Сюжеты · Общество

«Кибовский был абсолютно встроен в эту систему»

Экс-министр культуры Москвы Александр Кибовский развивал захваченные территории и говорил о «сражении с нацистами», но все равно оказался за решеткой

Софья Каневская, специально для «Новой газеты Европа»

Александр Кибовский. Фото: Picvario Media, LLC / Alamy / Vida Press

Бывшего главу департамента культуры Москвы Александра Кибовского отправили в СИЗО. Его обвиняют в получении взяток на общую сумму 100 млн рублей и в попытке мошенничества. По версии следствия, чиновник с 2015 по 2023 год «создавал условия» для участия подконтрольных ему фирм в госзакупках по завышенной стоимости.

Максимальное наказание только за получение взятки предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

Кибовский провел на должности министра культуры Москвы 8 лет — вдвое больше, чем его предшественник Сергей Капков. Он пришел в департамент после того, как Россия аннексировала Крым, в 2015-м.

При Кибовском произошло много увольнений: закрывались театры, худруки и руководители культурных пространств лишались должностей.

«Новая газета Европа» разбирается, чем запомнился Кибовский в качестве столичного министра и почему чиновник, публично поддержавший войну с Украиной, стал обвиняемым в коррупции.

Карьера Кибовского и поддержка войны

Кибовский родился в Москве в 1973 году, окончил Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Музейное дело, охрана памятников истории и культуры». Начав свою научную и творческую деятельность как историк, интересующийся портретной живописью и историей военного костюма, он прыгнул в кресло чиновника и оказался в самом эпицентре культурной жизни столицы. В 2006–2008 годах Кибовский занимал пост заместителя руководителя департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ, а 6 июня 2008 года его назначили руководителем Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура).

В 2010-м мэр Москвы Сергей Собянин назначил его руководителем Департамента культурного наследия Москвы.

С октября 2014 года чиновник руководит московским отделением Российского военно-исторического общества (председатель — Владимир Мединский). В 2015 году он занял пост главы департамента культуры Москвы. Под его руководством Москва увидела и громкие увольнения, и амбициозные проекты вроде парка «Зарядье».

Кибовский консультировал такие фильмы, как «Дело о “Мертвых душах”» (2005) и «Остров» (2006) Павла Лунгина, а также сериал «Гибель империи» (2005) и фильм «1612» (2007) Владимира Хотиненко; «Адмиралъ» (2008) и «Союз спасения» (2019) Андрея Кравчука; «Елки 1914» Тимура Бекмамбетова (2015). В 2021 году Владимир Путин присвоил руководителю департамента культуры почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

После выхода фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» Кибовский написал книгу «Сибирский цирюльник. Правда и вымысел киноэпопеи». Сам режиссер назвал работу Кибовского «дорогим заказом людей, которые не могут примириться с надеждой на возрождение самосознания нашего народа».

«Заказ — принизить перед зрителями мой фильм, который уже за первый месяц дал в два раза больший сбор, чем “Титаник”. “Сибирскому цирюльнику” посвящен целый трактат (можно только гордиться!), где посчитаны пуговицы на кальсонах юнкеров. Хотя известно, что все актеры перед съемками три с половиной месяца жили в казарме по уставу 1885 года и, кстати, носили белье, скроенное по лекалам того времени», — говорил режиссер в интервью «Правда.ру».

Он признавал, что неточности возможны, но отмечал, что фильм консультировали одиннадцать докторов исторических наук.

В сентября 2023-го Кибовского освободили от занимаемой должности. На его место пришел Алексей Фурсин. Бывшего главу столичного департамента культуры тем временем назначили представителем столицы по вопросам культурного сотрудничества «с новыми субъектами РФ» (имеются в виду оккупированные Донецкая и Луганская области, а также части Херсонской и Запорожской областей).

Политолог Константин Пахалюк в разговоре с «Новой-Европа» называет арест Кибовского «трагедией лояльного чиновника».

