Сюжеты · Политика

Чехия vs Словакия

Из-за пророссийских заявлений премьера Словакии Чехия отказалась от стратегически важных консультаций правительств. Раскол между двумя соседями по ЕС и НАТО усугубился

Алексей Агеев, специально для «Новой газеты Европа»

Премьер-министр Чехии Петр Фиала и премьер-министр Словакии Роберт Фицо перед встречей в Праге, Чешская Республика, 27 февраля 2023 года. Фото: Martin Divisek / EPA-EFE

В начале марта Чехия приостановила межправительственные консультации со Словакией из-за «значительных разногласий».

За этой, казалось бы, дежурной формулировкой на самом деле скрывается серьезный раскол. За последние десять лет чешско-словацкие консультации стали важным инструментом синхронизации политик двух стран, столь тесно связанных экономически и культурно. «Разногласия», на которые теперь ссылался премьер-министр Чехии Петр Фиала, — это реакция Праги на последние заявления членов правительства Словакии о войне России в Украине. После победы на выборах в стране партии Роберта Фицо новый премьер-министр в годовщину российского вторжения, например, заявил, что война началась в 2014 году с «разгула украинских неонацистов».

Как российское вторжение рассорило Чехию и Словакию, и почему выступивший в 2012 году инициатором первых межправительственных консультаций Роберт Фицо теперь своими же руками уничтожает особые отношения двух стран — разбирался чешский журналист Алексей Агеев.

«Независимо от того, будет ли премьер-министр Словакии приверженцем левых взглядов, а премьер-министр Чехии сторонником консервативных ценностей, или наоборот, я думаю, что у нас такие отношения, которым могли бы позавидовать другие премьер-министры и другие государства», — такими словами премьер-министр Словацкой Республики Роберт Фицо открыл в 2012 году первое заседание чешско-словацких межправительственных консультаций. Тогда Фицо считался социал-демократом, делающим упор на проевропейскую внешнюю политику.

Для открытия первых консультаций политики двух стран специально прибыли к пограничной горе Велка Яворжина в Белых Карпатах на традиционный праздник братства чехов и словаков, который проводится в последние выходные июля и приурочен к выходу первого номера Словацкой национальной газеты в 1845 году. На встрече много говорилось о прекрасных отношениях между странами и людьми после мирного и добрососедского разделения Чехословакии. Однако на самом деле отношения были далеки от идеальных, и межправительственные консультации были призваны их поправить, используя тесную социальную и экономическую интеграцию двух стран.

Развод с разделом имущества

В первые годы существования независимых государств Чехии и Словакии встречи глав их правительств были очень нерегулярны. В период с января 1993-го по октябрь 1997 года премьер-министры стран лишь изредка встречались на международных мероприятиях. Причиной стал затянувшийся конфликт из-за раздела бывшей чехословацкой собственности — железных дорог, золотого запаса, долгов.

Запланированный на апрель 1997 года визит в Чехию словацкого премьера Владимира Мечьяра был отложен после того, как президент Чехии Вацлав Гавел в интервью французской газете Le Figaro назвал того человеком, страдающим психозом. Мечьяр потребовал извинений. В свою очередь Прага в дипломатической ноте потребовала извинений уже от Мечьяра за его оскорбительные высказывания в адрес Гавела и его бывшей жены Ольги.

Президент Чешской Республики Вацлав Гавел во время встречи на 5-м саммите президентов стран Центральной Европы в Левоче, Словакия, 24 января 1998 года. Фото: Gabor Monos / EPA

Авторитарный стиль правления Мечьяра критиковали в США и в ряде иностранных организаций. В середине 1990-х годов имидж Словакии за рубежом был настолько плох, что страна попала в международную изоляцию и выпала из первой волны интеграции в ЕС и НАТО. Если Чехия вступила в НАТО в 1999 году, то Словакия — только в 2004-м, и Мечьяр косвенно обвинил в этом чешского лидера Вацлава Гавела.

Отношения между двумя государствами стали постепенно улучшаться лишь после того, как премьер-министром Словакии стал Микулаш Дзуринда. Бывшие части одной страны пытались наладить сотрудничество в новой организации — Вышеградской группе с участием еще Польши и Венгрии.

В 2000 году наконец завершился раздел чехословацкой собственности — по числу граждан в соотношении 2:1. А после вступления обеих стран в ЕС усилилась и потребность действовать на внешней арене сообща. Да и сильная экономическая зависимость, сохранившаяся со времен общего государства, заставляла Чехию и Словакию постоянно взаимодействовать.

Стартовавшие по инициативе словацкого премьера Роберта Фицо с 2012 года чешско-словацкие межправительственные консультации стали проводиться ежегодно. 

Хотя мероприятия носили во многом церемониальный характер, на них утверждались реальные договоренности, достигнутые на уровне отдельных министерств.

Последняя встреча в формате консультаций состоялась в апреле 2023 года в Тренчине — тогда словацкий кабинет возглавлял Эдуард Хегер. Во время этих консультаций главы кабинета министров обсуждали поддержку конкурентоспособности экономик Чехии и Словакии, текущую ситуацию в Украине, оборонные проблемы, региональное сотрудничество в Центральной Европе, новый стандарт выбросов Евро-7 и укрепление энергетической безопасности. Результатом совместных действий, в частности, стал новый стандарт выбросов Евро-7, который в конечном итоге превратился в значительно более приемлемый и реалистичный, чем предлагавшийся вначале. В ходе длившихся более года переговоров с Еврокомиссией Чехии удалось отстоять все свои ключевые требования.

