Новости · Политика

Отвлечь Россию, поднять дух и окопаться

Как именно ВСУ наступают в Курской области и какие цели преследуют? Ответы — в материалах западных СМИ

Алексей Сидоров, специально для «Новой газеты Европа»

Фото: Russian Defence Ministry / EPA-EFE

Украинская армия уже неделю штурмует Курскую область. Сегодня власти региона признали, что 28 населенных пунктов перешли под контроль ВСУ. Но стоит ли у Киева задача захватить российские земли, или это отвлекающий маневр? Какие перспективы есть у украинской армии в продвижении на территории России? И как военная операция влияет на положение Владимира Путина? Подробнее об этом — в материалах западных СМИ, с которыми ознакомилась «Новая-Европа».

Зачем Украине операция на территории РФ?

В разговоре с французским AFP высокопоставленный представитель украинских служб безопасности заявил, что Украина направила тысячи военнослужащих в Курскую область в попытке «растянуть» и «дестабилизировать» Россию.

Профессор кафедры оборонных исследований в Королевском колледже Лондона Майкл Кларк в колонке для The Times пишет, что решение Украины о наступлении на Курскую область отвлечет российские войска с других фронтов.

Эту информацию подтверждает источник The Economist в Генштабе ВСУ — по его словам, Россия уже оттягивает силы с харьковского направления, но «не так быстро, как хотелось бы». При этом журналисты отмечают, что конечные цели операции в Курской области до сих пор не ясны.

К такому же выводу пришла журналистка France 24 Эммануэль Шаз — после разговора с украинскими источниками она утверждает, что Киев пытается «отвлечь внимание России и российских войск, размещенных в восточных районах Украины».

При этом в беседе с The Wall Street Journal украинский офицер, воюющий в Часовом Яру сказал, что переброска российских войск с Донбасса на Курск пока не ощущается.

«Мы не чувствуем никаких изменений, по крайней мере, пока. Русские не собираются перебрасывать войска с востока в Курск. У них есть резервы», — утверждает он.

Фото: Russian Defence Ministry / EPA-EFE

В разговоре с The Washington Post неназванный американский чиновник заявил, что Украина пытается помешать российским войскам, движущимся в Харьковскую область к юго-востоку от Сум. Другой чиновник считает, что Киев хочет растянуть российские подразделения, а не захватить территорию и удерживать ее в течение длительного времени.

Аналитики предполагают, что еще одна из возможных целей атаки ВСУ на Курскую область — попытаться получить рычаги влияния для любых будущих переговоров с Кремлем, пишет WP.

По словам анонимного советника Владимира Зеленского, украинские чиновники обратились в Вашингтон с просьбой разрешить им использовать американские ракеты большой дальности ATACMS для ударов по российским аэродромам, чтобы как можно дольше удерживать Курскую область под своим контролем.

«Это даст им необходимые рычаги воздействия для переговоров с Россией — в этом вся суть», — заявил советник Зеленского.

Генерал-майор австралийской армии в отставке и научный сотрудник исследовательской группы Lowy Institute Мик Райан предположил, что задачей Киева при наступлении может быть также и повышение морального духа населения, передает The New York Times.

«Учитывая последние восемь месяцев оборонительных операций, постоянные воздушные атаки на инфраструктуру и продолжающийся дефицит электроэнергии, воля народа будет на первом месте в рассуждениях украинского правительства о траектории войны», — пишет он.

Фото: Russian Defence Ministry / EPA-EFE

Также WP, ссылаясь на аналитиков, пишет, что одной из целей украинского наступления может быть захват газоизмерительной станции «Суджа», через которую Россия поставляет газ в страны Европы. По словам экспертов, Киев может использовать прекращение поставок газа в Европу как рычаг давления на союзников.

Советник Владимира Зеленского считает, что станция вряд ли будет использоваться для давления, поскольку трубопровод проходит через Украину, и Киев мог бы в любой момент прервать потоки.

