Комментарий · Общество

Телеграм-каналы Brief и «Незыгарь» — новые «иноагенты»

Рассказываем, что известно о них и их авторах

Фото: Кирилл Кудрявцев / AFP / Scanpix / LETA

Минюст внес в реестр «иностранных агентов» анонимные телеграм-каналы Brief, «Brief Важное» и «Незыгарь». Журналисты Владимир Дергачев, Екатерина Винокурова и Дмитрий Коваленко указаны как авторы и редакторы Brief, а Коваленко — «Незыгаря».

«Новая-Европа» объясняет, почему их могли признать «иноагентами».

Что о них известно?

«Незыгарь» и Brief — прокремлевские телеграм-каналы, которые связывают с Администрацией президента. Они довольно часто ссылаются на силовиков, которые сливают им эксклюзивы. «Незыгарь» был создан 12 декабря 2016 года. Кто его основал, неизвестно. Brief появился позднее и публиковал «Важное и лучшее из ленты Незыгаря», как говорилось в его описании.

В июне 2024 года Brief объявил, что новым главным редактором канала стал Владимир Дергачев — экс-главред RTVI, экс-сотрудник русской службы «Би-би-си», РБК, «Газеты.Ru» и «Известий».

«В свою очередь спецкор BRIEF Екатерина Винокурова займет должность заместителя главного редактора и станет куратором эксклюзивного блока нашего контента», — стало известно в тот же день.

Владимир Дергачев. Фото: Telegram

The Bell называл «Незыгаря» пионером анонимного политического контента с вбросами и ссылками на неизвестных «инсайдеров». По данным издания, именно в нем особенно часто упоминался «Ростех» и его руководитель Сергей Чемезов. Так в 2019 году телеграм-канал писал, что его назначат премьер-министром России (прогноз не сбылся — прим. ред). The Bell проанализировал контент канала и также выяснил, что осенью 2022-го из него исчезла любая критика «Ростеха». Его описание в то же время изменилось с «Первый политический в телеграм» на «Политика, экономика, социология». Отмечается, что подобное часто происходит при смене владельцев или админов канала. Одновременно там вышел пост, в котором говорилось, что «Чемезов решительно перехватывает первенство в информационной повестке у Ковальчуков».

Также «Незыгарь», как сообщал «Проект», связан с заместителем руководителя Администрации президента России Алексеем Громовым. 

Посредником выступает Владислав Клюшин — владелец компании «М 13», разработавшей систему мониторинга СМИ «Катюша».

Телеграм-канал 112 утверждал, что полковник ФСБ Михаил Поляков был администратором прокремлевских каналов «Кремлевская прачка», «Силовики», «Незыгарь» и Brief. Предполагается, что он курировал каналы по поручению первого заместителя руководителя Администрации президента Сергея Кириенко. Силовик возглавлял одну из служб в Управлении по защите конституционного строя УФСБ по Москве и Московской области, а в июле 2023 года был задержан по подозрению в вымогательстве. Позднее его арестовали за то, что он решил «заниматься коммерцией» в прокремлевских телеграм-каналах без согласования с руководством, говорил источник «Важных историй». Якобы он вместе с напарником вымогал $66 тысяч долларов у руководства группы компаний «Ланит» за удаление постов и «блок на негатив».

Реакции

Бывшая журналистка RT и заместительница главного редактора Brief Екатерина Винокурова сегодня, еще до обновления реестра, писала, что «пятница уже давно превратилась для политических кругов в ”черный день”».

«День, когда ты знаешь, что ни в чем не виноват, может быть, виноват, но тебя в любую секунду лишат гражданских прав, без возможности оправдаться или защититься», — описала она пятницу.

Пропагандистка предлагала властям «принять политическое решение прекратить воевать с теми, кто остался в стране» и «остановить бесконечное давление, доносительство, поиск внутреннего врага, поток запретительных законов». Также она просила всех ее источников написать ей, так как «грядет большая беда»:

— Пожалуйста, пожалуйста, все, кому я делала хорошее, и кто во власти, напишите мне, кому не успеваю позвонить, тут катастрофа.

После обновления реестра журналистка коротко прокомментировала решение: «Произошла гражданская казнь, без суда и следствия». На вопросы «Новой-Европа» она отказалась отвечать. Еще спустя время она написала, что теперь больше всего на свете хочет умереть.

Екатерина Винокурова. Фото: Telegram

«И просто родиться вообще другой, чтобы быть милой куклой, без правдоискательства, без желания искать настоящее. Без моего вечного одиночества. Без мыслей, без вечного выбора лояльности, без моей честности, просто без всего. Не знаю, что будет дальше. Сейчас я просто не хочу жить», — заявила она.

Политолог, сотрудник Центра изучения гражданского общества и прав человека имени Эндрю Гагарина Алексей Гилев в разговоре с «Новой-Европа» назвал сегодняшнюю новость «неожиданной»: «Точно реконструировать логику такого решения [сложно], но оно в любом случае влияет на медиаландшафт в России. Думаю, мы можем поставить эту историю в один ряд с иноагентством канала ВЧК-ОГПУ и проблемами канала “Кремлевская прачка”. <...> Признание [Brief и Незыгаря] иноагентами означает продолжение наведения монополии на этом рынке».

Провластный политолог Сергей Марков, автор телеграм-канала «Логика Маркова», также высказался о признании Brief и Незыгаря иноагентами. «…Объявление их иноагентами воспринимается как победа ястребов над голубями, как победа сторонников жесткой линии войны до победы над сторонниками мира путем компромиссов с Западом. Может, так оно и есть?» — написал он.

Журналист Олег Кашин сказал «Новой-Европа», что 

«вполне может быть, что была просьба Минска, который в разное время давил на самые лояльные Кремлю медиа от Регнума до Комсомольской правды, и те ничего не могли сделать, лояльность на этом уровне перестает помогать».

«Brief — медиа с редакцией в Москве, совсем недавно к ним перешел главред из RTVI, я не думаю, что статус иноагента сильно повредит каналу, — продолжает Кашин. — СМИ в иноагентском статусе иногда продолжают работать в России, есть ощущение, что перед нами именно такой случай».

Сразу после после признания телеграм-каналов иностранными агентами они перестали публиковать новости, а спустя несколько часов провластный политический канал «Преемник» сообщил, что «группа, поддерживающая оба канала, ведет интенсивные переговоры, чтобы снять статус».