— Он изначально был достаточно хорошим историком. Объяснял Михалкову, что тот снял исторически глупый фильм «Сибирский цирюльник», а потом пошел по карьерной лестнице, возглавлял Росохранкультуру. Объяснял «Газпрому» тоже, что тот не прав (с осени 2009 года Кибовский участвовал в спорах вокруг строительства «Охта-центра» — гигантского небоскреба, который «Газпром» планировал возвести в Санкт-Петербурге. Против проекта выступили многие известные деятели культуры и ЮНЕСКО. В итоге корпорация приобрела участок на Лахтинском проспекте, и проект переименовали в «Лахта-центр» — прим. ред.). Он был достаточно лояльным чиновником, который все больше закручивал гайки и вовсе не был охранником свободы. Для умеренных консерваторов эта фигура была приятной и ценилась. Глупостей не говорит, уничтожать ничего не призывает и, вроде, дело свое делает. Но к 2022 году это уже был чиновник, который поддержал войну и ассоциировал «Убей немца» Симонова, — напоминает Пахалюк.

Александр Кибовский на выставке посвященной 350-летию со дня рождения императора Петра I, Третьяковская галерея, Москва, 7 июня 2022 года. Фото: Picvario Media, LLC / Alamy / Vida Press

В конце 2022 года Кибовский заявил в интервью Вячеславу Манучарову (YouTube заблокировал его канал «Эмпатия Манучи» несколько недель назад), что российскому обществу очень важно объяснить, «с кем мы сражаемся». «Мы сражаемся с нацистами. К ним никакой пощады, я считаю, быть не должно», — добавил он и процитировал строки из стихотворения Константина Симонова: «Так убей же хотя бы одного. Так убей же его скорей. Сколько раз ты увидишь его, столько раз ты его и убей». Стихотворение написано во время Великой Отечественной войны в июле 1942 года.

В ходе судебного заседания бывший министр правительства Москвы заявил, что собирается отправиться на войну в Украину.

«Обратите внимание, что я с самого начала решил, что пойду на СВО, для меня это вопрос решенный, независимо от того, что будет происходить здесь или не будет происходить», — сказал он (цитата по «Медиазоне»).

Как замечает Пахалюк, Кибовский, несмотря на заявления вроде «убей его», не был на передовой, как и многие другие чиновники.

— Если, условно, предполагается, что это «большая справедливая война», значит, вы должны что-то делать? А они ничего не делают, разве что какие-нибудь заявления, но это больше показуха, — говорит он.

Политолог предполагает, что у Кибовского не было защиты, поэтому если власти, руководствуясь стратегией «бей своих, чтобы чужие боялись», начали искать нарушения, они их нашли.

— Не помню, чтобы в таких делах вопросы коррупции были действительно на первом месте, — отмечает Пахалюк. — Обычно речь идет о лояльности. Я бы считал, что это либо вопрос частных внутренних интересов, либо попытка показать, что «смотрите, мы боремся, и теперь никто не может быть в безопасности». Надо же после выборов показать, что, с одной стороны, мы боремся с коррупцией, а с другой стороны — еще раз попугать. Но не Шойгу же сажать и не совсем малоизвестного чиновника — про него новость в СМИ не выйдет. А про Кибовского выйдет. Он — видная фигура внутри элиты и не самая радикальная.


В деле Кибовского есть и другие фигуранты, задержанные в декабре 2023 года, — бывший советник чиновника Сергей Балясников, директор ООО «Евроком» Андрей Нероденков и его заместитель Константин Яковлев, а также предприниматель Андрей Галяев.

Всем фигурантам вменили попытку мошенничества (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК), а Нероденкову и Яковлеву также получение взяток в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК). Следствие считает, что мужчины с марта 2023 года по 7 ноября 2023 года создали условия, при которых ООО «Градиент», подконтрольное соучастникам, выиграло аукционы на заключение десяти госконтрактов с депкультом на поставку оборудования, мебели и интерьера для ГБУК «Объединение культурных центров» на общую сумму 155 миллионов 650 тысяч рублей. Обвинение полагает, что обвиняемые завысили стоимость закупки не менее чем на 38 миллионов рублей.

На заседании суда Кибовский сообщил, что оперативные службы давно следили за ним, задерживали на Казанском вокзале и даже сломали ребро. «Ко мне присылали ловкачей — дай показания! Я родину не предам, никуда не скроюсь, я пойду на СВО», — отметил чиновник, напомнив, что в свое время служил в морской пехоте на Каспии.

Разница между Капковым и Кибовским

Продюсер Евгения Шерменева работала замминистра культуры Москвы в 2011–2013 годах, в период, когда московскую культуру возглавлял Сергей Капков.

В то время Кибовский возглавлял Департамент культурного наследия Москвы. 

