Сюжеты · Политика

Главпур в Святой Руси

Об очередных задачах путинизма, или Военное поселенчество от Аракчеева до Дугина

Юрий Пивоваров, академик, специально для «Новой газеты Европа»

Российские военнослужащие, несущие охрану на территории грузового морского порта в Мариуполе, Украина, 29 апреля 2022 года. Фото: Сергей Ильницкий / EPA-EFE

После окончания наполеоновских войн Александр I решил обезопасить западные границы империи. Была создана система поселений, где крестьяне, оставаясь земледельцами, несли воинские повинности. Дореволюционный историк Александр Корнилов писал: «На эти поселения потрачено было много средств, чтобы устроить их быт прочно и планомерно; с другой стороны, жизнь поселенцев была скована мелочной, мертвящей военной регламентацией; всякое хозяйство находилось под неустанным надзором начальства… Военной дисциплине были подчинены не только мужчины, но и женщины; дети в известном возрасте отбирались в учение и зачислялись в кантонисты. Население, несмотря на значительные материальные выгоды, относилось к этой системе с ненавистью, так как это была неволя — хуже крепостного права».

Современники связывали военные поселения с именем Алексея Аракчеева, военного министра и фаворита Александра I. По сути, это была попытка доказать, что модные тогда разговоры об отмене крепостного права (освобождении миллионов крестьян), вообще о проведении либеральных реформ суть не лучшие варианты решения социального вопроса. Военные поселения должны были стать эффективной альтернативой планам эмансипаторов. Казалось (Аракчееву и другим): жесткий контроль за жизнью крестьян, их подчинение железной дисциплине, включение женщин и детей в новый «военно-поселенческий порядок» создадут островки здорового консервативного существования. Они словно должны были подтвердить центральный принцип обскурантизма–охранительства: несвобода лучше, чем свобода.

Портрет графа А. А. Аракчеева работы Джорджо Доу, 1824. Источник: Общественное достояние / Wikimedia

Но Россия пошла другим путем — и в начале царствования Александра II провела Великие освободительные реформы. В общем и целом выбрав модернизацию, европеизацию, движение к «открытому обществу», «обществу совершеннолетних» (по терминологии Канта). Однако «военно-поселенческие» (в разных видах) идеи не были забыты отечественной политической мыслью. Их мы можем обнаружить в произведениях ряда выдающихся консервативных философов (например, Константина Леонтьева). Впрочем, и «левое», радикалистское направление не было чуждо «военно-поселенчеству» (скажем, Михаил Петрашевский).

В раннесоветском XX в. «аракчеевщина» добилась оглушительных успехов.

Идея и практика нео-аракчеевщины были воплощены в режиме тотального господства ВКП(б) — «Второго Крепостного Права большевиков», как говорили тогдашние остроумцы.

«Аракчеев» («гений зла», по Пушкину) победил «Сперанского» («гения добра», по словам Александра Сергеевича). Но в середине XX в. «Сперанский» робко пошел в наступление. Оттепель привела к постепенному оттаиванию советского Ледяного дома, сокращению «аракчеевского» наследия. Контрнаступление «военно-поселенцев» (середина 1960-х — середина 1980-х годов) окончилось неудачей. Горбачёвская перестройка и ельцинские 90-е, казалось, похоронили ленинско-сталинское «военное поселенчество».

***

С приходом Путина началось возвратное движение. Как раз в это время мир достиг полноты состояния «открытого общества», разных видов равенства — расового, социального, гендерного и т. д. Пламенный реакционер Константин Леонтьев полагал, что равенство ведет к «вторичному упростительному смешению», гибели самобытных цивилизаций, отказу от их «цветущей сложности». На самом деле всё не так. Именно равенство обеспечивает «цветущую сложность», полифонию яркого и радостного. Мировоззрения же типа леонтьевского, хотя и достигли в конце XX — начале XXI в. определенного успеха, но не стали мейнстримными.

Напротив, в путинской России антилиберальные и антидемократические настроения нашли себе немало сторонников. Один из первых среди них — Александр Дугин. Философ насилия и войны, певец тоталитарных диктатур, смертельный враг «свободы, равенства, братства», стремящийся к распространению «военных поселений» на всю Россию. Безответственный и безжалостный демагог, пытающийся поссорить отечество со всем миром.

