Шведские работники недовольны низкой зарплатой
У Tesla нет производственного предприятия в Швеции, но ее электромобили обслуживаются в мастерских по всей стране. 27 октября около 130 механиков из 10 мастерских Tesla в семи шведских городах объявили забастовку. Рабочие, связанные с главным шведским профсоюзом IF Metall, потребовали заключить коллективный трудовой договор — это когда работодатели и профсоюзы совместно обсуждают заработную плату и условия труда.
В Швеции более 90% работников находятся под защитой коллективных договоров. В них прописывается минимально допустимый размер зарплаты в зависимости от сферы, квалификации и образования сотрудников.
IF Metall утверждает, что зарплата сотрудников Tesla ниже средней по отрасли. Цифры профсоюз не приводит. IF Metall заявляет, что хочет обеспечить работникам более высокие пенсии и страховые гарантии, а также отмечает, что «без коллективного договора ежегодное повышение заработной платы не гарантируется». Кроме того, работники Tesla недовольны, что у них нет сокращенного рабочего времени. В IF Metall в целом считают, что в компаниях, которые не заключают коллективный договор, условия хуже, чем у коллег на других рабочих местах. Например, профсоюз беспокоит, что без соглашения компании могут произвольно менять условия найма.
«Коллективный договор обеспечивает базовую безопасность как Tesla, так и сотрудникам», — считают в IF Metall. Там объясняют, что при заключении соглашения у сотрудников не будет возможности бастовать, требуя более выгодные условия, чем те, которые указаны в договоре.
Крупнейшая национальная профсоюзная организация LO — она объединяет строителей, металлургов, музыкантов и работников многих других отраслей — считает, что американская компания должна адаптироваться к тому, что в стране оклад и условия труда определяются путем переговоров между профсоюзами и работодателями.
«В чём проблема с подписанием коллективного договора? Ни в чём. Это не позволяет работодателю в одностороннем порядке принимать решения или снижать заработную плату и условия труда, когда он захочет. Без коллективного договора власть полностью принадлежит работодателю, а мы никогда не сможем с таким согласиться», — объясняют в LO, объединяющем 1,5 миллиона работников в 10-миллионной Швеции.