На вопрос о том, является ли захват Курской АЭС целью Киева, высокопоставленный украинский чиновник ответил AFP: «Посмотрим, как будет развиваться операция».

Как далеко продвинутся ВСУ?

10 августа источник The Economist в украинских силах безопасности заявил, что некоторые подразделения ВСУ продвинулись на 40 км в сторону Курска. The Wall Street Journal приводит цифру в 20 миль (32 километра) продвижения.

«Мы отправили наши самые боеспособные подразделения в самую слабую точку на их границе. Солдаты-призывники столкнулись с десантниками и просто сдались», — сказал источник The Economist в Генштабе ВСУ.

По словам собеседника AFP в руководстве Украины, в наступлении на Курскую область участвуют несколько тысяч солдат ВСУ.

«Эта операция показала, что мы можем переходить в наступление и двигаться вперед», — подчеркнул чиновник.

Стремительное продвижение Украины было отчасти достигнуто за счет использования средств радиоэлектронной борьбы для вывода из строя российских коммуникационных систем, пишет The Wall Street Journal.

Фото: Russian Defence Ministry / EPA-EFE

Forbes отмечает, что украинские войска начали рыть окопы в Курской области. По мнению аналитиков, это означает, что войска ВСУ планируют остаться в российском приграничном регионе надолго.

«После завершения рытья траншей этот отвод может стать долгосрочным, если не постоянным», — говорится в материале. 

При этом журналисты допускают, что российская армия может контратаковать и отбросить силы противника.

The Washington Post считает, что у России есть преимущество в сражении с украинской армией в Курской области из-за большей мобильности сил.

«В то время как Украина, возможно, пытается перебросить силы с востока, чтобы защитить свое новое наступление в Курской области России, у России больше личного состава и маневренности, чем у Украины», — пишет издание.

Ссылаясь на военных аналитиков, The New York Times также пишет, что у украинской армии мало резервов, которые она может вложить в борьбу, и она продолжает страдать от нехватки оружия и боеприпасов. Аналитик из финской Black Bird Group Эмиль Кастехельми считает, что «время также работает против украинцев», а «русские не будут вечно дезорганизованы».

Как операция ВСУ бьет по Путину?

«Это очень большой удар по репутации российских властей, военных и Владимира Путина, потому что в течение 2,5 года на российской территории был нанесен минимальный ущерб, за исключением оккупированных территорий. Сейчас не ясно, сколько жертв. Были некоторые разрушения, и очевидно, что они не смогут быстро это остановить», — заявил The Washington Post на условиях анонимности руководитель одного из российских предприятий.

Профессор кафедры оборонных исследований в Королевском колледже Лондона Майкл Кларк в колонке для The Times заявил, что стратегический военный выбор Зеленского вполне в его стиле: смелый и рискованный.

«В ходе будущих боевых действий численность противника в конечном итоге скажется, и дальнейшее вторжение на территорию России будет просто невыносимым для президента Путина», — считает Кларк.

Расстрелянная колонна российской военной техники в Курской области, Россия, 9 августа 2024 года. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

Военный аналитик из Вены Франц-Штефан Гади в беседе с The New York Times заявил, что украинское наступление — «это довольно хорошо скоординированная и спланированная объединенная вооруженная операция».

«У вас есть средства радиоэлектронной борьбы, которые были развернуты для подавления российского командования и управления. У вас есть ПВО, которые были перемещены для создания пузырей ПВО вокруг украинского наступления. И затем у вас есть довольно эффективные механизированные формирования, продвигающиеся вперёд довольно устойчивым темпом», — сказал эксперт.

The Wall Street Journal пишет, что Украина продемонстрировала врагу, собственным гражданам и союзникам, что она все еще в борьбе и может «преподнести разрушительные сюрпризы своему более крупному соседу».

«Это удар по Путину. Конечно, мне приятно видеть, что мы ударили по их колонне. Даже если эта операция продлится несколько дней, я скажу, что это было очень полезно», — заявил изданию украинский офицер, воюющий в районе Часова Яра.