— Мне кажется, что на тот момент он был довольно молодым руководителем, — вспоминает собеседница «Новой-Европа». — Он очень хорошо знал чиновничью структуру. В отличие от Капкова, который всегда нарушал бюрократические правила, Кибовский был абсолютно встроен в эту систему. Еще он же историк. Очень любил военную форму, участвовал в исторических мероприятиях реконструкторов, связанных с военной историей, очень любил фильмы, рассказы, шутки про гусар.

Сергей Капков. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

Кибовский, по рассказу Шерменевой, имел большой опыт работы в системе управления, знал весь бумагооборот, последовательность действий, кто из чиновников, имеющих влияние, где сидит и через какие двери заходить, чтобы проблемы решались быстрее. Ему было важно не привлекать внимание, чтобы все было тихо, спокойно и чтобы показатели, по которым можно было бы отчитаться перед начальством, были на высоком уровне. Он не руководствовался имиджевыми историями и не планировал серьезных изменений.

Капков, по словам Шерменевой, был совсем не из этой системы, потому что он был скорее политиком, чем чиновником. — Я думаю, что когда в Департамент культуры пришел Кибовский, в московском правительстве немножко успокоились, потому что культура перестала быть частью политики, она стала обычной отраслью, частью инфраструктуры города Москвы.

Капков же использовал работу в Департаменте культуры как накопление своего собственного политического капитала, поясняет Шерменева. При этом его в публичном пространстве отождествляли с представителями оппозиционной культуры, с теми, кто в 2012–2013 годах участвовал в митингах. В частности, Капков назначил на место художественного руководителя Театра имени Гоголя Кирилла Серебренникова, а Алина Сапрыкина при нем стала директором Музея истории Москвы, который превратился в новый центр современной культуры, включая Центр документального кино. Летом 2013 года Капков участвовал в предвыборной кампании Собянина. В 2015-м источники РБК сообщали, что Капков покидает пост главы Московского департамента культуры из-за разногласий с мэром.

О деле против Кибовского

Шерменева удивляется, что дело против Кибовского возбудили именно за закупки в департаменте культуры, особенно ее смущает уточнение про мебель для библиотек.

— Это такие мелочи в сравнении с тем, какие объемы расходов при проведении масштабных реконструкций архитектурных объектов культурного наследия, и не только в области культуры. Все то, что являлось его ответственностью в период работы руководителем Департамента культурного наследия в Москве в период с 2011 по 2015 год при Собянине со всеми разрушениями, разрешениями на сносы исторических памятников архитектуры, на масштабные реконструкции, например, ВДНХ — приоритета внимания Собянина, или кинотеатра «Художественный», реновацию которого и проводил Кибовский. Я видела недавно чьи-то фотографии из Москвы, что «Художественный» уже разрушается. Ну вот на таком уровне была проведена реконструкция.

Александр Кибовский и Никита Михалков. Фото: mos.ru

По словам бывшей сотрудницы столичного министерства, интересы, возможности и приоритеты в Департаменте культурного наследия столицы были несравнимы с театрами, библиотеками, клубами и выставочными залами, которыми Кибовский занимался на должности министра правительства Москвы.

Собеседница «Новой-Европа» также допускает, что Кибовский сделал что-то не так на новой должности по работе с «присоединенными территориями», где может быть просто «черная дыра» по расходованию бюджетных средств, но компромат нашелся из прошлого.

— Мы же все понимаем, что публичное обвинение и реальное преступление могут не совпадать, поскольку так работает система. Скольких людей обвиняют в том, чего они не делали, того же Кирилла Серебренникова обвиняли в финансовом мошенничестве, — добавляет она. — Мне кажется еще, что многие дела не попадают в сферу внимания больших СМИ и остаются известны только внутри профессионального общества, и насколько сейчас система управления уничтожает любого, кто хоть немного выпадает из структуры, сказать сложно.

Расследование Навального

Кибовский еще пять лет назад был фигурантом расследования Фонда борьбы с коррупцией. В нем Алексей Навальный рассказывал, что в 2018 году министр правительства Москвы оформил государственную квартиру на Садоводческой улице на семилетнего сына. При этом семья уже владела 174-метровой квартирой, купленной у Москвы по льготной цене. Она находится в элитном жилом комплексе «Купеческая усадьба» и стоила 150 млн рублей.