Владимир Мечьяр, председатель Движения за демократическую Словакию (HZDS), во время собрания HZDS, 22 сентября 1998 года, Братислава, Словакия. Фото: Vladimir Benko / EPA/TASR/VB-cl

Российский вопрос

Однако после того как осенью 2023 года Роберт Фицо стал премьер-министром Словакии в четвертый раз, отношения между правительствами Чехии и Словакии вновь ухудшились.

Сначала глава правительства Чехии Петр Фиала, по традиции, договорился со словацким премьером о продолжении межправительственных консультаций, которые должны были состояться в Чехии весной этого года. А Роберт Фицо, как обычно, после выборов отправился в Чехию с первым зарубежным визитом в новом статусе. Но несмотря на то, что на этой встрече оба политика высоко оценили нестандартные отношения между двумя странами, стало понятно, что их ценности разошлись.

Впрочем, напряжение в общении между словацким премьер-министром и высшими чешскими представителями возникло раньше. Избрание Петра Павла президентом Чехии Фицо прокомментировал так: «Господин генерал за два дня показал, кто он такой. Он сразу знал, к кому обращаться. Он считает, что Украина должна войти в НАТО. Сегодня ни у кого не может возникнуть сомнений, кто за ним стоит, кто его выдвинул и кто его создал». В ответ во время словацкой парламентской предвыборной кампании Павел заявил, что возвращение Роберта Фицо в кресло премьер-министра может привести к разрыву отношений между Чехией и Словакией.

Разногласия усилились в феврале на встрече Вышеградской группы. «Украина — не наша проблема», — сказал Фицо в интервью Чешскому телевидению. Премьер Чехии Петр Фиала выразил другую точку зрения. «Украину нужно поддержать», — сказал он на пресс-конференции.

За несколько дней до этого во вторую годовщину вторжения России в Украину Фицо заявил, что Запад «ложно демонизирует президента России Путина», а ЕС «поддерживает взаимное убийство славян».

На высказывания Фицо отреагировал и премьер-министр Польши Дональд Туск, который заметил, что пражский саммит покажет, имеет ли еще смысл существование Вышеградской четверки.

Однако после встречи премьер-министры стран согласились, что, несмотря на различия в отношении к конфликту в Украине, есть темы, по которым страны Вышеградская группа может договориться и по которым имеет смысл сотрудничать. Например, это развитие атомной энергетики и предотвращение нелегальной миграции. В результате некоторые обозреватели стали называть саммит группы «2+2», где прозападные Чехия и Польша оказались противопоставлены пророссийским Словакии и Венгрии.

Премьер-министр Чехии Петр Фиала на пресс-конференции после встречи в Международном конгресс-центре в Катовице, Польша, 20 июля 2023 года. Фото: Zbigniew Meissner / EPA-EFE

2+2

Сразу после мероприятий Вышеградской четверки Фицо вместе с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном отправились на встречу с бывшим президентом Чехии Милошем Земаном, известным своей пророссийской позицией. Этим частным визитом Фицо решил показать, что находится на стороне противников нынешнего чешского правительства, чем усугубил конфликтную ситуацию.

«Мне нравится встречать политиков, которые успешны в своих странах и пользуются высоким уровнем доверия со стороны граждан, — поделился, в свою очередь, Земан впечатлениями по итогам. — Для меня это была обогащающая встреча, потому что успешные политики имеют собственное мнение и не копируют мнение других». Он также осудил заявление Туска о распаде Вышеградской четверки.

Президент Чехии Петр Павел после встречи, напротив, принял премьер-министра Польши Дональда Туска. В этих условиях Чехии нужно было «сохранить лицо», продемонстрировав, что она не является членом клуба изгоев, а находится на стороне Запада и демократии.

Весь этот растущий клубок противоречий и взаимных недружественных жестов привел к тому, что в начале марта правительство Чехии объявило о решении бессрочно отложить совместные чешско-словацкие межправительственные консультации.

«В то же время индивидуальные переговоры идут и будут проходить, например, на уровне отдельных министров или рабочих групп по конкретным проектам», — сказала пресс-секретарь правительства. В частности, глава МИД Чехии Ян Липавский проведет переговоры со своими коллегами по Вышеградской группе.

Конец особым отношениям

Сегодня Чехия и Словакия обе являются членами ЕС и НАТО, то есть союзниками, и при этом Словакия симпатизирует агрессору, для которого ЕС и НАТО — враг. Пророссийская риторика Братиславы уже привела к возникновения недоверия к Фицо по стратегическим и военным вопросам.

Например, на саммите по вооружения в Париже в конце февраля премьер-министр Чехии отказался рассказывать союзникам из каких неевропейских стран Прага собирается закупать снаряды для передаче их Украине, из-за того, что за столом переговоров присутствовал Фицо.

Фиала объяснил, что не хотел, чтобы стратегическая информация об боеприпасах для Украины утекла к России через словацкого премьер-министра.

Еще до недавнего времени венгерское правительство было единственным в ЕС, поддерживающим контакты с Москвой, несмотря на российское вторжение в Украину. После возвращения Фицо к власти прошлой осенью примирительную политику по отношению к России начала проводить и Словакия. Вслед за регулярными встречами своего венгерского коллеги — недавно прошла встреча и главы словацкого МИД Юрая Бланара с Сергеем Лавровым.

Чехия и Словакия уже переживали аналогичное политическое и ценностное разделение во время правления словацкого премьер-министра Владимира Мечьяра из-за его недемократического подхода и маневрирования между Россией и Западом.

Но никогда еще после распада Чехословакии в двух ее бывших частях не было таких разных правительств, как сегодня. В этой ситуации особые отношения, установившиеся между ними, вряд ли удастся сохранить.

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо во время встречи премьер-министров стран Вышеградской группы (V4) в Праге, Чешская Республика, 27 февраля 2023 года. Фото: Martin Divisek / EPA-EFE