Александр Дугин. Фото: Максим Шеметов / Reuters / Scanpix

В своей статье «России нужна тотальная милитаризация» (опубликована на сайте РИА Новости 7 марта 2024 г.) Дугин уверяет, что Россия ведет священную войну с погрязшим в мерзостных грехах «коллективным Западом». Поэтому «в стране должна быть установлена военная идеология, идеология победы. Без идеи сражаться невозможно… Родина, Отечество, держава — это прежде всего идея. И она должна утверждаться во всём: в культуре, в информационной политике, в воспитании, в образовании, в самом настрое элит и масс, в психологии повседневной жизни. Это требует актуализации и массового повсеместного внедрения традиционных ценностей, исторического самосознания, яркого и интенсивного представления о русской идентичности».

По мнению Дугина, украинский режим оказался в состоянии организовать упорное сопротивление российским войскам, поскольку успел провести радикальную и тотальную идеологизацию населения. «Конечно, нельзя следовать за террористами и маньяками, но в расслабленном состоянии эту враждебную нам идеологическую силу, замешанную на альянсе неонацизма, глобализма и либерализма, победить невозможно. Война должна стать народной, наше воинство и ОПК (оборонно-промышленный комплекс, ранее было ВПК, т. е. военно-промышленный комплекс.Прим. авт.) должны быть флагманами идеологизации. Структуры Главпура должны быть восстановлены в полной мере, но на сей раз вооружены новой идеологией державного патриотизма… В конце концов идеологизировать следует всё общество…»

Разумеется, продолжает Дугин, ряд либеральных прав и свобод будет ограничен в силу чрезвычайных обстоятельств. «Категорически следует запретить любую критику государства, героев России, власти, церкви и президента, а также нападки на патриотизм, русскую идею и антивоенную пропаганду. 

Любые СМИ и социальные сети, транслирующие подобную повестку дня, должны быть немедленно поставлены вне закона».

Фото: David Mdzinarishvili / Reuters / Scanpix

Сумрачный философ требует: «Необходима милитаризация культуры. В центре внимания должно быть поставлено (так в тексте; этот певец «русского мира» весьма небрежен с родным языком.Прим. авт.) прославление подвига наших героев на всех этапах истории — включая СВО. Любой концерт, любая передача, любое мероприятие должны начинаться с гимна и воспевания подвига русского человека. Любой намек на их осмеяние должен привести к административной ответственности, закрытию любых способов публичных прославлений своих антипатриотических или просто аморальных ориентаций…».

Дугин также утверждает, что тотальная милитаризация предполагает смену элит. «Элиты, сложившиеся в обществе с 80–90-х годов, в массе своей являются носителями духа поражения, цинизма, эгоизма, коррупции, насилия, лжи, тех качеств, которые выносят на поверхность донный мусор общества в эпоху всеобщего вырождения и развала…» На их место должны прийти другие элиты — «героев и мучеников, созидателей и носителей высшего нравственного начала». При этом Дугин предупреждает: «Фронт и риск делают лишь половину дела в формировании стержня новой русской элиты». Те, кто возвращаются с войны, должны получить «в ускоренном порядке наилучшее — элитарное — образование». Но, сетует Дугин, «подавляющее большинство образовательных структур в России отражают как раз либеральный уклад 80–90-х. Поэтому необходима милитаризация образования, резкий слом вектора, — прежде всего в гуманитарных науках, — установившийся в последние десятилетия под прямым контролем и непосредственной указке Запада, с которым сегодня мы находимся в состоянии войны…».

Милитаризация должны затронуть и СМИ. «Информационная стратегия политического вещания сейчас стремится быть на уровне, но милитаризации должна быть подвержена и остальная часть работы: культурная, просветительская и даже развлекательная».

И, наконец, необходима милитаризация быта. «Патриотизм должен стать образом жизни, переформатировать бытовую психологию обывателя. Всё публичное пространство должно быть заполнено символами войны и победы. Надо донести эту мысль до родителей и воспитателей: цель всего народа — вырастить поколение героев…»

Владимир Путин выступает во время церемонии вручения Героям России медалей «Золотая звезда» в Российском национальном центре управления обороной в Москве, Россия, 19 декабря 2023 года. Фото: Михаил Клементьев / EPA-EFE / Sputnik

Да, и конечно, надо многократно усилить бдительность спецслужб, правоохранительных органов и «обычных граждан по отношению к тем, кто дает основания сомневаться в своем патриотизме, демонстрируя признаки либерального, проукраинского и русофобского поведения… Пора возрождать СМЕРШ».

Дугин проповедует общенациональное «военно-поселенчество», гебистский «Домострой», экономическую и финансовую автаркию. Он хочет Главпура и СМЕРШа. Чтобы следить, принуждать, карать. При этом рассчитывает и на самодеятельность граждан, которые станут выявлять крамолу и сообщать о ней куда следует. Надеется, что родители будут растить детей в духе его «new brave world».

