Российские политические элиты, заявившие о своем противостоянии Западу, пошли на тесное сотрудничество с «изгоями» и «полуизгоями» мирового истеблишмента. И если российское «сотрудничество» с Северной Кореей носит прежде всего военный характер, то в других случаях эти взаимоотношения куда более разнообразны. Среди стран, которые оказались в связке с преступлениями путинского режима, наиболее ярко проявил себя Иран, открыто поставляющий России беспилотники для войны в Украине. Не менее важной является и роль Турции — государства, обеспечивающего почти всю российскую логистику в Средиземноморье, а также Азербайджана, ставшего ключевым узлом транспортировки российских энергоресурсов в Европу и на Ближний Восток. Положение Азербайджана мы рассмотрим отдельно, но и Иран с Турцией на данный момент представляются незаменимыми партнерами российского режима — без их поддержки никакая российская экспансия не была бы возможной.
Россия, Турция и Иран — это тот непосредственный внешний контекст, внутри которого географически существует регион Южного Кавказа. Казалось бы, при таком соседстве судьба этого региона предрешена. И действительно, долгое время все вопросы на Южном Кавказе решались лишь при инициативе и непосредственном участии этих трех сторон. Россия оккупировала грузинские территории Абхазию и Самачабло, что до сих пор позволяет ей постоянно держать горящий факел у фитиля пороховой бочки, способной «подорвать» Грузию. Между Арменией и Азербайджаном развернулся кровавый карабахский конфликт, в создании и «модерации» которого Россия приняла самое непосредственное участие. Сформировав достаточный набор из противоречий и конфликтных ситуаций, Россия долго обеспечивала себе роль гегемона, благосклонного то к одним странам региона, то к другим, а на деле — лишь к преступным интересам российской элиты.
Турция и Иран всё это время имели отлаженные механизмы взаимодействия с Россией и, казалось, были удовлетворены сложившимся статус-кво. Однако начало войны в Украине позволило и туркам, и иранцам выставить России новую цену за терпимость к ее амбициям.