Комментарий · Общество

«Сигнал тревоги начался через 30 минут после начала обстрела»

Жители Белгорода — о последствиях удара по центру города

Украинская армия нанесла удар по центру Белгорода. В результате обстрела погибли 14 жителей, среди которых трое детей, сообщил губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков. Еще 108 человек пострадали. 

Жители Белгорода Мария и Олег (они попросили не называть их настоящие имена) рассказали «Новой газете Европа» о последствиях обстрела города.

По их словам, сигнал тревоги начался в городе только через 30 минут после начала обстрела . Это первый раз, когда в Белгороде звучала сирена, до этого ее включали только в тестовом режиме. 

— Уже службы начали разгребать последствия, а сирену только включили, — рассказывает Олег. — Возможно это было предупреждение какое-то, что все еще есть опасность обстрела. Люди начали искать убежища, в пабликах можно увидеть фотки и видео с закрытыми подвалами. Но я когда ходил [по улице], видел как минимум три открытых подвала, в них горит свет, там были люди. На тот момент уже не было смысла прятаться, и они стояли у входа. Как я понимаю, подвалы открыли, и некоторые туда спускались. Но я спросил у бабули перед подъездом, спускалась ли она в подвал, она сказала, что не спускалась. Поэтому я думаю, что не очень многие прятались. 

Маша говорит, что ее подруга написала после обстрела, что находилась рядом с местом «прилета», и что жители ее дома в срочном порядке идут в подвал.

— Проблема еще в том, что ключи от подвалов только у старших по дому, и если его нет в здании, подвал будет закрыт, — объясняет Олег. — Не знаю, в каком они состоянии, я туда не заглядывал. Думаю, что в целом туда возможно спуститься, если старший по дому все-таки выдаст ключи. 

Мария отмечает, что было страшно выходить из дома. — Мы с другом сейчас разговаривали, что мы бы тупо не смогли выйти. Он сказал, что сидел в коридоре и не мог даже передвинуться куда-то.

Собеседники «Новой-Европа» говорят, что сейчас в городе восстановилось движение. 

— Мы были возле торгового центра, когда это случилось, и люди начали сигналить, чтобы все быстрее ехали, была пробка. Никто не выбегал из машины и не сходил с ума, но люди были испуганные. Сейчас уже все собираются на улице и обсуждают произошедшее.

Когда обстрел только закончился, на улице было очень много людей. Все прохожие собрались у мест, где были повреждения. А где-то через час после обстрела город резко вообще опустел. Не было машин, людей очень мало — они шли молча или по телефону рассказывали о произошедшем. 

Мы сидели без света. Видимо, что-то повредилось и вот только, может быть, час назад его дали. Видимо, какая-то подстанция была повреждена. Писали, что была пробка на выезде, но мы прямо сейчас выехали из города и ничего — все, как обычно. Я еще думала, что возможно будет какой-то трэш на заправках, как 24 февраля, но ничего такого не было, видимо, люди смирились.

Белгород, последствия обстрела. Фото: телеграм-канал «Жесть Белгород» 

Гладков назвал обстрел 30 декабря «самыми тяжелыми последствия за последние два года, которые принесли за собой обстрелы со стороны вооруженных сил Украины».

«На сегодняшний момент у нас есть информация о повреждении более 100 автомоблей, большая часть уничтожена полностью — сгорели. Повреждения выявлены в 22 МКД, большое количество коммерческих объектов, торговых центров, магазинов. Оценка ущерба продолжается. На поврежденных коммуникациях газоснабжения, водоснабжения везде работают аварийные бригады», — рассказал глава региона. 

Белгород, последствия обстрела. Фото: телеграм-канал «Жесть Белгород» 

На территории девяти приграничных муниципальных образований, Белгорода и Яковлевского городского округа отменили массовые мероприятия. 

Источник «Украинской правды» в спецслужбах объяснил разрушения в Белгороде «непрофессиональными действиями» российской ПВО, а также «умышленными и спланированными провокациями». По его словам, целями атак ВСУ были военные объекты. «РБК-Украина» со ссылкой на источники пишет, что удар по Белгороду нанесли силы безопасности и обороны Украины. Собеседник издания из спецслужб назвал это «общими мерами, ставшими последствиями варварских обстрелов Днепра, Харькова, Одессы и убийства мирных жителей».