И вновь Дугин возвращается к теме элиты. Он горячо поддерживает идею Путина создать «новую элиту» (говоря прямо — элиту войны). Сегодняшняя элита «выступает в качестве противорусского авангарда» (такая элита характерна для «failed state», а не для закованного в броню идеократического порядка). В этом смысле даже киевская элита («террористов и маньяков», по определению Дугина) гораздо дееспособнее. И только диву даешься, как с этой непотребной элитой (элиткой) Путину удалось совершить свои «подвиги» на внешнем и внутреннем фронтах.

***

27 марта 2024 г. на сайте Московской патриархии был опубликован Наказ «Настоящее и будущее русского мира», принятый XXV съездом Всемирного русского народного собора (ВНРС). Напомню: председателем Собора является патриарх Кирилл; среди руководителей — «православный олигарх» Малофеев и ряд других известных людей. По всей видимости, ВРНС представляет интересы и чаяния того сегмента российского общества, который называют «православно-патриотическим». 

Не ошибемся, если обратим внимание на тесные связи Собора с Администрацией Президента (АП): без одобрения этой инстанции в стране невозможны никакие акции и документы, претендующие на общенациональное значение.

В Наказе утверждается, что «специальная военная операция является новым этапом национально-освободительной борьбы русского народа против преступного киевского режима и стоящего за ним коллективного Запада, ведущейся на землях Юго-Западной Руси с 2014 года. В ходе СВО русский народ с оружием в руках отстаивает свою жизнь, свободу, государственность, цивилизационную, религиозную, национальную и культурную идентичность, а также право жить на собственной земле в границах единого Российского государства. С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняет миссию Удерживающего, защищая мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада».

Наклейка Герои Z на городском автобусе в Подольске, Подмосковье, Россия, 25 апреля 2023 года. Фото: Максим Шипенков / EPA

Получается, что убийство десятков людей на вокзале в Краматорске — это «священная война» «святой Руси» против «преступного киевского режима». А бомбежки старинного района Подол в украинской столице — национально-освободительная война русского народа против «необендеровцев». Россия и ее народ оберегают (с оружием в руках) духовное пространство «святой Руси» — именно поэтому (последовательно и с поразительной жестокостью) уничтожают землю Украины.

«Соборяне», не стесняясь, заявляют: «После завершения СВО вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России». Это ведь органическая часть их святорусской ойкумены. Не суверенное государство, официально признанное во всём мире (член ООН), — «Юго-Западная Русь», и только.

Более того, они настаивают: «Границы Русского мира… существенно шире государственных границ как Российской Федерации, так и большой исторической России». Вообще же, «историческая миссия (России.Прим. авт.) заключается в том, чтобы раз за разом обрушивать попытки установления в мире универсальной гегемонии… подчинить человечество единому злому началу». Надо полагать, что сегодня это — глобализация по американским лекалам.

«Построение тысячелетней российской государственности является высшей формой политического творчества русских как нации», — утверждает Наказ. Разделение и ослабление русского народа всегда приводило к кризису российского государства. Поэтому восстановление утраченного единства «является ключевым условием “выживания” и успешного развития России и русского мира в XXI веке».

В связи с этим воссоединение русского народа должно стать одной из приоритетных задач внешней политики России, утверждают «наказники». «Следует возвратиться к существующей более трех веков доктрине триединства русского народа». Согласно этой «доктрине», «русский народ состоит из великороссов, малороссов и белорусов, являющихся ветвями (“субэтносами”) одного народа, а понятие “русский” охватывает всех восточных славян — потомков исторической Руси. Доктрина триединства должна получить законодательное закрепление и быть неотъемлемой частью российской системы права». «Триединство должно быть включено в нормативный перечень российских духовно-нравственных ценностей и получить соответствующую правовую защиту».

Рекламный щит с изображением на Калужской площади в Москве, Россия, 1 декабря 2022 года. Фото: Максим Шипенков / EPA

Все эти рассуждения не новы; эти слова мы уже слышали. Новое же заключается в том, что этот псевдодуховный «историософский» документ адресован российским законодательным и исполнительным властям. То есть претендует быть инструкцией по проведению определенного политического курса. В Наказе прямо сказано, что «русскому миру» тесны границы сегодняшней РФ и «исторической России» (императорской? советской?). Значит, он зовет к продолжению пространственной экспансии. Облекая ее в сакральные и историко-политические одеяния.

