Сюжеты · Политика

Организация коллективной опасности

Армения заговорила о планах выйти из ОДКБ и уже поссорилась с Беларусью. Зачем это Пашиняну и чем может обернуться?

Дина Унанян, специально для «Новой газеты Европа»

Премьер-министр Армении Никол Пашинян на сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности в Ереване, Армения, 23 ноября 2022 года. Фото: Владимир Смирнов / Sputnik / Kremlin / EPA-EFE

«Выйдем — вы нас этим пугаете?» — так премьер-министр Армении Никол Пашинян ответил оппозиционному депутату на реплику о том, почему страна выражает недовольство ОДКБ (Организацией договора о коллективной безопасности), но остается ее членом.

Пашинян упрекнул бывшие власти своей страны во вступлении в «союз-пузырь», члены которого «с Азербайджаном планировали войну» против Армении. Также он заявил, что не приедет в Беларусь, пока страной управляет Александр Лукашенко, который поддерживал подготовку к 44-дневной войне в Нагорном Карабахе и желал победы Азербайджану.

«Новая-Европа» вместе с экспертами разбирается в вероятности, мотивах и последствиях выхода Армении из ОДКБ.

Как (не) работал договор в отношении Армении?

15 мая 1992 года, сразу после распада СССР и в разгар Первой Карабахской войны Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали договор о коллективной безопасности. Армения стала государством-учредителем ОДКБ, а ее членство фактически — важной гарантией сохранности страны.

Со временем состав стран Совета изменился, но неизменным осталось ключевое положение Договора и четвертая статья: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора».

Несмотря на эту статью и российскую военную базу в Гюмри, в сентябре 2022-го, при очередном столкновении на границе, Армения потеряла 10 км² суверенной территории в районе курортного города Джермук. А в ночь на 13 сентября по пункту дислокации пограничных сил ФСБ России в Гегаркунике был нанесен удар: повредило казарму и военную технику российских войск.

Поврежденная казарма в Гегаркунике. Фото: ArturPetrosyan1988 / Wikimedia (CC BY-SA 4.0)

13 сентября Армения обратилась в ОДКБ и непосредственно к Москве. К вечеру российские представители объявили, что добились перемирия между двумя сторонами, но почти сразу оно было нарушено. Конфликт приостановился только на следующий день, после заявления министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова о том, что страна в одностороннем порядке предлагает Армении остановить огонь. Вечером того же дня Ереван подтвердил, что стрельба на всех направлениях прекратилась.

Причины бездействия России были очевидны. Военные, дипломатические и информационные силы Кремля уже семь месяцев были сосредоточены на войне в Украине.

Поэтому ОДКБ под председательством Беларуси ограничились протокольными формулировками и отправкой миссии на армяно-азербайджанскую границу «для оценки сложившейся обстановки».

Пассивная реакция со стороны «союзников» Армении на вторжение Азербайджана вызвала предсказуемое недоумение и гнев со стороны общества. Так, 18 сентября 2022 года в Ереване политические партии «Национальный демократический полюс» и «Европейская партия Армении» организовали митинг с требованием выхода из ОДКБ и начала переговоров с другими союзниками, чтобы создать новую систему безопасности.

Спустя два месяца после эскалации на границе, в ноябре 2022-го, Ереван принял очередной саммит ОДКБ. Там Никол Пашинян заявил, что участие Армении в договоре не удержало Азербайджан от нападения, а организация так и не поняла, как отреагировать на агрессию Баку: «Эти факты наносят огромный урон имиджу ОДКБ, как внутри Армении, так и за ее пределами», заявил премьер. Тогда же он выразил надежду на «союзнические подходы» и «слаженное коллективное взаимодействие по актуальным проблемам».

На том же заседании Лукашенко заявил, что приоритетом Минска в ОДКБ станет разрешение конфликта между Баку и Ереваном: «Да, есть нюансы. И серьезные, может быть. Но мы можем этот конфликт, который может разгореться опять, в корне урегулировать сейчас. <…> Это один из приоритетов белорусского председательства. Мы не должны закрывать на это глаза».

ОДКБ для Армении: необходимость для выживания или требование общества?

13 июня на заседании парламента Пашинян начал свой ответ на замечание оппозиции о «провальном участии» в организации с упреков в адрес Лукашенко: «Один из руководителей стран ОДКБ заявляет, что участвовал в подготовке войны, поощрял, верил и желал победы Азербайджану. И после этого я поеду с главой Беларуси в формате ОДКБ что-то обсуждать? Беларусь я больше никогда не посещу, пока там президентом является Александр Лукашенко. Также с этого момента ни один официальный представитель Армении не будет посещать Беларусь», — сказал Пашинян. После этих заявлений страны отозвали послов для консультаций.

