодня, что мы хотим запретить YouTube. Потому что даже такая постановка вопроса не совсем правильная. Мы будем использовать все инструменты, которые на сегодняшний день работают нам на пользу, до тех пор, пока они работают нам на пользу. Как только мы почувствуем угрозу со стороны любого поставщика услуги, мы будем адекватно действовать», — заявил глава Мининформа.

P.S.

Всего неделю назад «Новая-Европа» перезапустила проект VPNovaya для обхода блокировок для жителей России и Беларуси. С VPNovaya наши пользователи могут читать независимые СМИ, получать доступ к неподцензурной информации и смотреть YouTube, который пытаются ограничить российские власти.