— Я недавно побывала в Клайпеде, посмотрела твой спектакль «Фрагмент» — о том, как мы чувствуем запах дыма, хотя наш дом горит за 1000 км от нас. Этот пожар — некое предсказание того, как загорелась в конце 2022 года твоя нью-йоркская квартира?
— Нет, что ты, «Фрагмент» я ставил уже после пожара в квартире. Хотя ты права: пожар в спектакле я придумал задолго до этого. Но вообще опасно искать предсказания в своих же спектаклях, иначе начнешь себя ограничивать, контролировать свои же фантазии.
— Ты уже поработал в Литве, в Латвии и в Америке. С кем проще найти общий язык: с европейскими актерами или с американскими?
— Если актеры хорошие, то без разницы. Пока мне достаются только хорошие. Если кто-то не понимает меня с первого раза, значит, понимает со второго. Но они очень внимательно слушают мои доводы. А если им что-то не нравится и со второго, я понимаю, что мои аргументы их не «достали». И тогда я стараюсь услышать их — чтобы всё это продолжалось в обоюдном убеждении, а не в насилии. Тем более, сейчас такое время, когда все всё понимают по-разному.
— В феврале 2022-го ты ставил в Америке «Вишневый сад» — почему? Потому что Чехов — это всегда про утрату?
— Нет, в Америке — это старый замысел, года четыре ему было. То у них денег не находилось, то был ковид. И я уже поставил на этом крест, но потом они добыли деньги — и вот я нашел время поехать (смеется). Во всех странах живут очень разной жизнью. И если я даже знаю о каких-то американских проблемах, всё равно могу сделать ошибку, не понимая, насколько важно для них то или иное событие. Тут начинается тонкий лед, на который не надо становиться, — надо прислушиваться к ним. Например, на «Вишневом саде» сидела женщина, которую мне хочется назвать «заведующей по политкорректности». И если ей казалось, что что-то клонится не в ту сторону, она могла остановить репетицию, и мы бы начали обсуждать.