В комментарии «Новой-Европа» бывший посол Армении в РФ Степан Григорян допустил, что такие высказывания Пашиняна могут привести к снижению уровня дипломатических отношений с Беларусью: «ОДКБ не признает территориальной целостности Армении. В замороженном состоянии оставаться опасно, иначе конфликты с остальными участниками организации будут неизбежны». В современной Армении «сложно искать общий язык с диктатурами, а в большинстве стран ОДКБ именно такой строй», — подчеркнул он.

Заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване, Армения, 23 ноября 2022 года. Фото: Владимир Смирнов / Sputnik / Kremlin / EPA-EFE

На том же заседании парламента Пашинян заявил, что больше двух лет пытается получить от ОДКБ ответы на вопросы о том, как соблюдаются интересы Армении: «В 2021 году с этими вопросами мы обратились в организацию. Ответ от коллег из ОДКБ был таким: “Безопасность Армении — красная линия для ОДКБ”. Но в результате проведенной работы, анализа и обращений в организацию у нас возникли большие сомнения в этих словах». Армения, по словам премьер-министра, пришла к выводу, что организация отказывается брать взятые на себя обязательства.

О том, что Ереван может покинуть ОДКБ, Пашинян говорил еще весной 2023 года, а осенью государство перестало участвовать в совместных учениях и приостановило членские взносы. Аналитик Тигран Григорян в комментарии «Новой-Европа» подчеркнул, что «на данном этапе никакого решения о выходе нет», ведь прямым текстом премьер пока ничего подобного не заявлял.

Эксперты, с которыми поговорила «Новая-Европа», сходятся во мнении, что излишне эмоциональная реакция премьера может быть обусловлена и внутриполитическими факторами. 

«Рейтинг [руководства] России в Армении сейчас находится на рекордно низком уровне, и Пашинян, конечно, играет с этими сантиментами для увеличения своей поддержки. И это работает.

Если посмотреть на последние соцопросы, видно, что именно эта политика дистанцирования от России и сближения с Западом прибавляют Пашиняну политических очков внутри страны», — отметил Тигран Григорян.

Триггером к резким изменениям отношений с Россией стали в том числе внутренние кризисы и протесты, которые проходят в стране уже несколько месяцев. «Критика российской политики направлена на оппозицию и “пророссийские силы”. Те, кто сегодня требуют отставки, идеологически связаны с Россией», — заметил Степан Григорян.

Допустим, Армения выйдет из ОДКБ. Какие есть альтернативы?

Вместе с предполагаемым выходом из ОДКБ Армения ищет альтернативные системы безопасности. Одна из них — НАТО. На сайте Министерства обороны говорится, что отношения страны с Альянсом «играют важную роль в обеспечении безопасности, поскольку Армения взяла курс на европейскую интеграцию». Аналитик Тигран Григорян в нынешней ситуации не видит препятствий для сотрудничества: «Если есть политическая воля у обеих сторон, то это можно сделать и сейчас. Но о вступлении в альянс пока не может быть и речи. Это практически невозможно».

В то же время Армения устанавливает связь в оборонной сфере с Индией, Францией и другими странами: «Но пока речь идет о военно-техническом сотрудничестве, каких-либо договорных обязательств на данном этапе нет», — заметил Тигран Григорян.

Степан Григорян считает, что наличие ОДКБ в регионе может спровоцировать новую эскалацию: «Из-за наличия ОДКБ и военных связей с Россией риск потерять Сюник (регион южной части Армении, через который Баку планирует провести дорогу для прямой связи с Нахичеванским эксклавом.Прим. авт.) гораздо выше».

***

Российское влияние в регионе всё еще остается сильным. Помимо серьезного военного присутствия в виде пограничных войск ФСБ России, между Ереваном и Москвой есть двусторонний «Договор о дружбе» 1997 года, и тесная экономическая связь. Она после полномасштабного вторжения РФ в Украину только укрепилась. Например, экспорт армянских продуктов в Россию увеличился в два раза.

«Для уменьшения этой зависимости потребуются годы. Это довольно длительный и серьезный процесс. Поэтому на нынешнем этапе решение о выходе Армении из ОДКБ вряд ли изменит ситуацию в регионе», — резюмировал Тигран Григорян.