(Представляется: патриарх Кирилл в торжественном облачении на белом коне въезжает в одну из возвращенных русских столиц, находившихся в полоне у сатанинского Запада. А за ним — легионы воинов во главе с православным витязем Шойгу. И добровольческое женское подразделение, которое ведет Маргарита Симоньян. Ветер развевает ее длинные черные волосы, глаза сверкают неописуемым восторгом, солнце трепещет на металлическом панцире. Жанна д’Арк Русского мира, дама-воительница русской истории. В правой руке у нее копье; она поражает им змея, пытающегося достать ее своей ядовитой пастью. А за ней — все знакомые лица. Кто в тачанке или на БТР, кто верхом, кто в пешем строю. Апостолы тысячелетнего государства и аннибалы информационной войны. Гвардейцы Путина и опричники эфира, поклонники «Домостроя» и маркиза де Сада. «Дневные волки», проникнутые ненавистью к сатанистам и иноагентам. История судила им установить земшарную диктатуру Русского мира. Земшарную — пока. В будущем же — вселенскую. От «Крым наш» — к «Космос наш»! А чей же еще? Наследие Королёва и Гагарина!)

Но в Наказе — не только бравурное и самодовольное. Его авторы — с болью и гражданским мужеством — признают, что страна переживает демографическую катастрофу.

А ведь для достижения великих целей (см. выше) необходим интенсивный естественный (т. е. не через миграцию) рост численности населения (популяции). Этого не добиться «без возрождения… традиционной многодетной семьи» и «традиционных семейных ценностей».

Семья, постулирует Наказ, — «главная национальная цель развития». «Должны быть разработаны и внедрены комплекс мер, стимулирующих супружеские пары к рождению третьего и последующего ребенка» (всё-таки проблемы с языком у русомировцев непреодолимы.Прим. авт.). Вооружившись тезисом великого русского ученого Менделеева, гласившего, что назначение политики состоит в «разработке условий для размножения людского», государство всеми силами должно способствовать тому, чтобы «за сто лет устойчивого демографического роста довести численность населения России до менделеевских 600 млн человек».

Наказ призывает государство принять меры для защиты семьи и семейных ценностей «от пропаганды абортов, половой разнузданности и распутства, а также содомии и различных сексуальных извращений». «В российское общество должны вернуться традиционные для русского народа целомудрие и добродетель».

Владимир Путин по видеосвязи принимает участие во Всемирном русском народном соборе в Сочи. Фото: Михаил Клементьев / EPA-EFE / Sputnik

С семейной политикой тесно связана политика в области образования и воспитания. «Усвоение мировоззренческих идей и духовно-нравственных ценностей русской цивилизации является важнейшим аспектом в национализации современных российских элит, а также в воспитании будущих поколении граждан России. Решение указанной задачи требует суверенизации национальной системы образования».

Отечественные образовательные программы, а также программы воспитания должны быть «очищены от чуждых российскому народу и разрушительных для российского общества деструктивных идеологических концепций и установок, прежде всего, западных». Необходимо разработать и внедрить в отечественное преподавание социальных и гуманитарных дисциплин «новую социогуманитарную парадигму, опирающуюся на российскую цивилизационную идентичность и традиционные российские духовные ценности».

Это предполагает:

— «критический пересмотр западных научных теорий и школ… на предмет их соответствия суверенному российскому мировоззрению, полезности или разрушительности для укрепления народного самосознания»;

— «проведение ревизии массива гуманитарных знаний, общепринятых теорий и концепций на основе их корреляции с системой мировоззренческих идей и нравственных ценностей русской цивилизации»;

— «перестройку методологических систем, стандартов и оценок без оглядки на международные (а по сути навязанные Западом) критерии и образцы»;

— «реформирование отечественной системы образования для приведения в соответствие с основными параметрами суверенного российского мировоззрения».

Заключительная часть Наказа написана в менее пафосном тоне. Хотя ее замах — по глубине возможных последствий — громаден. В каком-то смысле я могу сравнить финал Наказа с Программой КПСС 1962 г. В обоих документах дана фантастическая (невероятная) картина будущего. И там, и там предполагаются немедленные кардинальные изменения, И не учитываются наличные возможности.

Фото: юрий Кочетков / EPA

Этот раздел Наказа посвящен градостроительной политике, которая, в конечном счете, должна привести к укреплению семьи и повышению рождаемости. То есть к решению главных, по мнению «соборян», проблем современной России.

На практике это должно означать:

«Из территории шестнадцати мегаполисов и обезлюдевших огромных пространств к 2050 году Россия должна превратиться в равномерно заселенную и обустроенную малоэтажную страну 1000 возрожденных средних и малых городов — в Гардарику XXI века (полагаю, «наказники» не случайно используют это слово; несколько лет назад о Гардарике как о России демократического будущего писал Михаил Ходорковский; по существу, они выдвигают альтернативу.Прим. авт.). 

Пригородные поселки должны стать основным типом поселений в стране. 80% населения России (или более 30 миллионов российских семей) должны проживать в собственных индивидуальных домах на собственной земле».

Захватывающая картина! Головокружительные перспективы! Россия оживет, размножится, задышит свежим воздухом. И выбросит из головы всякие там городские примочки. Обезопасит себя от сатанинских искушений больших городов.

Маниловщина? Силенок не хватит? Думаю, да. Ведь всю эту одноэтажную Россию надо начинить коммуникациями, дорогами, доступным транспортом, школами, больницами и т. д. И откуда возьмутся новые средние и малые города? И куда денутся старые? Вопросов хоть отбавляй.

Фото: Станислав Красильников / IMAGO / Scanpix

Однако главное — не в том, что одноэтажная Гардарика XXI в. есть безответственный вымысел, демагогия, волюнтаризм. За всеми этими планами стоит вовсе не забота о российских гражданах. Увести жителей из больших городов, расселить в необъятных пространствах, блокировать возможность их смычки и коллективных действий — вот подлинная цель авторов Наказа. Они, видимо, хорошо помнят слова Макса Вебера: воздух города делает человека свободным. Для ревнителей несвободы это — указание к действию; им нужно лишить людей этого воздуха. С рассеянным в пространстве и занятым в основном производством потомства населением куда как сподручнее строить мир «несовершеннолетних» (по Канту). Мир без соблазнов и самостояния. Пастыри и педагоги уже наготове.

Не сомневаюсь, что эта маниловщина, сопровождаемая полицеизмом, ввергнет страну в хаос, беспорядок, разорение. Конечно, это ведь лучше, чем «свобода, равенство, братство». Чем выстраданное столетиями движение в сторону российской демократии. Это — не их путь. Цель «наказников» — столкнуть Россию в свою колею.

***

Таковы два родственных документа, появившихся в марте сего года. По сути, это напутствие Путину, вступившему в пятый президентский срок. И у меня есть подозрение (вполне, представляется, обоснованное), что «мировоззренческие идеи» Дугина и Собора ВНРС близки нынешнему главе российского государства. Их осуществление (хотя бы и частичное) превратит страну в православный Иран. Клерикализация и идеологизация общества, апелляция к неким традиционным ценностям и «священная война» с «токсичным» Западом, отказ от мировой социогуманитарной науки в пользу доморощенной (т. е. никакой — не-науки, лже-науки), полное отрицание всяких вольностей в сексуальной сфере (многодетная семья как идеал супружеской жизни), бегство от городской цивилизации в «одноэтажную Россию», постоянное расширение «духовного пространства Святой Руси», обеспеченное территориальной экспансией, — вся эта смесь евразийства (на нео-советский лад) и сталинизма сделают Россию закрытым тоталитарным государством. К тому же, с милитаристско-державной идеологией и господством возрожденного СМЕРШа (права на внесудебную расправу).

Фото: Анатолий Мальцев / EPA

Я всё размышлял, чем завершить этот текст. Но за меня это сделала реальная жизнь.

Дугин возглавил Высшую политическую школу им. Ивана Ильина, созданную в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Происходит окончательная перезагрузка бывшего либерального вуза. Дугинская ВПШ заполнит «русским содержанием идеологический вакуум» в университетской среде. Эта структура займется формированием мировоззрения обучающихся с опорой на «российскую цивилизационную идентичность» и «традиционные российские духовно-нравственные ценности». То есть будет центром не только «научным» (как это декларируется), но и «образовательным». Напомним: у Ивана Ильина — репутация «русского фашиста» (см. его работу «О русском фашизме», 1928 г.); он, как известно, — любимый философ Путина.

И еще одно сообщение: в России обсуждается идея создания Министерства молодежной политики и патриотического воспитания. Оно заменит Министерство просвещения — его «факультативная» (т. е. собственно образовательная) часть вольется в Минобрнауки.

Всё логично. Идея Просвещения органична «открытому обществу». Путинскому же соответствует подданнический патриотизм, в основе которого — вовсе не пресловутые «самодержавие/православие/народность», а низкопоклонство перед властью, ненависть ко всему инаковому (к «цветущей сложности») и тотальный страх.

«Мировоззренческие идеи» Дугина и «соборян» сбываются.

Что делать нам — тем, для кого такое настоящее и такое будущее неприемлемы?